Несмотря на огромное значение Киева в русской истории и русской жизни, на историософские концепции «третьей столицы», на едва ли не официальный статус третьего города империи, каковым Киев сделался к концу XIX в., «городской текст» Киева как некое последовательное единство тем и сюжетов в русской литературе оформился довольно поздно. В известном смысле настоящая диссертация должна стать развернутым комментарием и отчасти опровержением того тезиса, с которого начинается «киевская глава» федотовских «Трех столиц»:
Стоял ли Киев когда-нибудь в центре нашей мысли, нашей любви? Поразительный факт: новая русская литература прошла совершенно мимо Киева. Ничего, кроме «Печерских антиков» да слабого стихотворения Хомякова. А народ русский во все века своего существования видел в Киеве величайшую святыню, не уставал паломничать к нему и в былинах, говорят, очень поздних, славил чудный город и его светлого князя (Федотов Г. П. Три столицы // Версты. Париж, 1926. № 1. C. 160).
Задачу своей работы мы видим в том, чтобы представить Киев первой трети XIX в. как городское и художественное пространство, все элементы которого находятся в некой функциональной связи и подчиняются известной исторической логике. В этом смысле мы следуем традиции российского «исторического градоведения» (школа И. М. Гревса и Н. П. Анциферова), полагавшей город с его историей, архитектурой, географией и топографией единым организмом, неотделимым от т.н. «текстов города», его литературных «образов».