АNNАЛИЗ ТЕКСТА |
|
К Lehrer'у |
Иосиф Бродский: геометрия поэтического мира У этого текста длинная и, надеюсь, еще не завершившаяся история. Он была написан девушкой, использующей в сети ник Вечность L'Arma, в качестве курсовой работы по культуре речи - это объясняет некоторые особенности текста. Затем девушка прислала ее мне в ответ на предложение почитать ее работы (хотела она, чтобы ее работы почитали. Что неясно?) Я предложил обсуждать текст в режиме семинара (на что она согласилась), но прежде попросил ответить на несколько технических вопросов по тексту. Дело было в сентябре. С тех пор ответов я не получал, а потому решил публиковать текст как есть, только убрал введение - право же, если вы читали 1 введение к курсовым, вы читали их все. Возможность обсуждения не закрыта; надеюсь, что автор работы тоже еще появится.
Поэзия 1920-1970-х годов развивалась по
направлениям, намеченным в модернизме и авангарде. Можно выделить три основные
линии. Первая идет от акмеизма, условно говоря, петербургская линия (наследующая
опыт Ахматовой, Мандельштама, Аненнского). Вторая идет от футуризма - линия
московская (Хлебников, Маяковский, Пастернак). Третья - линия крестьянской поэзии.
Бродский, родившийся в 1940 году, начал
сознательно работать в поэзии около 1960 года. Это время стало для Бродского
и его друзей днем ноль, точкой отсчета.
Вскоре в 1963 году двадцатитрехлетний поэт был объявлен тунеядцем, в следующем
году арестован, отдан под суд и приговорен к ссылке, несмотря на заступничество
смелых людей. После новой волны протестов в 1965 году Бродский был возвращен
в Ленинград. В 1972 году его выслали из СССР. В США Иосиф Бродский нашел признание,
уважение и доброжелательную обстановку для работы.
§3.1 … В такой архитектуре В первых его стихотворениях
математические термины являются лишь способом приблизить описание к действительности: В провалах алтаря зияла
ночь. Это мир, в котором еще не
появилось пространство. Об этом свидетельствует частое употребление слова "пустота"
в различных его отображениях: "пустота в кармана" (1.30), "с
кресла пустого" (1.52), "пустоты" (1.89). Развалины есть праздник
кислорода Хаос овеществленности, мира,
переполненного предметами, заполняется пространством, вытесняемым все лишнее. Стоит ли? Вряд ли. Не стоит
строчки. Впервые, определив геометрическое
проявление Рая и Ада, поэт примеряет к жизни, словно прикладывает или строит
на реальности, геометрическую символику: Так долго прожили без книг, 3.2.3. 1968 год. Это время
ноля: "Который час?"
"Да около ноля". Именно ноль является определяющей метафорой в стихотворениях этого периода. И даже человек в определенном смысле слова ноль: … Я - круг в сеченье… (1.108) Что есть круг? В сеченье -
ноль. Круг есть точка с радиусом. Стихотворения 1968 года "округлены".
Это стихотворения с радиусом: "И это - тот же круг, но радиус его, бесспорно,
шире" (1.113), "Я думаю, лишь радиус нуля" (1.116), "Вжаться
в сей радиус не жаждет голова, а брюхо…" (1.117), "радиус стрелки…"
(1.122). Ночь. Форточка… О если бы
медбрат 3.2.4. "Квадрат окна"
появляется и в 1969 году. Человек выбрал для связи с миром пространство, ограниченное
четырьмя прямыми. …Посмеиваясь криво, "Конец прекрасной эпохи" - центральное стихотворение данного хронологического сборника. Название говорит само за себя. В этом мире, мире конца эпохи: Только рыбы в морях знают
цену свободе; но их Пространство не нуждается в предметах, оно их вытесняет, осталяя только "поверхности вещей" (1.145). И не то чтобы здесь Лобачевского
твердо блюдут, Так мир становится чертежом. Наверное,
тем, чем он является на самом деле. …Весь в поту,
Закрепляя значимость пространства: Бродский пишет инструкцию к видению того,
что есть на самом деле, инструкцию к построению - "Пение без музыки".
