Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика





О проекте
О семинаре
Конференции
Участники
Публикации
Персональные страницы
  И.Г. Матюшина
Е.М. Мелетинский
С.Ю. Неклюдов
Е.С. Новик
А.А. Панченко
  И.А. Разумова
О.Б. Христофорова
Библиографии
Учебные курсы
Интернет-ресурсы по фольклору
Гранты
Библиотека фольклориста
Указатели
Поиск по сайту
New!
Книги:

Б. Малиновский
Научная теория культуры

Н.К. Козлова
Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты Online!

В.С. Кузнецова
Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции Online!

Легенды Новой Франции: из собрания Жан-Клода Дюпона Online!

И.Ф. Амроян
Типология цепевидных структур Online!

И.В. Силантьев
Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике Online!

О.Б. Христофорова
Логика толкований Online!

А.В. Юдин
Ономастикон русских заговоров Online!

И. Утехин
Очерки коммунального быта





Руководитель проекта:
С.Ю. Неклюдов
Администратор:
А.С. Архипова
Дизайн и HTML-верстка:
А.В. Козьмин

Сайт создан в рамках проекта Московского общественного научного фонда "Виртуальные мастерские в общественных науках"

с 25.02.2001 по 25.05.2001 данный проект поддерживался Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
Rambler's Top100
Rambler's Top100


<< На главную страницу
Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика

Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика





О проекте
О семинаре
Конференции
Участники
Публикации
Персональные страницы
  И.Г. Матюшина
Е.М. Мелетинский
С.Ю. Неклюдов
Е.С. Новик
А.А. Панченко
  И.А. Разумова
О.Б. Христофорова
Библиографии
Учебные курсы
Интернет-ресурсы по фольклору
Гранты
Библиотека фольклориста
Указатели
Поиск по сайту
New!
Книги:

Б. Малиновский
Научная теория культуры

Н.К. Козлова
Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты Online!

В.С. Кузнецова
Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции Online!

Легенды Новой Франции: из собрания Жан-Клода Дюпона Online!

И.Ф. Амроян
Типология цепевидных структур Online!

И.В. Силантьев
Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике Online!

О.Б. Христофорова
Логика толкований Online!

А.В. Юдин
Ономастикон русских заговоров Online!

И. Утехин
Очерки коммунального быта





Руководитель проекта:
С.Ю. Неклюдов
Администратор:
А.С. Архипова
Дизайн и HTML-верстка:
А.В. Козьмин

Сайт создан в рамках проекта Московского общественного научного фонда "Виртуальные мастерские в общественных науках"

с 25.02.2001 по 25.05.2001 данный проект поддерживался Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
Rambler's Top100
Rambler's Top100


<< На главную страницу

Мифо-ритуальные традиции Монголии

  • Предисловие
  • Тексты интервью 2006–2008 гг.
  • Тематический каталог (с гипертекстовыми ссылками на интервью 2006–2008 гг.)
  • Информанты (список с гипертекстовыми ссылками на интервью 2006–2008 гг.)
  • Места записи (список с гипертекстовыми ссылками на интервью 2006–2008 гг.)
  • Время записи (список с гипертекстовыми ссылками на интервью 2006–2008 гг.)
  • Материалы к указателю мотивов, связанных с шаманами
  • Поверья и нарративы о проклинателях-харалчах и проклятиях-харалах в Монголии и в сопредельных традициях. Указатель мотивов
  • Указатель демонологических мотивов монгольского фольклора
  • Алфавитный список информантов
  • Материалы к указателю мотивов, связанных с шаманами

    Записи экспедиций ЦТСФ РГГУ в Монголию (2006–2009 гг.)

    и Казахстан (2009–2010 гг.)

    Сост. Е.Н. Дувакин

    I. ПОЯВЛЕНИЕ ШАМАНОВ. ШАМАНЫ И ДУХИ

    I.1. Появление шаманов

    a. шаманы (баксы) были всегда (КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942).

    I.2. Кто может быть духом-помощником шамана?

    a. лусы (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; 2007: Ринчиндаваа) и савдаки (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; 2007: Ринчиндаваа);

    b. души умерших дзайранов и удган (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    c. чутгур (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    d. джинн (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).

    I.3. Призывание, поиски и обучение онгонов

    a. шаман призывает/притягивает онгонов, играя на хэл-хуре (МЭ 2007: Хурэл-Очир);

    b. шаманы узнают с помощью колотушки, где находится онгон (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);

    с. шаманы берут своих онгонов из каменной стелы на Даян-Дэрхи (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);

    d. шаман выкапывает себе онгонов (заточённых савдаков) из-под камней (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    e. шаманы призывают онгонов с неба (МЭ 2007: 3. Хандсурэн);

    f. дархатские шаманы получают свои онгоны от Хурмаст-тэнгри (МЭ 2007: Намдагийн Дагвадорж);

    g. обучение онгонов:

    g.1. шаман обучает онгонов своему языку (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    g.2. шаман обучает онгонов выполнять команды (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    h. шаман не понимает языка онгонов другого шамана (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    I.4. Способы общения с духами(-помощниками)

    a. духи (онгоны / джинны) вселяются в шамана / приходят к шаману (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; Жагдсумын Наммжил гуай; 2007: Увгуний Лханаажав; Ринчиндаваа; 2008: Ч. Дондов; КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; Баймұрат Ардақ, 1963; 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930);

    b. шаман оставляет свою душу и встречается с душами онгонов (?) (МЭ 2007: Хурэл-Очир).

    I.5. Признаки контакта с духами

    a. изменение цвета кожи:

    a.1. когда духи приходят к шаману, он становится красным (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947).

    I.6. Подчинение, использование и почитание духов

    a. шаман (баксы) подчиняет:

    a.1. джиннов (КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942);

    a.2. шайтанов (КПД 2009: Кәрiбала Күпай);

    b. способ подчинения:

    b.1. шаманская музыка: шаман (баксы), играя на домбре, подчиняет духов (джиннов) (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);

    b.2. похищенные волосы: шаман (баксы) похищает и прячет между ступнёй и подошвой волосы шайтана (КПД 2009: Кәрiбала Күпай);

    с. договор со злым духом:

    с.1. договор с шайтаном: шайтан обещает не вредить в течение n-количества колен (КПД 2009: Кәрiбала Күпай).

    d. использование духов:

    d.1. духи (онгоны) как средство передвижения (МЭ 2007: Хурэл-Очир; Ринчиндаваа; Д. Цэрмаа-гуай).

    d.2. шаман заставляет онгонов собирать еду (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    e. шаманы почитают своих духов (онгонов), поднося им кровь (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).

    I.7. Духи умерших

    а. шаман (баксы) может вызывать духов своих умерших родителей (КПД 2010: [Саутке] (инф. 4), 1937 (?) и Кабира Школ (инф. 5), 1945).

    I.8. Шаманская сила

    a. шаманская сила зависит от количества духов: чем их больше, тем сильнее шаман (баксы) (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).

    I.9. Характер шамана и онгон

    a. характер шамана зависит от того, какой онгон у этой линии шаманов (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав).

    I.10. Слова духов

    a. когда шаман камлает, он передает слова онгона через человека, который находится рядом (переводчика) (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).

    II. СТАНОВЛЕНИЕ ШАМАНА. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАМАНСКИХ СИЛ

    II.1. Выбор кандидата и его осведомление

    a. кандидата в шаманы выбирают:

    a.1. духи (джинны) (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    a.2. шаман (баксы) (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    b. кандидат заранее узнаёт о своём шаманском будущем:

    b.1. ему снятся сны о шаманской силе (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947).

    II.2. Роль наследственности

    a. шаманский дар передаётся по наследству (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав; 3. Хандсурэн; БЭ 2009: Бардуев Бадма-Доржи Пылович; Дамеев Даниил Данзанович);

    b. если в роду не было шамана (баксы), то стать им всё равно можно (КПД 2010: Султаев Серiк Тiлеболдинович (инф. 2), 1960).

