(Материалы Круглого стола:
обсуждение “Что такое “наивная литература”?”
(выступления участников и гостей семинара 22 апреля,
а также дополнения, присланные позже)
М.В. Калашникова
Далеко не каждый из нас держит в голове какой-то конкретный текст, который можно привести в пример, аргументируя тот или иной теоретический посыл. Имеет смысл, учитывая все выделенные гипотетические критерии, посмотреть насколько все это релевантно. Работает ли это в приложении к конкретным текстам. Только исходя из анализов текстов можно говорить о том, что действительно работает, а что не работает, являясь плодом воображения.
И.Л. Тумаркина
Очень многое говорилось по поводу того, что окружает текст наивной литературы и явно недостаточно было собственно анализов текстов (даже в докладах, представляющих те или иные тексты).
Было высказано соображение по поводу существования устных наивных текстов. Можно ли считать наивным устным текстом или по крайней мере текстом той же природы бытовой диалог с вкраплениями слов и выражений, не подходящих по стилю, сочетаемости и т. п. Как правило, использование подобных вставок, не являясь сознательной игрой, вызвано плохим владением речевыми стилями.
Суть рассматриваемого нами явления, на мой взгляд состоит не в невладении кодами, а в невладении грамматиками соединения привычных или не очень привычных единиц.
Л. Хафизова
При слове ”наивная” (литература) мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь. Можно сказать, что это термин плохой, неполный, оценивающий… Как мне кажется, ключом для понимания наивности литературы является включенность автора и текстов в литературную традицию. Есть круг авторов, которые называют себя литераторами или не называют, но таковыми являются. Они пишут для того, чтобы их читали. Есть ряд текстов, которые называются литературными. Каждый текст, который порожден в кругу этих людей, является реакцией на предыдущий текст. Все эти тексты взаимосвязаны и не существуют в отдельности. Особенно сейчас в конце XX в.
Все выходы за негласные рамки – осознанные, это осознанная игра, которая поддерживается традицией данного литературного сообщества.
Люди и тексты, которые по каким-то причинам сюда не включены и, являются предметом нашего обсуждения.
В.Ф. Лурье
Наивный поэт или писатель может быть социализован в большей или меньшей степени, может быть профессионален или непрофессионален, может писать в рассчете на какую-то публику или исключительно для себя. Это абсолютно ничего не значит и не составляет никаких критериев. Все это - просто разная наивная литература внутри какого-то большого явления. Это вещь трудноопределяемая, но здесь вряд ли можно обойтись без понятия наивного мышления, которое, собственно и порождает наивный текст.
А.С. Архипова
Еще одним штрихом к коллективному портрету наивной литературы является то, что все наивные авторы по сути - одиночки, индивидуалисты, они творят в некоторой изоляции. Это представляет собой оппозицию фольклорному творчеству, которое по сути своей коллективно.
С.Б. Адоньева
Эпитет "наивный" использован применительно к литературе, очевидно, вслед за выделением особой области изобразительного искусства - наивного искусства или искусства Примитива (искусства воскресного дня). Необходимость особого термина для этого явления искусства возникла тогда, когда непрофессиональная живопись была включена в ряд эстетических объектов и стала предметом профессиональной рефлексии. Так же, как и в изобразительном искусстве, потребность в особом термине была продиктована необходимостью разделения двух объектов - примитивного искусства и искусства Примитива, наивной литературы и фольклора. По моему мнению, одним из значимых критериев выделения наивной литературы в особую область является специфическая социально ориентированная позиция наивного писателя: эта позиция располагается не в производительной, но в моральной сфере. Он представляет себя в качестве посредника (иногда - медиума в прямом смысле слова) между той социальной группой, чье сознание и опыт он верифицирует, и адресатом (потомки, молодежь, вся мировая общественность и пр.), отношения которому носят для автора обязывающий характер. Если идея служения для высокой литературы, это то, к чему приходят в конце концов, то для наивной литературы это исходная посылка. То, с чего начинают (ср.возрастную тинейджерскую потребность в писательстве).