ПЕРСОНАЛИИ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЧИАУРЕЛИ, Михаил Эдишерович (1894-1974), советский режиссер, сценарист, актер театра и кино, скульптор, художник-иллюстратор. Народный артист СССР (1948). Профессор ВГИКа (1951).
Родился 6 февраля 1894 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси, Республика Грузия). В 1916 г. окончил школу живописи и скульптуры. В 1921 г. участвовал в организации театра Революционной Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. С 1922 по 1924 г. жил в Германии, где занимался в скульптурных мастерских, с 1924 по 1926 г. работал как скульптор в Тифлисе, с 1926 по 1928 г. был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. Также в период с 1926 по 1941 г. Чиаурели был режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии. Начиная с 1928 г. Чиаурели работал режиссером в Госкинпроме Грузии (позднее переименован в Тбилисскую киностудию), с 1946 по 1955 г. на киностудии «Мосфильм», с 1955 по 1957 г. на Свердловской киностудии. Был преподавателем киноактерской школы при Тбилисской киностудии, с 1950 по 1960 г. преподавателем ВГИКа.
Начинал в кино, как актер, исполнив роль Арсена в картине «Арсен Джорджиашвили», за ней последовали роль Осман-аги в картине «Сурамская крепость», роль Гаруна в картине «Кошмары прошлого» и др. Дебютом в кинорежиссуре стал фильм «Первый корнет Стрешнев», сделанный совместно с Е. Дзиганом. Из ранних картин высокую и заслуженную оценку профессионалов получил фильм «Хабарда» («Посторонись», «Здесь падают камни») – сатирическая лента, герой которой, старый грузинский интеллигент, теша свое тщеславие, представляет самые заманчивые сцены, в том числе и собственные похороны, небывалые по размаху, где он не только будет центром событий и где о нем станут говорить самые возвышенные слова, но и он сам скажет о себе прочувствованную траурную речь. Снятый затем фильм «Последний маскарад», где Чиаурели выступил также в качестве сценариста, положил начало грузинскому звуковому кино.
Тем не менее, имя режиссера в первую очередь связано с периодом «большого стиля» в искусстве, пришедшегося на годы сталинизма. Собственно, его ленты и формировали такой стиль в кинематографе. Это посвященная грузинской истории картина «Георгий Саакадзе» (Государственная премия СССР за 1943, 1946 гг.), а также фильмы из советской истории «Великое зарево» (Государственная премия СССР за 1941 г.), «Клятва» (Государственная премия СССР за 1947 г., Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946 г.), «Падение Берлина» (Государственная премия СССР за 1950 г., Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1950 г.) и «Незабываемый 1919-й» (Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952 г.). Претензии, предъявлявшиеся впоследствии Чиаурели в связи с этими картинами, вряд ли основательны. Режиссер не ставил перед собой задачи создавать историческое полотно, то есть скрупулезно следовать подлинным событиям либо намеренно их фальсифицировать. Созданная Чиаурели кинематографическая эстетика, сколь ни уязвима для критики, все же отличается своеобразной цельностью, а нарисованный им образ Сталина именно – образ и мало общего имеет с реальным государственным и партийным деятелем. Генералиссимус, прозорливый и вездесущий, внезапно спускающийся на самолете с небес – ни кто иной, как современный « deus ex machina », обязательная часть культурного мифа (пусть и рожденного не в эпоху классической древности, а в эпоху тоталитарную, но живущего по законам мифологии и потому исключающего нравственные оценки), а белый сталинский китель – центр многофигурной экранной композиции, точка смысловой ее перспективы.
Характерно, что поздние фильмы режиссера, сделанные тогда, когда подобная эстетика себя исчерпала, откровенно бесстильны. Не пользовались они и успехом у зрителей: в специальной объяснительной записке, где анализировались проблемы советской кинематографии 60-х годов, сказано, что картина Чиаурели «Генерал и маргаритки» не покрыла и 70 % расходов на ее производство, тиражирование и т.д. Словно подводя итог работы в игровом кино, режиссер дал своему последнему игровому фильму красноречивое название «Иные нынче времена», после чего едва ли не демонстративно обратился к мультипликации. Однако и в ряду вполне нейтральных мультфильмов «Певец зари», «Петух-хирург», «Блоха и Муравей», «Кувшин масла» выделяется лента не без иронии названная «Как мыши кота хоронили» (так назывался знаменитый некогда лубок, аллегорически рассказывающий о похоронах Петра I ). Учитывая все это, вряд ли можно говорить об абсолютном цинизме Чиаурели и его беспринципности, скорее речь должна идти о своеобразной и последовательно отстаиваемой позиции.
М.Э. Чиаурели умер 31 октября 1974 года в Тбилиси.
Евг. Перемышлев
Избранная фильмография
Арсен Джорджиашвили (1921), актер
Сурамская крепость (1923), актер
Кошмары прошлого (1925), актер
Натэлла (1926), актер
Ханума (1927), актер
Натэлла («Кузнец Микава») (1926), актер
Первый корнет Стрешнев (1928), режиссер (совм. с Е. Дзиганом)
В последний час («Это было», «Через 45 минут») (1929), режиссер
Саба (1929), режиссер
Хабарда («Посторонись», «Здесь падают камни») (1931), режиссер, сценарист (совм. с С. Третьяковым)
Последний маскарад (1934), режиссер, сценарист
Арсен (1937), режиссер, сценарист (совм. с А. Шаншиашвили)
Великое зарево (1938), режиссер, сценарист (совм. с Г. Цагарели)
Георгий Саакадзе (1942-1943), режиссер
Клятва (1946), режиссер, сценарист (совм. с П. Павленко)
Падение Берлина (1949), режиссер, сценарист (совм. с П. Павленко)
Незабываемый 1919-й (1951), режиссер, сценарист (совм. с В. Вишневским и А. Филимоновым)
Подвиг народа, док. (1956), режиссер
Отарова вдова (1958), режиссер
Повесть об одной девушке (1960), режиссер
Генерал и маргаритки (1964), режиссер
Иные нынче времена (1965), режиссер
Певец зари, м/ф (1968), режиссер
Как мыши кота хоронили, м/ф (1969), режиссер
Петух-хирург, м/ф (1971), режиссер
Блоха и Муравей, м/ф (1972), режиссер (совм. с Г. Сванидзе)
Кувшин масла, м/ф (1973), режиссер (совм. с Г. Сванидзе)
Избранные сочинения
Сценарии фильмов М. Чиаурели. Запись по фильмам И. Соколова. М., 1939.
Литература
И. Маневич. Народный артист СССР М. Чиаурели. М., 1953.
|