    II.3. От шамана к шаману

    a. способности передаются от баксы к баксы, при этом они не являются родственниками (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    b. знания передаются от баксы к баксы через подарок (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    c. передача шаманских способностей и вселение духов-помощников происходят разновременно (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).

    II.4. Вселение духов

    а. человек становится шаманом (баксы) в результате вселения джиннов (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930), в частности джинна птицы:

    a.1. беркут (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    a.2. сова (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    b. человек становится шаманом (баксы) в результате вселения духов предков (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930);

    с. причины вселения духа (джинна) птицы:

    c.1. шаман появляется в семье благодаря удочерению найденных близнецов (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).

    II.5. Шаманская болезнь

    a. человек становится шаманом после болезни (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна; Бардуев Бадма-Доржи Пылович; Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна; КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935; Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930; инф. 9);

    b. шаманскую болезнь сопровождают:

    b.1. обмороки (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930);

    b.2. побеги [из дома] (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930);

    b.3. частичный паралич (КПД 2010: инф. 9);

    b.4. видения (КПД 2010: инф. 9);

    c. прекращение шаманской болезни:

    c.1. шаманская болезнь прекращается после ночёвки на кладбище, на могиле шамана (баксы) (КПД 2010: инф. 9).

    II.6. Шаманское детство

    a. перемещения младенца: колыбель с ребёнком исчезает из комнаты и появляется недалеко от дома (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);

    b. правила для ребёнка, который может стать баксы: благочестие (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).

    II.7. Перемещение шаманских сил

    a. шаман (баксы) забирает способности у кандидата в шаманы (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942 , его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; Тастанбек Ырысалды, 1935; Алпамыс);

    b. шаман (баксы), неспособный вести благочестивый образ жизни, просит другого шамана забрать свою силу (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    с. шаманы (баксы) высших степеней могут забрать джиннов шаманов (баксы) низших степеней (КПД 2010: Султаев Серiк Тiлеболдинович (инф. 2), 1960).

    III. ШАМАНСКИЕ ПРАВИЛА И ПРАВИЛА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ.

    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ШАМАНА

    III.1. Запреты и предписания вокруг шамана

    а. необходимо хорошо обращаться с духами, иначе они уйдут (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    b. благочестивый образ жизни (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935; 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928).

    III.2. Предназначение и принципы шамана

    a. шаманы стараются ради добра, для людей (МЭ 2007: Хурэл-Очир).

    b. главный принцип шамана – не причинять вред людям (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).

    III.3. Правила для окружающих

    a. простые люди не берут в руки посуду и вещи шамана (баксы) (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928).

    b. процесс лечения:

    b.1. люди смотрят на лечение сквозь кереге юрты (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930; Абайхан Тойлыбай (16 инф.)).

    IV. РАЗНОВИДНОСТИ ШАМАНОВ. ЖЕНЩИНЫ-ШАМАНЫ

    IV.1. Пеший шаман (явган бо)

    a. устраивает все недалеко от дома, в своей местности (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. камлает без одеяния (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    c. не использует бубна, а играет на музыкальном инструменте хур (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IV.2. Шаман на коне (морьтой бо)

    a. имел такую силу, что мог заставить своего онгона обойти землю почти целиком (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. использует бубен, звук которого слышан далеко по ветру, по воздуху человеку, находящемуся в пути (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IV.3. Женщины-шаманы

    a. раньше не было женщин-баксы (КПД 2009: Алпамыс);

    b. в незамужней женщине поселяются джинны (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);

    c. девушки-баксы связаны с шайтанами (КПД 2009: Алпамыс).

    V. ШАМАНСКИЙ КОСТЮМ

    V.1. Изготовление

    а. шаман (баксы) вышивает свою одежду сам, без чьей-либо помощи (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).

    V.2. Цвет

    a. шаман обязательно носит что-нибудь белое («одежда баксы в Китае») (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).

    VI. лечебная и охранительная деятельность шамана

    VI.1. Помощь женщинам и детям

    a. шаманка и шаман (баксы) лечат от бесплодия (КПД 2010: [Саутке] (инф. 4), 1937 (?) и Кабира Школ (инф. 5), 1945; инф. 11, 1949);

    b. помощь с рождением ребёнка: мудрый совет (без указания на противодействие шайтанов):

    b.1. мужу и жене: перезимовать одну зиму на другой части реки (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    b.2. женщине: переночевать на могиле Қожа ата (КПД 2009: Унсынған Сағындықова, 1943);

    с. защита женщин и детей:

    с.1. сидит на шаныраке в виде орла и не позволяет духам забрать детей из живота матери (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    с.2. помощь при родах: шаман (баксы) посылает беркута охранять роженицу от шайтанов и албасты (КПД 2010);

    с.3. не позволяет духам забрать младенцев (КПД 2009: Бекуан Монголхан).

    VI.2. Диагноз

    a. шаман (баксы) ставил диагноз и выяснял способ лечения с помощью лопатки барана (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    b. женщина-шаман (баксы) ставила диагноз по ладони (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);

    с. шаман (баксы) называет животное-покровителя больного (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).

    VI.3. Конь шамана

    а. конь шамана (баксы) предсказывает излечение / смерть (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);

    b. шаман (баксы) въезжает в юрту больного на коне (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).

    VI.4. Способы лечения больного человека. Изгнание духов

    a. шаман (баксы) бьёт больного:

    а.1. кнутом, плетью (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; Бесiкбай, 1958; Алпамыс);

    а.2. топором (?) (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    b. шаман (баксы) изгоняет духов (шайтанов) из юрт:

    b.1. бьёт палкой юрты (?) (КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942).

    с. изгоняет шайтанов с помощью шапана (со словами «Ел көшті, жау шапты» – «Народ уехал, враг приехал») (КПД 2009: Кәрiбала Күпай);

    d. шаман (баксы) перемещает болезнь:

    d.1. из человека в животное (обряд табындыру) (КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942);

    d.2. забирает болезнь пациента себе (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    e. лечение гвоздикой и с помощью Корана (заговаривает 7 палочек гвоздики и даёт выпить больному) (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    f. мудрый совет:

    f.1. советует переночевать на могиле (КПД 2010: Серик (инф. 10));

    g. посылает к больному человеку беркута (КПД 2010: Мухамеджан Татиман (инф. 14));

    h. даёт пить свою кровь женщине, страдающей от бесплодия (КПД 2010: инф. 11, 1949);

    i. совершает шаманское омовение (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    j. чтобы спасти больного человека, шаман беседует с лусом и выясняет причину болезни (срубленное дерево, убитая змея и пр.) (МЭ 2007: Хурэл-Очир);

    k. когда шаман лечит человека, он призывает его сахиуса (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VI.5. Шаманские подарки (обереги)

    а. шаман (баксы) дарит выздоровевшему пациенту кнут-оберег (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).

    VI.6. Какой шаман лечит лучше?

    a. шаман (баксы) чужого народа лечит лучше (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928).

    VII. СИЛЫ / СПОСОБНОСТИ И НЕЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШАМАНОВ

    VII.1. Гадания и предсказания

    a. шаман предсказывает / гадает (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; 2007: Лувсандаший Рагчаа; Ринчиндаваа; БЭ 2009: Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна; КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; Тастанбек Ырысалды, 1935; Бесiкбай, 1958; 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);

    b. способ:

    b.1. с помощью вселившегося духа (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир);

    b.2. гадание по лопатке (БЭ 2009: Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна);

    b.3. по своим монетам (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);

    b.4. по венам (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).

    с. варианты предсказаний:

    с.1. предсказывает будущее народу: возвращение на родину (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);

    с.2. предсказывает количество воинских потерь (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);

    c.3. предсказывает, кто придёт к нему в юрту, и облик приходящего (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    с.4. предсказывает свою смерть (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);

    d. отвечает только на три вопроса (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947).

    VII.2. Поиск пропавших людей и вещей

    a. шаман (баксы) указывает на местонахождение пропавшего человека (КПД 2009: Баймұрат Ардақ, 1963);

    b. шаманка называет место, где лежит потерянная вещь (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.3. Шаманское знание

    a. шаман (баксы) знает, чего хотят от него приходящие (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).

    VII.4. Шаманское чтение (вероятно, следует включить в «Гадания и предсказания»)

    a. шаман (баксы) читает надписи на перьях совы (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).

    VII.5. Шаманское зрение

    a. шаман видит больше, чем простые люди:

    a.1. только шаманы различают духов (буг / чутгур) (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    а.2. шаманы видят неуспокоившиеся души умерших людей, которые не ходили к ламам и о которых не заботились родственники (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна);

    а.3. шаман может видеть хозяев ово (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна);

    а.4. шаман (баксы) видит шайтанов (КПД 2009: Кәрiбала Күпай).

    b. иные размеры:

    b.1. шаман (баксы) видит всё в большом размере (как и его маленькие джинны) (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).

    VII.6. Шаманские метаморфозы

    a. объект превращений:

    a.1. животные (млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы) (МЭ 2007: Ринчиндаваа; КПД 2009: Бесiкбай, 1958; Бекуан Монголхан);

    а.2. вещество / материал:

    a.2.1. конский помёт (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    a.2.2. шаман становится бронзовым (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    a.3. огонь, гром, молния (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. множественные превращения:

    b.1. семикратные превращения (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    c. условия и обстоятельства превращений:

    c.1. лишь немногие шаманы умеют становиться животными (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    c.2. то, в кого шаман превращается, зависит от его онгона / вселившегося джинна (МЭ 2007: Ринчиндаваа; КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    c.3. шаманы и шаманки сами в животных не превращаются – превращаются их онгоны (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);

    c.4. раны на животном, в которого обратился шаман, остаются на человеческом теле шамана:

    c.4.1. простреленное крыло орла – сломанная рука шамана в человечьем облике (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.6.1. Вселение

    а. шаман вошёл в колотушку для бубна (МЭ 2006: Ж. Амарсайхан (или Р. Лхагвасурэн?).

    VII.7. Шамана трудно / невозможно убить

    a. шамана безуспешно пытаются:

    a.1. зарубить саблями (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    а.2. застрелить (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    a.3. сжечь (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. шаманы (баксы) не горят (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).

    c. по просьбе шамана ему стреляют в сердце – рана заживает мгновенно (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.8. Шаманские фокусы

    a. шаманы крутились на кончиках сабель (МЭ 2008: Дамбын Дандарбаатар);

    b. манипуляции с частями собственного тела:

    b.1. шаманы отрезают себе язык (МЭ 2008: Дамбын Дандарбаатар);

    с. раскалённые предметы:

    с.1. шаман (баксы) облизывает раскалённые предметы (КПД 2009: Бесiкбай, 1958; Алпамыс; Бекуан Монголхан; Баймұрат Ардақ, 1963; 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930; инф. 11, 1949; Даурджей Абайхан (инф. 15));

    с.2. шаман (баксы) наступает на раскалённые предметы (КПД 2009: Унсынған Сағындықова, 1943);

    d. шаман (баксы) бьёт себя в грудь горячим топором (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930);

    e. шаман (баксы) выскакивает из юрты через шанырак (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    f. шаман (баксы) поднимается к тоно (КПД 2009: Алпамыс; Унсынған Сағындықова, 1943);

    g. у мужа шаманки на охоте внезапно появляется табак – жена принесла на онгонах (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.9. Шаман и животные

    a. шаман, прочитав тарни, стиснул зубы волкам (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. у лошади шамана под подмышками воткнуты два пера (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    c. шаман (баксы) ездит на волке (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);

    d. подаренные животные следуют за шаманом, как собаки (КПД 2009: Унсынған Сағындықова, 1943).

    VII.10. Чудесное добывание еды

    a. шаман заставлял с небес через тоно сыпаться еду (в частности, можжевельник) (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.11. Охотничья магия

    a. шаманка предопределяет результат охоты мужа количеством собольих волосков, положенных ему за пазуху (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.12. Любовная магия

    a. шаман околдовывает девушку по одному волосу (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    VII.13. Управление стихиями

    а. шаманка ниспускает гром и молнию (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. шаман (баксы) обращает реки в другие русла (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).

    VII.14. Летающий шаман крадёт скот

    a. шаман с крыльями спускался на овец в загоне (МЭ 2006: Ж. Амарсайхан (или Р. Лхагвасурэн?)).

    VIII. ШАМАНСКИЙ ПОЕДИНОК. ВРАЖДА ШАМАНОВ

    VIII.1. Шаманский поединок

    a. в назначенное время являются на место в разных образах (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. сами не дрались – заставляли драться своих онгонов (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    c. ограничения:

    с.1. монгольские и казахские шаманы (баксы) не могут между собой соревноваться, так как они разных вер (КПД 2010: инф. 11, 1949);

    с.2. шаманы не могут встречаться (?) (КПД 2010: инф. 11, 1949).

    VIII.2. Вражда шаманов

    а. тувинская шаманка проклинает четырёх дархатов-шаманов за убийство её оленя, посвящённого духам (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b. дархат-шаман убил тувинскую шаманку, ниспустив на нее гром и молнию (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IX. ШАМАНЫ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С МИРОВЫМИ РЕЛИГИЯМИ И ДРУГИМИ МАГИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

    IX.1. Наличие вражды между шаманами и ламами

    a. в прошлом шаманы и ламы враждовали (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав; 3. Хандсурэн; Ринчиндаваа; Намдагийн Дагвадорж; БЭ 2009: Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна);

    b. в настоящее время шаманы и ламы:

    b.1. не любят друг друга (МЭ 2007: Пурэвсурэн; БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна; Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна);

    b.2. уже не борются (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав);

    c. шаманка проклинает сына за то, что тот стал ламой (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    d. дочь шаманки, тоже шаманка, умирает от вреда ламы (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    e. если лама или шаман потерпят поражение друг от друга, то не смогут совершать свои ритуалы (?) (МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа).

    IX.2. Шаман vs лама: кто сильнее?

    a. шаман сильнее, чем лама (МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа; Намдагийн Дагвадорж);

    b. шаман и лама были равными и сейчас равны (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав).

    IX.3. Формы столкновений между шаманами и ламами

    a. шаман и лама поочередно насылают вред / посылают друг на друга своих агентов с целью нанесения вреда:

    a.1. шаман и лама поочередно портят средства передвижения друг друга (БЭ 2009: Доржиев Нимбу Доржиевич);

    a.2. шаманы безуспешно насылают тёмное облако и гром на ламу, в ответ лама насылает на учителя шаманов козла, слепленного из теста (МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай);

    b. после обмена угрозами шаман присылает онгонов и лама умирает:

    b.1. после обмена угрозами шаманка присылает смерч (шаманский онгон с проклятиями) к юрте чойджин-ламы и через некоторое время он умирает (МЭ 2007: Энхтуяа, рассказ шаманки Энхтуйи пересказал Санжааханд (?));

    c. соревнование по манипуляции собственными частями тела:

    c.1. лама кладёт язык на ладонь, шаманка разрезает живот и достаёт внутренности (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IX.4. Из шаманов в ламы

    a. шаманы признают поражение и становятся учениками ламы (МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай).

    IX.5. Лама и шаманская болезнь

    a. лама должен отчитать молитву, если ты не хочешь быть шаманом и у тебя есть болезнь, и тогда ты не станешь шаманом (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна).

    b. лама умирает из-за шаманской болезни (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна).

    IX.6. И шаман, и лама

    a. искусный человек может быть одновременно и шаманом, и ламой (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IX.7. Одинаковые цели, разные пути

    a. цель у шаманов и лам одна – чтобы людям было как можно лучше; пути у них разные (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IX.8. Сотрудничество

    a. шаманы и ламы объединяются, чтобы спасти Дархадскую долину от савдагов (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    IX.9. Одинаковые силы / способности у шаманов и лам

    a. могут успокоить лус савдаков (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав);

    b. оказывают помощь при воровстве:

    b.1. могут найти сворованное (МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа);

    b.2. могут пустить бегающий за вором гавал (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    b.3. шаман может сделать так, что руку вора навсегда будут бить судороги (МЭ 2007: Хурэл-Очир).

    b.4. лама с помощью очира опознаёт вора и узнаёт, где спрятано сворованное (МЭ 2006: Намжил);

    c. вызывали дождь при засухе (БЭ 2009: Бардуев Бадма-Доржи Пылович; Дамеев Даниил Данзанович);

    d. останавливали наводнение (МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа);

    e. накладывают проклятия (МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа; Ринчиндаваа; Д. Цэрмаа-гуай).

    IX.10. Лама борется с духами. Лечебная деятельность ламы

    a. духи в ловушке:

    a.1. лама читает молитвы, всех чертей собирают в кожаный мешок (тулун), потом лама их сжигает (БЭ 2009: Доржиев Нимбу Доржиевич).

    b. лечат с помощью воды, над которой прочитаны сильные тарни (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).

    IX.11. Шаманы и ламы стали слабее

    a. раньше сильных лам и шаманов было много, сейчас мало (МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа).

    IX.13. Ламы: соперничество, смерть, зрение

    a. сангасва-лама и хамбо-лама борются друг с другом: поочерёдно насылают проклятия (харал) (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);

    b. ламы после смерти становятся онгонами (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай)

    с. лама видит шутхуров (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна).

    IX.14. Шаман и луйджинч

    a. шаман не бывает луйджинчем (МЭ 2007: Д. Дагва-гуай).

    IX.15. Шаманы и ислам

    а. шаманы (баксы) придерживаются ислама (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    b. шаманы (баксы) используют Коран в шаманской деятельности (КПД 2009: Унсынған Сағындықова, 1943; Бесiкбай, 1958).

    IX.16. Противопоставление шамана и молды

    a. разные цели: баксы желает, чтобы люди быстрей поправились, а молды хотят, чтобы люди быстрей умирали (?) (КПД 2009: Дөкөй Алтынхан).

    IX.17. Молда

    a. молда управляет стихиями:

    а.1. вызывает дождь (КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942; 2010: Севген Унган, Мангикол Катира (?) и Озипа);

    a.2. поворачивает реки (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    а.3. сжигает лопатку – вызывает смерч или буран (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    а.4. читает суры, чтобы остановить огонь, когда горят леса и степь (КПД 2009: Унсынған Сағындықова, 1943);

    b. молда в заточении вскрывает замки (КПД 2009: Бекуан Монголхан; 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928; инф. 11, 1949; Севген Унган, Мангикол Катира (?) и Озипа);

    с. молда отводит летящие в него пули обратно (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    d. превращает воду в айран (КПД 2010: инф. 11, 1949);

    e. любовная магия:

    е.1. заговор волоса (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935; Алпамыс; Бекуан Монголхан; КПД 2010);

    е.2. недолговечность: молды могут приговорить девушку к молодому человеку, но союз будет не долгим (КПД 2009: Алпамыс);

    f. раньше ловили шайтанов: похищенные волосы (КПД 2009: Дөкөй Алтынхан);

    g. душит вора (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    h. оказывает помощь в поисках украденного (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);

    i. неоднократно поддаётся соблазну (в роли провокаторов – шайтаны) (КПД 2009: Баймұрат Ардақ, 1963);

    j. предсказывает смерть другому человеку и называет её причину (КПД 2009: Бекуан Монголхан);

    k. молды раньше были могущественнее (КПД 2009: Бекуан Монголхан).

    X. СЛАБОСТИ ШАМАНА

    X.1. Что не может делать шаман?

    a. поднимать драгоценные камни и белое серебро (в том числе вещи из них) (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    X.2. Противодействие шаману и способы его убийства

    a. противодействие:

    a.1. если вытащить сучок из сучковатого дерева и посмотреть через это отверстие [на шамана], шаманский дух не может придти (МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай);

    a.2. если шаман говорит харал, надо царапать и пустить ему кровь, тогда харал не пристанет (МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай);

    a.3. онгона шамана-вредителя заваливают камнями (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    b. способы убийства:

    b.1. обвязать собачьим нутряным жиром и ударить штанами нерожавшей женщины (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    XI. СМЕРТЬ ШАМАНА

    XI.1. Шаман накануне смерти

    a. в тело шамана, к которому приблизилась смерть, не могут войти сильные онгоны (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    XI.2. Секрет смерти выдан

    a. секрет смерти шамана раскрывает его мать-шаманка (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    XI.3. Шаман и его душа после смерти

    a. шаманы не рождаются вновь людьми – сунс шаманов становится онгоном / хозяином местности (МЭ 2007: Ринчиндаваа; БЭ 2009: Цыбикова Балжима Султумовна);

    b. душа умершего шамана (баксы) может вселиться в человека (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);

    c. похороны шамана (баксы) часто сопровождаются дождём (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    d. шамана хоронят вместе с одеждой, которую он носил (МЭ 2007: Пурэвсурэн);

    e. вещи шамана (баксы) сохраняют и вешают на төр (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);

    f. от умершего шамана остаётся бронзовый скелет (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    g. создатели онгона:

    g.1. онгон шаманки воздвигают оставшиеся дзайраны и удганы (МЭ 2007);

    h. способ создания:

    h.1. на высокой горе ставится «павильон» (асар) онгона (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    i. выбор места:

    i.1. онгон шаманка воздвигается на горе, дух-хозяин которой был онгоном умершей (МЭ 2007: Ринчиндаваа);

    i.2. шаманов хоронили на дереве (БЭ 2009: Доржиев Нимбу Доржиевич);

    j. особые признаки:

    j.1. всегда слышались звуки бубна и шаманские причитания там, где похоронены шаманы (МЭ 2007: Пурэвсурэн) и поставлены онгоны шаманов (МЭ 2007: Пурэвсурэн).

    XII. ЛАНДШАФТ

    XII.1. Места, почитаемые и связанные с шаманами (по крайне мере, топонимом)

    а. утёс шамана (МЭ 2006: Ж. Амарсайхан (или Р. Лхагвасурэн?));

    b. гора/пещера Даян-дэрхи (МЭ 2007: 3. Хандсурэн; Д. Дагва-гуай);

    b.1. Даян-дэрхи – место, где берут свое начало шаманы (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);

    с. шаманская пещера Торгай (помогает женщинам, страдающим от бесплодия) (КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942);

    d. Шаманское обо (Бөөгийн овоо) (МЭ 2007: Пурэвсурэн);

    e. Пик шамана (Бөөгийн гозгор), около которого по вечерам слышится бубен шамана и причитания шаманские (МЭ 2007: Пурэвсурэн);

    f. камень Хайрхан-чулу – отсюда пошёл шаманизм (МЭ 2008: Дамбын Дандарбаатар);

    g. мыс Рыт (Рытый) на Байкале: здесь собираются и камлают бурятские шаманы, их онгоны действуют там сильнее (когда это происходит, пролетающие с востока самолёты падают) (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).

    XII.2. Шаманское дерево (удган мод)

    a. шаманы почитают шаманские деревья – выросшие отдельно раскидистые деревья (МЭ 2007: Пурэвсурэн);

    b. шаманское дерево в Шамаре в Селенгинском аймаке выполняет желания (МЭ 2007: Ринчиндаваа).

    XIII. ГДЕ ШАМАНОВ БОЛЬШЕ?

    XIII.1. Земля дархатов – земля шаманов

    а. в дархатских сомонах много/больше всего шаманов (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; 2007: 3. Хандсурэн; Бат-Очир; Авиагийн Анагаа; Намдагийн Дагвадорж);

    b. шаманы появлялись в Хубсугуле, в других местах шаманов нет (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав);

    c. шаманов много в гористых местах, так как там есть савдаги (в Хубсугуле, Хэнтэе) (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир).


    Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №10-06-00546-а.
    Содержание | О проекте | Конференции | О семинаре | Участники | Публикации
    Указатели | Диссертации | Библиографии | Учебные курсы | Партнеры | Cсылки