… ведь мы в ту пору Основанием, к которому проводился перпендикуляр (точнее, у Бродского основание проводится к перпендикуляру) есть линия, соединяющая две точки - разлука (в психологическом и пространственном смысле слова): … итак, разлука Две другие стороны образованы взглядами
"жаждущей встречи пары" (1.234). Вершина треугольника становится пространственной
характеристикой, обозначающей убежище для любовников. Земной треугольник является
любовным. Абсолютно жизненным и реальным, только третьим является не человек,
а место встречи, непознанное и в какой-то степени пугающее своей таинственностью
(1.234). …наш Разлука в этом треугольнике трансформируется в прямую, не соединяющую две данные точки, а лежащей между ними. Именно через нее, по мнению Бродского, выражается зависимость любви от жизни. Скорее всего, это будет различное расстояние от точек до прямой: … разбей чертеж Это прямая - своеобразный предел или место точек, где две данные никогда не будут вместе. Она граница, разделяющая их, которую они не в силах пересечь. Эта прямая не содержит точку, которая в первом треугольнике являлась местом встречи, встречи "двух пронзительных взглядов". И построение продолжается построением перпендикуляра из центра данной прямой. Но поскольку прямая бесконечна, то за точку, из которой восстанавливается перпендикуляр, принят центр отрезка, соединяющего две эти точки в земном треугольнике (земная разлука). На основании предыдущих анализов можно сделать вывод, что данные точки переносятся с земного треугольника на небесный. И местом их расположения и будет прямая между двумя данными. Они трансформируются в прямые, которые встречаются в основании перпендикуляра и расходятся в противоположные стороны. Так как прямая содержит бесконечное число точек, то следующие построения могут быть представлены в различных вариантах, зависящих от субъективного восприятия. Об этом говорит и сам поэт в начале стихотворения, упоминая "о двадцати восьми возможностях" (1.233). Стороны этого треугольника также являются линиями "пронзительных двух взглядов", только теперь они перенесены в другую плоскость. У Бродского сначала определяется угол, а потом только то, что его образует. Это геометрия его мира. Данный угол находится в вершине перпендикуляра. А точки пересечения двух взглядов в земном и небесном треугольнике совпадают и являются вершиной углов, общей точкой, точкой соединения в мире реальном и ирреальном, точкой соединения этих двух миров: …она для них сама - услуга, Таким образом каждый из взглядов является лучом падающим и отраженным одновременно. По Бродскому линии взглядов пересекаются под прямым углом: … а каждый взгляд, Далее, обращаясь к геометрии, после того, что "ДАНО" следует доказательство теоремы, в которой: …муча глаз Снабжая геометрический термин реальными вещественными пояснениями, Бродский объясняет его смысл для объективной реальности. Обращаясь к действительности, автор находит в том, что всегда было понятно, скрытый смысл, поясняющий общеизвестные понятия. И постепенно: …скарб мыслей одиноких,
хлам Углы комнаты превращаются в те самые углы,
которые образуют пересекающиеся прямые в нашей модели. В данном случае это пересечение
прямой земной разлуки и взглядов, выходящих из данных точек. И рано или поздно точка Точка ложится на карту звездного неба, и поскольку звезда долговечна, она становится судьбой двух точек. Тем, что им дано, надолго, навсегда, до гроба. Потому что, "невидимы друг для друга", оттуда обозримы они оба. И так будет всегда и везде, в любое время и в любом пространстве, что, в конце концов: …Начнем Может быть, Иосиф Бродский имел в виду
какую-то определенную звезду. Нам кажется, что эта звезда могла бы входить в
созвездие Близнецов. Как известно, Иосиф Бродский родился под созвездием Близнецов.
И две точки, по нашему гипотетическому предположению, являются двумя наиболее
яркими звездами этого созвездия. В качестве приложения - три схемы для людей с не столь богатым пространственным воображением.
|
К семинарам | |
В Отходы | |
ABC-лист | |
Знания здесь! | |
На форум | |
Послать NN | |
Новенькое: 5.02.2005
30.10.2004 3.11.2003 24.10.2003. Продолжение
Пополнение 21.10.2003. Продолжение семинара по интеллигенции 15.10.2003. Размещено обсуждение работы по "Левше" с форума "ГПР" 10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы "Когда всё это кончится" и "Сюжеты бывают всякие". 1.10.2003. Открыт дискуссионный лист - рассылка, в которую может писать любой подписчик. Хотите попробовать? Мыло на полку (см. внизу)! 19.08.03. Открыт семинар по Шкловскому 19.04.03. И еще одно пополнение "Отходов" - "Эпитеты в "Машеньке" Набокова" 16.04.03. Пополнение в "Отходах" - реферат по эпитетам 10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок 31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского |