(Материалы Круглого стола:
обсуждение “Что такое “наивная литература”?”
(выступления участников и гостей семинара 22 апреля,
а также дополнения, присланные позже)
Е.В. Милюкова
Остающееся почти неотрефлексированным гуманитарной наукой понятие наивная литература
в последнее время обрело вполне устойчивые позиции в качестве определения обширнейшего слоя письменной культуры, входящего в общекультурный контекст очевидно не по параметру “высокой” художественности, что и обусловливает необходимость разграничения понятий: художественная литература и литература наивная. Однако поскольку рассматриваемый в рамках данного семинара круг текстов предстает именно как реальность литературы, содержание базового понятия выглядит в значительной степени коррелируемым словом наивная, позволяющим избежать в отношении данного культурного локуса оксюморонных характеристик типа “нехудожественная” или “малохудожественная” литература. Простодушный,
простосердечный,
милый за простоту,
ребячески прямой,
детски откровенный - таков неполный ряд определений
наивного по словарю В. Даля, каждое из которых подразумевает позитивную притягательность заключенного в нем смысла, в сочетании со словом
литература проецируемого и на новое понятие в целом. Поскольку “наивные” авторы имеют, как правило, весьма приблизительное представление о “литературном каноне” (или совсем его не имеют), их тексты в первую очередь реализуют установку на “правду жизни”, а не на “художественную правду”, что может придавать особую содержательную значимость тем элементам их художественной формы, которые традиционно (с точки зрения
художественной литературы) выглядят как ее несовершенства.
Наивная литература предстает своеобразным типом художественного творчества и миросозерцания, для которого нехарактерна отчетливая рефлексия, вычленяющая субъект из предметного мира. Этим обстоятельством объясняется часто ощутимая близость “наивных” текстов традиционной устной культуре, способная обретать в
письменном слове весьма причудливое преломление. Понятие
наивная литература, таким образом, покрывает собою весьма широкий слой культурных текстов, репрезентующих сложный процесс взаимопроникновения и взаимовлияния устной и письменной культурных традиций.
Е.А. Дубровская
Для меня остается открытым вопрос, включать ли в понятие “наивная литература” тексты, существующие в рамках различных субкультур. Важно выделить признаки, по которым мы будем относить тот или иной текст к наивной литературе. Литературоведческий анализ может помочь в том случае, если мы будем рассматривать эти тексты все вместе, в совокупности. Рассматривать отдельного автора в этом случае бессмысленно.