(Материалы Круглого стола:
обсуждение “Что такое “наивная литература”?”
(выступления участников и гостей семинара 22 апреля,
а также дополнения, присланные позже)
С.Б. Борисов
Во-первых, наверное нам нужно ограничить поле своего поиска и сказать, что мы пока занимаемся литературой русской, русскоязычной, как угодно. И мы говорим все-таки про наивную литературу ограниченную XX, может быть XIX в, то есть сразу не претендовать на глобальные обобщения, поскольку собственно культурная ситуация, экономическая, политическая - разная в разных странах.
Второе, я бы предложил внести принципиальные терминологические дефиниции, размежевания, поскольку под словом ‘профессиональный’ – ‘непрофессиональный’ мы понимаем множество разных вещей. В рамках профессиональной литературы в действительности существуют два различающихся слоя. Первый слой – это, условно, литература престижная или властно-престижная, литература внерыночная, то есть литература, которая оценивается не по ее реализуемости, не по ее спросу, а по каким-то внутренним критериям, по ее оценке властью, по ее престижности. В рамках этой престижной литературы я бы выделил два ядра. Это эзотерическое ядро, которым, занимаются только посвященные, имеющие специальное образование, не обязательно государственное. То есть это узкий цех. И ядро экзотерическое, внешнее. Это те побочные продукты деятельности эзотерического ядра, которые транслируются, опускаются, передаются при помощи власти или другим способом широким народным массам.
С другой стороны под словом ‘профессиональная’ литература мы понимаем широкий слой так называемой рыночной литературы, она же массовая. Ее критерием является окупаемость.
Таким образом, я наметил три слоя, от которых мы будем отталкиваться, три противопоставленные друг другу типа литературы. Литературе массовой (она тоже профессиональная, за нее получают деньги, она была и у нас в стране, и за рубежом) противостоит литература не профессиональная, то есть те люди, которые пытаются писать как положено, но пока не умеют. Здесь есть степень овладения рыночным ремеслом и умение писать так, что бы это потом купили. Это отдельная непрофессиональная литература.
Ядру эзотерическому противостоит ядро эпигонской литературы. Люди понимают, что есть Мандельштам, Бодлер и они ориентируются на это, пытаясь писать этом русле. И, наконец, что такое наивная литература?. Наивная литература – это та, которая, противостоит экзотерическому ядру престижной литературы.
Таким образом, я выделяю следующие типы художественной литературы:
непрофессиональная (она ориентируется на массовую, коммерческую литературу), эпигонская – та которая, ставит перед собой высокие цели, но не может их достичь (авторы понимает, что есть хорошее, что есть плохое) и наивная, которая не воспринимает рыночных образцов литературы, и не понимает глубинных образцов эзотерической культуры. Ее авторы ориентируются на экзотерический слой престижной литературы. Они потому и наивны, что не могут понять, почему их произведения далеки от образца. ‘Маяковского изучают в школе, и я так могу написать’. Они не могут освоить глубинную культуру. По такому признаку я и предлагаю отличать разные слои литературы: непрофессиональную от эпигонской и эпигонскую от наивной.