Семинары

АNNАЛИЗ

ТЕКСТА

К Lehrer'у

Коротко об истории этого обсуждения. Собственно, у него два источника. Первый - короткий спор на АБС-форуме о том, можно ли относить тексты Людмилы Улицкой к реалистической прозе. Коротким он был, потому что завершал долгий спор по другому поводу, и участники уже устали.

Второй источник - замечание знакомого, которому я указал на Улицкую как на модную сегодня писательницу. Речь шла о нищих, и я хотел найти в сети рассказ "Бедные родственники", но нашел только "Медею". Через некоторое время Гинек, в числе прочего, написал, что "Медея и ее дети" кажется ему написанной несколькими различными писателями. Эта мысль меня удивила, и я попросил несколько развернуть ее. Уважаемый Гинек отказался участвовать в обсуждении текста, однако любезно написал, что он имеет в виду. Этот его анализ, с его согласия, я и публикую здесь - в расчете, что у кого-то появится желание вступить в диалог (уже со мной).
Медея и ее дети

 

Гинек Гуф

Мне кажется, что это произведение можно разбить на три части. .................................................................................................................................................................

Первая часть. Статическое, широкое описание кулис и (некоторых) персонажей, с которыми должно что-то случиться. Создается почти буколическая картина, напичканная (лишними) подробностями. Автор щеголяет знаниями языка и местной флоры. Нет никакого движения с единственным маленьким исключением (Равиль Юсупов, из Караганды..) . Вводится столько персонажей и их родственных связей, что невнимательный читатель, вроде меня, безусловно запутается. Примеры из текста:

- Поселившейся в незапамятные времена на родственных Элладе Таврических берегах.

- язык, отстоявший от новогреческого на то же тысячелетнее расстояние, что и древнегреческий отстоял от этого средневекового понтийского, только в таврических колониях сохранявшегося наречия.

- Ей давно уже не с кем было говорить на этом изношенном полнозвучном языке, родившем большинство философских и религиозных терминов и сохранившем изумительную буквальность и первоначальный смысл слов: и поныне на этом языке прачечная зовется катаризма, перевозка -- метафорисис и стол -- трапеза...

- Черная шаль не по--русски и не по--деревенски обвивала ей голову и была завязана двумя длинными узлами, один из которых плоско лежал на правом виске. Длинный конец шали мелкими античными складками свешивался на плечи и прикрывал морщинистую шею.

- Ходила она не праздно, была собирательницей шалфея, чабреца, горной мяты, барбариса, грибов, шиповника, но не упускала также и сердоликов, и слоистых стройных кристаллов горного хрусталя, и старинных темных монет, которыми полна была тусклая почва этой скромной сценической площадки всемирной истории.

- Вся округа, ближняя и дальняя, была известна ей, как содержимое собственного буфета. Она помнила не только где и когда можно взять нужное растение, но отмечала про себя, как с десятилетиями медленно меняется зеленая одежда: заросли горной мяты спускаются вдоль весенних промоин восточного склона Киян--горы, вымирает барбарис от едкой болезни, сжигающей нижние ветви, а цикорий, напротив, идет в подземное наступление, и корневища его душат легкие весенние цветы.

- родовые особенности (укороченный дедов мизинец, бабушкина приросшая мочка уха) ............................................................................................................................................

Вторая часть. Действие протекает очень быстро. Новый герой только что родилася, уже заканчивает школу, и приключения следуют одно за другим. Примеры: Валерий Бутонов (Через два абзаца он уже ) - перешел из начальной школы в новую десятилетку - Две десятые балла, отодвинувшие его на второе место, показались ему столь жестокой несправедливостью, - Через две недели он был зачислен в цирковое училище - не пошел в училище.- ожидая повестки в армию.- в начале мая его забрали. Предложили сначала идти в ЦСК --- Пошел как все...- зачислен в Институт физкультуры. Всех перехитрил --на лечфак.- Через два месяца после знакомства, ...., они поженились. Появляются приемы детектива - Ваня был жив, но - схватился за карабин -- собачка была ослаблена. Он тихо выругался.-- Знаешь, Валера, что? Мы встретимся с тобой ровно через неделю на Центральном почтамте в Питере. Между одиннадцатью и двенадцатью... и подготовка читателя к ударению на секс в третей части - А цирковые девочки, как прежде школьные, липли к нему.- Валерий, с детства устремленный к мускульным удовольствиям, совершенно упустил из виду ту небольшую группу мышц, которая ведает сугубыми наслаждениями.- расстегнула кнопку на грязных белых джинсах и, не снимая их, нырнула под одеяло, обняла его и сказала голосом трезвым и усталым: Весь день меня жгло, так тебя хотелось...- С тех пор Бутонов женщинам почти не отказывал. .............................................................................................................................................................

Третью часть с некоторым упрощением можно назвать описанием методов, как переспать с Бутоновым. Я понимаю, что секс является важной частью жизни, но здесь создается впечатление, будто жизнь является дополнительной частью секса. В этой части фамилия Бутонов приводится 235 раз. (если я не ошибся). .......................................................................................................................................................

Я люблю, когда в произведении соблюдается правило: если в начале герой куда-нибудь забивает гвоздь, он должен в конце на нем повеситься. В этом произведении это правило чрезвычайно часто, кажется нарочно, нарушается. Это общее свойство, соединяющие все три части.

К семинарам
В Отходы
ABC-лист
Знания здесь!
На форум
Послать NN

Новенькое:

5.02.2005
Размещен полемический комментарий К. Юдина к статье М.Л. Гаспарова о стихотворении О. Мандельштама

30.10.2004
В списке авторов выложена ссылки на анализы текстов, сделанные на форуме

3.11.2003
Размещена
работа О. Кикава
о пунктуации А. Белого

24.10.2003. Продолжение
"Анализа текста" - разбор сюжетов "Жирафа" и "Озера Чад" Н. Гумилёва.

Пополнение
"Отходов" - кусок диплома по сказке эпохи романтизма.

21.10.2003. Продолжение семинара по интеллигенции

15.10.2003. Размещено обсуждение работы по "Левше" с форума "ГПР"

10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы "Когда всё это кончится" и "Сюжеты бывают всякие".

1.10.2003. Открыт дискуссионный; лист - рассылка, в которую может писать любой подписчик. Хотите попробовать? Мыло на полку (см. внизу)!

19.08.03. Открыт семинар по Шкловскому

19.04.03. И еще одно пополнение "Отходов" - "Эпитеты в "Машеньке" Набокова"

16.04.03. Пополнение в "Отходах" - реферат по эпитетам

10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок

31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского

АNNАЛИЗ ТЕКСТА

Озон