(Материалы Круглого стола:
обсуждение “Что такое “наивная литература”?”
(выступления участников и гостей семинара 22 апреля,
а также дополнения, присланные позже)
А.С.
Башарин
Из наблюдений над ходом дискуссии:
В ходе обсуждения проблемы “наивной литературы” пришлось наблюдать, как несколько раз прения заходили в тупик. Суть проблемы каждый раз состояла в вопросе: “Это уже наивная литература?”, “А это еще не наивная?”. Как ни странно, но именно эти тупиковые ветви разговора показались мне наиболее продуктивными. Именно в попытках выйти из тупика предлагались критерии, по которым можно было бы оценивать степень “наивности” произведения. При этом участники исходили из условного, эмпирического знания того, что такое “наивная литература”. Попробую, исходя из такого же эмпирического представления, высказать свои соображения по наиболее существенным критериям “наивной литературы”.
Критерий профессиональности
Понимаемый в финансово-экономическом плане: “Кто получает деньги – профессионал” - не выдерживает критики и потому неприемлем.
Пример 1
.
Сельский житель (крестьянин) может послать свои опусы в местную многотиражку и получить гонорар.
Это может стать регулярным явлением, но не изменит характера его произведений с “наивного” на “профессиональный”.
Критерий профессиональности, понимаемый в социологическом плане: “Для кого это основной род занятий, (а, следовательно, и источник заработка), тот - профессионал” также ненадежен.
Пример 2. Тот же сельский житель может в какой-то момент переехать в областной центр и начать руководить местным ЛИТО.
Критерий не работает - смена занятия не обязательно повлияет собственно на характер его текстов. Однако здесь есть один принципиальный момент.
Пример 3. Предположим, что уровень его произведений через 10 лет после смены профессии резко стал иным, достойным истинного профи.
Как в таком случае мы будем рассматривать его произведения (все еще “наивные” по сути), созданные в течение этих 10 лет (имея в виду, что для нас с нашим критерием социопрофессиональности “наивными” они уже быть названы не могут)? Правильно, как первые опыты большого мастера, как начало творческого пути, первые ступени на пути к высокому искусству и т.п. Получаем парадокс. Следствие: такое понимание профессиональности в чистом виде также не работает.
Последний контраргумент: не всякое произведение, созданное непрофессионалом (в любом понимании) есть произведение “наивное”.
Побочное следствие: а является ли профессионализм гарантией от “наивности”?
Пример 4. Пожилой сельский житель переписал себе в тетрадочку 150 стихотворений Игоря Кобзева и выдает их за свои. Мы, не зная этих текстов, верим пожилому сельскому жителю.
Как мы квалифицируем эти тексты? Правильно, как “наивную поэзию”. Что нам мешает сделать это самим, сейчас, без посредства пожилого сельского жителя? Знание того факта, что это тексты Игоря Кобзева, а он – поэт. Следовательно, профессиональная принадлежность играет роль только для нашего субъективного восприятия. Творчество человека, о котором мы знаем, что он поэт, мы рассматриваем в парадигме профессионального творчества и описываем в критериях талантливо/бездарно, т.е. “плохая” или “хорошая”, но литература. Творчество человека, о котором известно, что он не-поэт (или ничего неизвестно) мы судим примерно так: “Хорошо – значит поэт, хоть и непрофессиональный; плохо – не удивительно, это ведь не поэт!”. А собственно кто, если не поэт? Вот тут-то и приходится вводить понятие “автор произведения наивной литературы” (или “наивный автор”?).
Итак, на мой взгляд, критерий профессиональности исключительно субъективен и в этом аспекте “наивная литература” - это плохая поэзия непрофессионалов. И дело не в том, что плохая поэзия профессионалов от нее чем-то отличается, нет, просто ее мы называем по-другому.
Критерий владения нормами.
Речь идет о степени знакомства автора с нормами литературной системы, в рамках которой он пытается творить. “Наивной литературой” в этом аспекте хочется называть любое обнаруживающее себя неумение, неспособность справиться с используемыми литературными приемами и формами. Смешение слов различной стилистической окраски, слабые рифмы, газетные штампы, скрытые и прямые неосознанные цитаты, - все это как бы отличительные черты того, что мы эмпирически знаем как “наивную литературу”. Беда в том, что под этот критерий попадает и огромное количество произведений “профессионалов”, графоманство образованных людей. Сюда же попадут и детские произведения, страдающие теми же пороками (например, то, что дети пишут в литературных кружках и клубах). Тем не менее этот критерий представляется мне наиболее надежным, поскольку это единственный объективный критерий, характеризующий собственно качество текста. В этом аспекте “наивная литература” – тексты, созданные якобы в рамках какой-то литературной системы, но содержащие массу несознательных ошибок против норм и правил этой системы. Причина того – некомпетентность автора.
Критерий качества
Кажется, об этом критерии так никто и не сказал. “Хорошее” с нашей точки зрения произведение мы не назовем “наивной литературой”, где бы и от кого бы мы его не услышали. Захочется говорить о местном самородке, неоткрытом таланте, восходящей звезде, но никак не о “наивном” авторе. Хотя, конечно, по сути дела речь идет в основном о том же знании норм и правил и умении их соблюдать и нарушать. То есть, как “наивную литературу” мы определяем только тексты, которые нас чем-то не устраивают. Сам же по себе критерий хорошо/плохо слишком субъективен и не может помочь нам в определении качества “наивной литературы”.
Итак, то, что я, например, эмпирически понимал, как “наивную литературу”, можно определить так: “наивная литература” – это художественные (не прагматические) тексты, автор которых осознает себя как Автор (в отличие от фольклора); тексты, в которых неосознанно нарушаются нормы существующей литературной системы. Причем, для того, чтобы отнести произведение к “наивной литературе” нам необходимо рассматривать автора, как человека не имеющего ничего общего с литературой (в том числе и по социальному своему статусу).
P.S. Я согласен, что термин “наивная литература” не очень удачен в силу своей оценочности и некоторого снобизма. Тем не менее, явление “неумелого” творчества несомненно требует серьезного изучения и в качестве рабочего возможно использование термина “наивная литература”. Возможно, в процессе изучения будет необходимо развести произведения тех, кто никогда не был знаком с литературными нормами и тех, кто их усваивал, но не усвоил, и тогда, если такое различие будет выявлено, можно будет закрепить название “наивная литература” за первой группой.
Н.Ю. Трушкина
В русской словесности ХХ века образовалась большая область, расположенная между полюсами профессиональной литературы и письменными формами фольклора (под профессиональной литературой понимается творчество писателей, которые получили специальное образование, их произведения адресованы широкому кругу читателей).
Классифицировать тексты, входящие в эту область, выделять среди них ту часть литературы, которую можно назвать “наивной”, представляется возможным, опираясь на такие критерии:
- Степень образованности автора (специальное, гуманитарное или техническое высшее образование, отсутствие высшего (или другого) образования);
- Встроенность / невстроенность творчества в какую-либо структуру. Этот критерий предполагает наличие либо определенного читателя, либо адресатом является широкий круг читателей, без каких-либо ограничений (“весь народ”). Принадлежность автора к определенной субкультуре определяет его мировоззрение, авторскую картину мира, что и делает писателя выразителем идей, принципов какого-либо сообщества.
- Формальные характеристики текста, указывающие на владение литературными навыками. Представляется, что критерий талантливая /бесталанная литература не является определяющим, так как и талантливые, и графоманские произведения могут быть в любой группе.
Используя эти составляющие, можно выделить несколько разделов (сразу отмечу, что границы между ними не являются жесткими).
1. Профессиональная литература. Автор — человек, получивший литературное образование. Эта литература может быть встроена в государственную структуру, может являться оппозиционной по отношению к ней (самиздат). Авторы этих произведений следуют литературным нормам. Адресованы эти тексты широкой читательской аудитории, никаких ограничений нет.
2. Непрофессиональная (или самодеятельная ) литература.
Такая литература может создаваться в рамках литературных студий под руководством профессионалов. Как правило, тексты, создаваемые в этих группах, предназначены обычному читателю, без всяких ограничений. Творчество этих авторов ориентировано на профессиональную литературу, но важным является то, что авторы учатся у профессиональных литераторов и зачастую имеют высшее образование.
Непрофессиональная литература может создаваться и вне каких-либо групп и объединений. Авторы, как правило имеют высшее образование и могут отрефлексировать свое творчество. Такие авторы зачастую пишут “в стол”, показывая свои произведения лишь узкому кругу друзей и знакомых. Это творчество “одиночек”.
Литература, бытующая в рамках той или иной субкультуры. Сюда входит конфессиональная литература, андеграундные произведения, рок-литература, авторская песня, литературное творчество компьютерщиков, а также беллетризованные дневники (например, дневники походов у туристов). Авторы могут быть как людьми образованными (а иногда - и профессионалами), так и не имеющими высшего образования. Как правило, это творчество ориентировано на создание новых, оригинальных произведений. Однако субкультурные нормы и ценности отражаются и на формальной, и на содержательной стороне текстов; темы, стиль, язык произведений оказываются подчиненными групповым ценностям, языковым и литературным стандартам. Например, в текстах, бытующих в современных молодежных группах могут быть допущены грамматические ошибки, сниженная и ненормативная лексика, сленг, но это не значит, что автор незнаком с литературными нормами — это сознательно используемые художественные приемы. Такая литература зачастую непонятна и ине интересна людям не включенным в данную субкультуру.
3. Непрофессиональное творчество авторов без высшего образования, не ориентированное на нормы и ценности какой-либо группы. Авторы этих произведений ориентируются на высокую, профессиональную литературу и, как им кажется, следуют именно ей в своем творчестве. Но уровень образования не дает возможность воспринимать произведения высокой литературы во всей их многогранности и определять невладение литературными нормами. Отсюда — формальные признаки “наивного” текста: стилистические неточности, нарушение грамматических норм, использование стереотипов, клише как на сюжетно-композиционном, так и на языковом уровне. Произведение создается по модели профессионального текста, но при этом автор не предполагает стилизацию, он пишет абсолютно “серьезно”. Адресуются эти произведения достаточно условному читателю, и, как правило, они его находят либо среди таких же “наивных” читателей, либо среди заинтересованных собирателей (которые все же оценивают эти тексты с иных позиций, не являются адекватными автору).
К этому разделу можно отнести летописания / истории села, рассказы о событиях, свидетелем которых был автор, беллетризованные биографии (прозаические и поэтические), а также тексты, включенные в ритуал (например, составленные специально переделки или переписанные тексты поздравлений).
Возможно, именно этот круг произведений можно назвать “наивной” литературой.