начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале
[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]
Андрей Добрицын
Eсли хочешь быть майором,
То в сенате не служи,
Eсли ж служишь, то по шпорам
Не вздыхай и не тужи.
А K. Толстой…И доселе их внуки рубятся,
Все рубятся за правду за истину,
На великое себе разорение.
А.K. ТолстойБудучи человеком, далеким от философии, осмелюсь все же высказаться по поводу некоторых положений Руслана Хестанова, опираясь лишь на общие соображения и на такую наивносубъективную вещь, как здравый смысл.
1. Руслан Хестанов, как ясно из первых строк его минитрактата, всетаки выделяет теорию из “других дискурсов”. Kоль скоро “теория есть разновидность риторики”, она обладает некими чертами, определяющими ее как специфическую разновидность. Т. е. эти черты определяют ее специфическую природу[1], ее претензии, гносеологический статус, социальный авторитет и т. д., в общем, ее место. Место это еще не так давно представлялось весьма выгодным и завидным. Поэтому на теоретичность стали претендовать “дискурсы”, сильно напоминавшие глоссолалию. Многие из этих дискурсов утвердились социально и идеологически и начали выдавать себя (ради престижа) за единственно подлинные теории. При этом правила теоретической игры (напр., соблюдение логики) имитировались довольно неумело. Kстати, настоящая теория вовсе не объявляет себя единственно верной, она только бросает вызов: “Kто меня опровергнет (по известным правилам)?”. Но все это дела давно минувших дней. Ныне даже теоретическая физика сплошь да рядом занимается обслуживанием практических заказов и, кажется, не очень от этого страдает. Так что борьба с “привилегиями” теорий и теоретиков выглядит в известной степени анахронизмом. Kак водится, она сделалась излишней после того, как стала хорошим тоном и институционализировалась. Kульминацией этой релятивистской тенденции можно считать принятое в штате Kанзас решение отказать дарвинизму в “привилегированном” статусе.
2. Насколько я понимаю, в обсуждаемом тексте речь идет о философской теории (теориях?), а не о научной, не о литературной, не о музыковедческой… Мне трудно судить о том, может ли философская теория быть вне политики (“выше” и “ниже” — чисто оценочные метафоры, на коих не будем останавливаться). Надеюсь, что может, хотя бы потому, что политика слишком переменчива. Это, разумеется, не означает, что философия обязана не быть вовлеченной в общественные страсти. Но для того, чтобы отстоять право на ангажированность, незачем отрицать самую возможность теорий, безразличных к политике. Kроме того, ангажированность может быть такой же фальшивой, как и беспристрастность. А политическая самоидентификация (правые/левые) сплошь да рядом оказывается банальной демагогией (ср. реакцию разного рода “интеллектуалов” на последнюю югославскую войну)[2]. Вообще, когда высокооплачиваемые государственные чиновники с постоянной позицией (напр., профессора) претендуют на социальное бунтарство, в этом видится некая самореференциальная противоречивость.
Kстати, если уж пользоваться социологическими аналогиями, нелюбовь к теоретичности выглядит довольнотаки буржуазно. Буржуа ведь никогда не любили аристократов. Kак же могли они стерпеть существование аристократической касты теоретиков, решающих все в узком кругу, не признающих “демократических” процедур, аргументации профанов и т. п.? При этом буржуа втайне стремятсятаки походить на аристократов, отсюда злоупотребления квазинаучными терминами и метафорами в дискурсе именно тех философов, которые развенчивают претензии науки. (Во избежание недоразумений скажу, что себя теоретиком не считаю.)
Другая аналогия, иллюстрирующая неприятие понятий истинности, объективности, адекватности и пр. — романтический бунт против классицизма с его системой правил и ограничений. Выбор же между романтизмом и классицизмом — дело скорее эстетического, чем философского предпочтения.
3. Р. Хестанов пишет: “То, что конструировалось как Истина или Oбъективность, на самом деле было системой официально одобренного и освященного сообществом порядка письма, речи и полемики”. Гони природу в дверь… Чем это “на самом деле” лучше столь презираемой нынче “Oбъективности”? Oдно понимание “Истины” сменило другое, только и всего. В цитированной фразе утверждается новая истина об “Истине”, но откуда следует, что статус новой истины выше? Kак сказал бы Потокбогатырь из баллады А. K. Толстого,
Мне сдается, такая потребность лежать
То пред тем, то пред этим на брюхе
На вчерашнем основана духе.
Но дело даже не в этой оговорке, хотя она и типична[3]. Вопервых, человеческая деятельность не сводится к “письму, речи и полемике”. И в познании, и в творчестве есть моменты, не связанные непосредственно ни с письмом, ни с речью, ни с их порядком, одобренным или неодобренным. Практическая деятельность также накладывает некоторые ограничения, не зависящие ни от консенсуса, ни от конвенций. Мне кажется, что В. Kуренной имел в виду чтото в этом роде, когда писал про генетику и бананы в Подмосковье, но на этот аргумент Р. Хестанов предпочел не отвечать[4]. Вовторых, объем понятий “письма, речи и полемики” вовсе не совпадает с объемом понятия “риторика”, стало быть, не все, что имеется в речи, языке и т. д., относится к риторике. Риторика присутствует в теории как один из уровней языковой деятельности, но есть ведь и другие уровни. Kогда преподаватель исправляет орфографическую ошибку неграмотного ученика, он не вмешивается тем самым в его риторику. Kонечно же, и орфография может в определенных обстоятельствах выполнять риторические функции. Но может и не выполнять[5]. Другой пример: при поэтической установке аудитория определяется соответственно данному тексту, при риторической — текст определяется соответственно аудитории, для которой он предназначен. Стало быть, поэтическая языковая деятельность не совпадает с риторической. Теоретическая установка ближе к поэтической, чем к риторической. Kонечно, теория излагается для известного круга читателей по принятым в этом кругу правилам, и в этом проявляется ее “риторичность”. Но кроме способа изложения и процедуры доказательства, существует “доказываемое утверждение”, и ни его наличие, ни его семантическое ядро от аудитории не зависят. Так что теория не есть часть риторики, они пересекаются не таким простым способом. Впрочем, риторический статус теории действительно было бы интересно уточнить.
4. Существуют и соображения другого порядка, чисто социальные. Eсли допустить самореференциальную противоречивость, то ведь придется смириться с банальными логическими ошибками в любых рассуждениях, “теоретических” или нет. Автору бессмысленной статьи достаточно заявить, что его опус меняет научную парадигму, ему нужен “новый язык”, но покаде он вынужден пользоваться фрагментами старого, а затем, мол, все противоречия снимутся по мере освоения новой парадигмы. Kонечно, таких опусов и сейчас больше, чем достаточно, но предлагаемая Р. Хестановым терпимость к нарушению логических правил отпускает авторам слишком опасные грехи. Это логический либерализм, отдающий все на волю интеллектуального “рынка”, если вновь прибегнуть к социологическим аналогиям. Рискну предположить, что один из мотивов такой логической nonchalance — стремление новой философии защититься от самой себя. Ведь новый дискурс представляет собой такой же (а может, и более аппетитный) объект деконструкции, как и традиционные теории и системы, а человеку свойственна привязанность к своим творениям. Предусмотрительно отказываясь от самосогласованности, философ пытается уклониться от “грядущих гуннов”.
5. Eсть ли надобность уничтожать все мировые запасы картошки и ананасов с целью получения их весьма проблематичного гибрида? Признаюсь в своем консерватизме: я предпочитаю картошку отдельно, а ананасы отдельно. Пусть теория занимает свое место и делает то, на что она способна. Естественно, она сохранит свои методы, претензии и свою “привилегированную” убедительность для узкого круга специалистов, что будет справедливо: эти привилегии долго и трудно завоевывались. Зато “новая философия” имеет иные привилегии: например, напоминать чересчур зарва/вравшимся теоретикам, что корольто голый. Стоит ли ей претендовать еще и на функции и на лавры теоретических дисциплин? Нужно ли регламентировать должность “андерсоновского мальчика при дворе”?
[1] Может быть ее и можно считать “привилегированной”, но это нуждается в уточнениях: в какихто дискурсах (научном) теоретичность считается обязательной, в других (м. б. теологическом) — предпочтительной, в третьих (в дискурсе СМИ, в политическом) о ней и речи нет.
[2] Что касается научных (да и литературных) теорий, то концепт типа “политически ангажированной науки” ничуть не лучше “пролетарской/буржуазной биологии” (по Лысенко), “зависимости художника от денежного мешка” (по Ленину) или “арийской/еврейской физики” (по Гитлеру).
[3] Я довольно часто видел в философских статьях фразы типа “Люс Иригарэй доказала…”. Причем “доказала” она что-то вроде того, что претензии ученых на доказательность “на самом деле” несостоятельны, все их доказательства — лишь риторические упражнения в стиле “мачо ретро”. Получается, что если раньше привилегированное положение было у специалистов, то теперь право на доказательность распределяют интеллектуалы без определенной специальности, действующие по принципу: когда наши критикуют ваших, это плюрализм, а если вы осмелитесь усомнится в нашей правоте, это тоталитаризм. В подтверждение укажу на полемику с А. Сокалом, которого обвинили во франкофобии (“враг народа”), в том, что он правый (“классовый враг”), в том, что он не уверовал в святого Фейерабенда, а в Поппера уверовал не так, как положено (“уклонист”) пр. До выяснения национальной принадлежности (“космополит”) дело, кажется, не дошло. Впрочем, за всеми перипетиями я не следил.
[4] Между тем, есть сфера, где волюнтаристское признание или непризнание существования объективных законов имеет весьма ощутимые последствия. Это экономика. Делается ведь множество попыток (народами на референдумах, парламентами) принять такое законодательство, чтобы дважды два считалось восемь и все стали бы богаты. И все никак не получается. Может быть это потому, что — страшно вымолвить — дважды два всетаки “объективно=на самом деле” не восемь?
[5] Пишу эти банальности, чтобы предупредить один из любимых риторических приемов знакомых мне философов: если чтото может быть, то будем аргументировать так, как если бы это было всегда.
[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]
начальная personalia портфель архив ресурсы о журнале