А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) – советский художник, архитектор и дизайнер. Родился в г. Харькове. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Пензенском художественном училище. Участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Для ранней живописи Татлина характерны крупные плоскости, чьи соотношения подчинены особому ритму, такова, например, живописная работа «Матрос (Автопортрет)» 1911 г. Попытка выразить всеобщий, всеприродный и всемирный ритм прослеживается в работах Татлина, выполненных для театра, тут стоит упомянуть спектакль «Царь Максемьян», поставленный по «народной драме» «Сказание о царе Максимильяне…», также 1911 г., эскизы, выполненные в 1913 г. по собственному усмотрению, без расчета на заказ, для оперного спектакля «Жизнь за царя» на музыку М.И. Глинки, а также для оперы «Летучий голландец» Р. Вагнера, работа над которой шла в 1915 г. (оба упомянутых проекта остались не реализованными).
В 1914 г. Татлин отправляется в Париж, где, кроме прочего, посещает студию Пабло Пикассо (подробности этого события неизвестны).
После возвращения в Москву Татлин работает над конструкциями, именуемыми им «живописными рельефами» или «контррельефами», где предметы покидают двухмерную плоскость основы и вторгаются в трехмерный мир. Для этих конструкций художник использует такие материалы как дерево, железо, стекло и т.д. С конструкциями публика могла познакомиться впервые в 1914 г. в мастерской Татлина, а позднее на художественных выставках «Трамвай Б», «1915» и «Магазин». Художественные поиски Татлина этого периода дают основание считать его одним из основоположников русского конструктивизма.
|
|
В. Татлин. Эскиз мужской одежды. 1923 |
В. Татлин. Эскиз женской одежды. 1923 |
После Октябрьской революции Татлин принял активное участие в процессе преобразования культуры, так, он руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918-1919), работал в Инхуке, где руководил Отделом материальной культуры (1923-1924), был преподавателем Киевского художественного института (1925-1927), а также Вхутемаса-Вхутеина (1927-1930).
В 1919-1920 гг. Татлин создал самое известное свое произведение, модель здания-памятника Октябрьской революции или «Монумент III Интернационала», которая была выставлена на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. Модель, выполненная из металла, стекла и дерева, не сохранилась, впоследствии на основании немногих оставшихся фотографий и чертежей было предпринято несколько ее реконструкций. «Башня» представляла собой комплекс вращающихся с разной скоростью простейших пространственных элементов, расположенных на общей наклонной оси. Их охватывала поднимающаяся вверх по спирали ажурная металлическая решетка. Динамичная конструкция символизировала вселенское обновление, устремленность в будущее. «Башне» надлежало стать самым высоким сооружением в мире (планируемая высота – около 400 м).
|
В. Татлин. Макет Монумента III Интернационала |
Татлин является родоначальником советской школы образного дизайна. Он подчеркивал, что любая вещь должна быть удобной, прочной, целесообразной и нравиться ее обладателю. Художник обязан создавать вещи, формирующие новый быт, как цельную среду обитания. И здесь, по его мнению, необходима совместная работа с инженерами и техниками, а также комплексный подход. Татлину принадлежат проекты печей, новые конструкции кроватей, модели одежды и посуды.
Посуда, создававшаяся Татлиным, имела простую «органическую» форму. Художник стремился делать посуду без ручек, имевшую как можно больший контакт с человеческой рукой. Для одежды, созданной Татлиным, характерны черты, которые сближают повседневный костюм с производственной одеждой.
По сохранившейся фотографии была реконструирована модель консольного стула (1927), сделанного под руководством Татлина на Деревообделочном факультете Вхутеина. В основу этой модели положена конструкция стула Тоне. Тем не менее, стул, сконструированный Татлиным, решительно отличается от исходного образца. Если для венского стула Тоне принципиально важны вертикальные опоры, то в конструкции Татлина трехуровневая система, куда входят ножка-опора, консоль для сиденья и спинка, в отличие от других стульев консольных конструкций, хорошо воспринимается зрительно, а также предельно пластична при своей высокой конструктивности.
Около 1927 г. Татлин начал экспериментальную разработку летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Аппарат должен был приводиться в движение мускульной силой человека. Татлин пытался следовать строению птичьего крыла для того, чтобы его орнитоптер воспроизводил принцип полета птицы. Отсутствие легких и одновременно прочных материалов привело к тому, что «Летатлин», который везли на испытания, при транспортировке был поврежден. Испытания не состоялись. Впоследствии мастерская в башне Новодевичьего монастыря, где шла сборка орнитоптера, была ликвидирована, и аппарат так и не был опробован.
|
Положение тела во время полета на «Летатлине». 1929-1932 |
В 1930-1940-е гг. Татлин разрабатывал сценическое оформление для различных театров, среди них Камерный театр, Центральный театр Красной Армии и др. Примерно в то же время он вернулся к станковой живописи, которой не занимался несколько десятилетий. Последние годы художник жил в крайне стесненных обстоятельствах, нигде не выставлял своих работ, добывал деньги на жизнь, консультируя студентов архитектурного института, выполнял наглядные пособия для Московского университета.
Татлин не оставил ни художественной школы, ни учеников, однако его влияние на искусство XX в. трудно переоценить.
Как сказал, имея в виду «Монумент III Интернационала», И. Рахтанов, общавшийся с художником в 30-е гг.: «Проект так и остался проектом. Макет его не сохранился, но спираль надолго вошла основным конструктивным элементом во многие театральные постановки тех лет, в оформление праздничных демонстраций, в быт. Проект как бы растащили по частям, по винтикам – так случается часто, новая идея, слишком смелая для своего немедленного воплощения, несколько изменившись, приняв компромиссные формы, отдельными решениями торжествует свою маленькую, тихую победу». Слова эти можно в полной мере отнести ко всему, что сделал Татлин.
Возможно, это, как и отсутствие учеников, связано с необычайно цельным и прямым путем художника. Татлин мыслил по аналогии с органическими формами. И движение его от искусственного созданного – к искусственному подмеченному очевидно. Так, от воспринятых извне «на глаз» кубистических форм он перешел к контр-рельефам, одновременно противопоставленным и вдавленным изображениям, и собственно рельефам, отделившись от плоскости картины, он вышел в трехмерное пространство. Оторвавшийся от струн и реек «Летатлин» – абсолютный контр-рельеф, построенный на упомянутой выше органике. Поильник для грудных детей, разработанный Татлиным, имеет форму женской груди, оформление спектакля «Летучий Голландец» двуедино: лес тут напоминает мачты (мачтовый лес), мачта напоминает дерево и Мировое древо. «Летатлин», воспринявший опыт Леонардо, это птица из тех, что рассматривал В. Хлебников, и птица из поэмы Н. Заболоцкого, который, в свою очередь, следовал за В. Хлебниковым.
|
А. Дейнека. Эскиз к картине «Никитка – первый русский летун». 1940 |
И потому столь трагична картина А. Дейнеки, которую можно рассматривать как реквием. Это картина не только о судьбе Татлина, но о крахе собственной юности, о поражении русского авангарда вообще. И самое страшное в этом поражении – его прилюдность.
Л. Страхова
В оформлении статьи использован коллаж Е. Перемышлева (журнал "Техэстетика", 2006, № 4)
См. также:
И. Рахтанов. Спираль художника
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
|