(Материалы Круглого стола:
обсуждение “Что такое “наивная литература”?”
(выступления участников и гостей семинара 22 апреля,
а также дополнения, присланные позже)
А.В. Тарабукина
Произведения наивной литературы строятся на основе традиций литературы профессиональной, являясь по существу эпигонскими. Причем подражают чаще всего “наивные” авторы не тем или иным конкретным произведениям или писателям (что, однако, возможно), а жанрам в литературном направлении (например, романтическая поэма, роман-эпопея). Подражание обычно не отрефлектированно самим “наивным” автором.
“Непрофессионализм” “наивных” авторов проявляется в первую очередь в языке их произведений. Естественная для непрофессионала граница между разговорным дискурсом и языком литературного повествования преодолевается крайне тяжело, и преодоление это “обеспечивает” характерные ошибки в письменном тексте. Немотивированное использование публицистических и литературных штампов, слов не по их значению также характеризует наивную литературу, что, однако, не отрицает возможности талантливых произведений
Н.Е. Ливанова
Необходимо выяснить, что мы понимаем под профессиональной литературой, чтобы отграничить ее от “наивной”, для этого четко определить критерии профессионализма. Его возможные критерии литературная деятельность как основное занятие и источник дохода; наличие литературного образования; художественная и эстетическая ценность произведения, хотя данный критерий может быть субъективным (чтобы его применять, нужно иметь критерии художественной и эстетической ценности ). На наш взгляд, последний критерий сводит к минимуму возможность отнесения произведения к “наивной литературе”.
Чтобы понять сущность “наивной литературы”, нужно искать не только ее отличия от собственно литературы, но и сходство, точки соприкосновения. Попробовать сопоставить их по различным параметрам, например: деление на прозу, поэзию, драматургию и т.п.
Надо определить: что мы понимаем под “кодом”, которым “наивный” писатель или поэт “не владеют”? В чем причины этого невладения? Возможно, “владеющих кодом” объединяет сходное жизне- и миропонимание, что и “открывает” им код, включает их в традицию, делает актуальным их творчество в любое время (Арсений Тарковский : “Поэзия меньше всего - литература, это способ жить и умирать...” Цит. по: Тарковский А.А. Белый день: стих. и поэмы. - М.:”ЭКСМО-Пресс”, 1998, С. 217), а “наивный” поэт , писатель стремиться подражать образцу, не учитывая то, что первым и необходимым условием творчества “на уровне” является построение своей реальной повседневной жизни по законам поэзии, а стихи являются только внешним следствием внутреннего жизненного пути (А.Блок: “Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, - является чувство пути<…>душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его - только внешние результаты подземного роста души.” Цит. по: Блок А. Душа писателя. //”Я лучшей доли не искал”(судьба А.Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях) / Сост. В.П. Енишерлова. - М.: Правда, 1988). Т.о., “наивность” заключается в непонимании сути поэтического творчества, или “наивный “ писатель, поэт только на пути к этому пониманию.
Что заставляет человека, ранее не имевшего отношение к литературе, начать заниматься литературным творчеством, и какую роль оно выполняет в его внутренней жизни? Толчком к литературному творчеству могут послужить неблагоприятные жизненные обстоятельства, которые заставляют пересмотреть свое жизненное кредо, задуматься о смысле жизни (болезнь, тюрьма и др. ). Литературное творчество может быть способом духовного сопротивления внешним обстоятельствам, способом познания себя и жизни. В этом, на наш взгляд, сходство “наивного” и настоящего поэта.
Возможно, “наивная литература” - это следствие процессов, которые происходили в литературе в 20-е - 30-е годы, когда было провозглашено, что поэтическому и писательскому мастерству можно научить, и особенно приветствовались писатели и поэты из рабочей среды.