шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧУЛЮКИН, Юрий Степанович (1929-1987), советский режиссер, сценарист, актер, автор текстов песен. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии РСФСР (1984), Лауреат премии Ленинского комсомола (1979).

Родился 9 ноября 1929 года в Москве. Окончив в 1956 г. режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Г. Александрова и М. Чиаурели, некоторое время работал на телевидении (снял около трех десятков очерков), затем с 1958 г. – на киностудии «Мосфильм».

Известность к режиссеру пришла после первой самостоятельной постановки. Фильм «Неподдающиеся» (Главный приз ВКФ в Минске, 1960 г.) был типичной молодежной комедией на производственную тему. История об отличной работнице, взявшей на буксир отъявленных лентяев и зубоскалов, могла так и остаться данью времени и быстро сойти с экрана, однако роль комсомолки Нади Берестовой сыграла актриса чрезвычайно редкого трагикомического дарования Н. Румянцева, а роли не поддающихся ни на какие уговоры шалопаев Ю. Белов и А. Кожевников. Популярность фильму добавили также превосходные актерские работы С. Филиппова и Ю. Никулина.

Фильм «Девчата» (Почетный диплом на МКФ фильмов для молодежи в Канне, 1962 г.), где роль главной героини, выпускницы кулинарного училища Тоси Кислицыной, снова исполнила Н. Румянцева, стал лучшей режиссерской работой Чулюкина. За простой, хотя и не слишком типичной историей о том, как два рабочих парня поспорили об заклад, что Тося за считанные дни влюбится в одного из спорщиков, снятой с несомненным мастерством и убедительностью, можно было увидеть вещи, которые заведомо не укладывались в стилистику лирической комедии со счастливым концом. Это и непреднамеренная жестокость, духовная черствость «простых» людей, и скрытый драматизм разных вариантов личного счастья (ведь со стороны заметно: не слишком счастливы девушки, с которыми жизнь свела Тосю в комнате общежития, да и такое неполное счастье выпало отнюдь не каждой).

Хотя в дальнейшем режиссер пробовал силы в самых различных жанрах – тут и спортивная комедия «Королевская регата», и фильм о цирке «Король манежа», и музыкальная комедия «Не хочу быть взрослым» – эти попытки вряд ли можно признать удачными.

Особую область в творчестве Чулюкина составляют фильмы военно-патриотической тематики, которую он разрабатывал, начиная со своей дипломной работы «Дым в лесу» (по А.П. Гайдару). Сюда следует отнести фильм «Р. В. С.» (также по А.П. Гайдару), где Чулюкин выступил в качестве сценариста и художественного руководителя, и собственно режиссерские работы: экранизацию партизанских повестей Вс. Иванова «И на Тихом океане», «Юнга со шхуны «Колумб» (о поимке диверсанта), «На пути в Берлин» (об окружении столицы фашистской Германии). Высокую официальную оценку получили фильм, посвященный подвигу генерала Д. Карбышева, «Родины солдат» (Серебряная медаль им. Довженко, 1976 г.), и картина о борьбе партизан на Дальнем Востоке в период Гражданской войны «Поговорим, брат» (приз XII ВКФ в Ашхабаде, 1979 г.).

Кинематографист, несомненно, владеющий своей профессией, Чулюкин с 1982 г. преподавал во ВГИКе. Неоднократно выступал, как сценарист и актер.

Ю.С. Чулюкин погиб при невыясненных обстоятельствах 7 марта 1987 года в Мапуту, Мозамбик.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Дым в лесу (1955), режиссер (совм. с Е. Кареловым)

Неподдающиеся (1959), режиссер

Девчата (1961), режиссер

Ребята с нашего двора (1961), сценарист (совм. с А. Салтыковым)

Юнга со шхуны «Колумб» (1963), сценарист

И в шутку, и всерьез (1963), режиссер, сценарист

Двое (1965), сценарист (совм. с М. Богиным)

Королевская регата (1966), режиссер

Дубравка (1967), сценарист

Король манежа (1969), режиссер, сценарист (совм. с И. Гостевым и Ю. Казаковым)

На пути в Берлин (1969), сценарист (совм. в Б. Васильевым и К. Рапопортом)

Не по силам (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 122) (1972), режиссер

Самонаказание (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 124) (1972), режиссер

И на Тихом океане (1973), режиссер, сценарист (совм. с А. Гороховым и Т. Ивановой)

Райские яблочки (1973), актер

Родины солдат (1975), режиссер, сценарист (совм. с Г. Кушниренко и А. Гороховым)

А у нас была тишина (1977), актер

Поговорим, брат (1975), режиссер, сценарист (совм. с Г. Кушниренко и А. Ивановым)

Несовместимость (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 168) (1976), режиссер

Осторожно, дети! (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 169) (1976), режиссер

Р. В. С. (1978), сценарист, художественный руководитель фильма

Весенняя олимпиада, или Начальник хора (1979), режиссер (совм. с И. Магитоном)

Под свист пуль (1981), сценарист

Не хочу быть взрослым (1982), режиссер, сценарист (совм. с Г. Кушниренко)

Дело за тобой! (1983), сценарист (совм. с А. Ивановым)

Комета (1983), актер, сценарист (совм. с К. Булычевым и Р. Викторовым)

Как стать счастливым (1985), режиссер, сценарист, автор текста песен

Микко из Тампере просит совета (1986), режиссер, сценарист (совм. с Г. Кушниренко).

 

Литература

 

М. Туровская. О чем рассказала комедия. – «Искусство кино», 1959, № 11.

Я. Варшавский. Потребность молодой души. – «Искусство кино», 1960, № 10.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс