АNNАЛИЗ ТЕКСТА |
|
К Lehrer'у |
Коротко об истории этого обсуждения. Собственно, у него два источника. Первый - короткий спор на АБС-форуме о том, можно ли относить тексты Людмилы Улицкой к реалистической прозе. Коротким он был, потому что завершал долгий спор по другому поводу, и участники уже устали.
Гинек Гуф Мне кажется, что это произведение можно разбить на три части. ................................................................................................................................................................. Первая часть. Статическое, широкое описание кулис и (некоторых) персонажей, с которыми должно что-то случиться. Создается почти буколическая картина, напичканная (лишними) подробностями. Автор щеголяет знаниями языка и местной флоры. Нет никакого движения с единственным маленьким исключением (Равиль Юсупов, из Караганды..) . Вводится столько персонажей и их родственных связей, что невнимательный читатель, вроде меня, безусловно запутается. Примеры из текста: - Поселившейся в незапамятные времена на родственных Элладе Таврических берегах. - язык, отстоявший от новогреческого на то же тысячелетнее расстояние, что и древнегреческий отстоял от этого средневекового понтийского, только в таврических колониях сохранявшегося наречия. - Ей давно уже не с кем было говорить на этом изношенном полнозвучном языке, родившем большинство философских и религиозных терминов и сохранившем изумительную буквальность и первоначальный смысл слов: и поныне на этом языке прачечная зовется катаризма, перевозка -- метафорисис и стол -- трапеза... - Черная шаль не по--русски и не по--деревенски обвивала ей голову и была завязана двумя длинными узлами, один из которых плоско лежал на правом виске. Длинный конец шали мелкими античными складками свешивался на плечи и прикрывал морщинистую шею. - Ходила она не праздно, была собирательницей шалфея, чабреца, горной мяты, барбариса, грибов, шиповника, но не упускала также и сердоликов, и слоистых стройных кристаллов горного хрусталя, и старинных темных монет, которыми полна была тусклая почва этой скромной сценической площадки всемирной истории. - Вся округа, ближняя и дальняя, была известна ей, как содержимое собственного буфета. Она помнила не только где и когда можно взять нужное растение, но отмечала про себя, как с десятилетиями медленно меняется зеленая одежда: заросли горной мяты спускаются вдоль весенних промоин восточного склона Киян--горы, вымирает барбарис от едкой болезни, сжигающей нижние ветви, а цикорий, напротив, идет в подземное наступление, и корневища его душат легкие весенние цветы. - родовые особенности (укороченный дедов мизинец, бабушкина приросшая мочка уха) ............................................................................................................................................ Вторая часть. Действие протекает очень быстро. Новый герой только что родилася, уже заканчивает школу, и приключения следуют одно за другим. Примеры: Валерий Бутонов (Через два абзаца он уже ) - перешел из начальной школы в новую десятилетку - Две десятые балла, отодвинувшие его на второе место, показались ему столь жестокой несправедливостью, - Через две недели он был зачислен в цирковое училище - не пошел в училище.- ожидая повестки в армию.- в начале мая его забрали. Предложили сначала идти в ЦСК --- Пошел как все...- зачислен в Институт физкультуры. Всех перехитрил --на лечфак.- Через два месяца после знакомства, ...., они поженились. Появляются приемы детектива - Ваня был жив, но - схватился за карабин -- собачка была ослаблена. Он тихо выругался.-- Знаешь, Валера, что? Мы встретимся с тобой ровно через неделю на Центральном почтамте в Питере. Между одиннадцатью и двенадцатью... и подготовка читателя к ударению на секс в третей части - А цирковые девочки, как прежде школьные, липли к нему.- Валерий, с детства устремленный к мускульным удовольствиям, совершенно упустил из виду ту небольшую группу мышц, которая ведает сугубыми наслаждениями.- расстегнула кнопку на грязных белых джинсах и, не снимая их, нырнула под одеяло, обняла его и сказала голосом трезвым и усталым: Весь день меня жгло, так тебя хотелось...- С тех пор Бутонов женщинам почти не отказывал. ............................................................................................................................................................. Третью часть с некоторым упрощением можно назвать описанием методов, как переспать с Бутоновым. Я понимаю, что секс является важной частью жизни, но здесь создается впечатление, будто жизнь является дополнительной частью секса. В этой части фамилия Бутонов приводится 235 раз. (если я не ошибся). ....................................................................................................................................................... Я люблю, когда в произведении соблюдается правило: если в начале герой куда-нибудь забивает гвоздь, он должен в конце на нем повеситься. В этом произведении это правило чрезвычайно часто, кажется нарочно, нарушается. Это общее свойство, соединяющие все три части. |
||
К семинарам | |||
В Отходы | |||
ABC-лист | |||
Знания здесь! | |||
На форум | |||
Послать NN | |||
Новенькое: 5.02.2005
30.10.2004 3.11.2003 24.10.2003. Продолжение
Пополнение 21.10.2003. Продолжение семинара по интеллигенции 15.10.2003. Размещено обсуждение работы по "Левше" с форума "ГПР" 10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы "Когда всё это кончится" и "Сюжеты бывают всякие". 1.10.2003. Открыт дискуссионный; лист - рассылка, в которую может писать любой подписчик. Хотите попробовать? Мыло на полку (см. внизу)! 19.08.03. Открыт семинар по Шкловскому 19.04.03. И еще одно пополнение "Отходов" - "Эпитеты в "Машеньке" Набокова" 16.04.03. Пополнение в "Отходах" - реферат по эпитетам 10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок 31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского |