Этому изданию предшествовала большая работа составителей, известных российских
фольклористов и этнографов, которые выступили сперва в роли организаторов
международной конференции "Фольклор ГУЛАГа", состоявшейся осенью 1992 года
в Петербурге. По материалам конференции (но не только по ним) и была составлена
эта уникальная книга. Уникальность ее в том, что впервые опубликованы
десятки текстов, находившиеся до этого в основном в устной традиции, запрещавшиеся
советским режимом. Их исполнение и пересказ в узком кругу знакомых мог
повлечь за собой арест долгие годы лагерей. И вот они перед читателем,
сопровождаемые научным комментарием, в окружении специальных статей, о
различных явлениях фольклора заключенных.
Часть опубликованных текстов выражает движение внутреннего, духовного сопротивления
россиян Советской власти. Это видно на примере творчества крестьян и рабочих
1920-х гг., и на материале фольклора заключенных 1970-х гг. Одни тексты
создавались на воле, другие в заключении, но и там и там они позволяли
справиться с чувством несвободы. Среди песен и стихов, созданных в местах
заключения, есть замечательные образцы лирики, выражающей тоску по близким,
родным, любимым, погубленной жизни. Часть текстов создавалась в лагерях
теми, кто приспособился к жизни в Советском Союзе, и выбрал для себя путь
"украл - пропил - в тюрьму", и так всю жизнь, потому что иного пути самовыражения
и несогласия они выбрать не могли.
Кроме фольклора русских, в сборнике важное место занимают исследования
и публикации фольклора репрессированных народов: немцев Поволжья, до сих
пор не восстановленных в своих правах, поляков, литовцев, украинцев. Им,
насильно вывезенным в Сибирь, приходилось еще хуже русских, для которых
"...Сибирь - тоже русская земля... только воля не своя". Вообще понятие
ГУЛАГа понимается достаточно широко - вместе с фольклором заключенных сталинских
лагерей опубликованы материалы по фольклору российских пленных в Германии
и фольклор еврейских гетто.
Другое важное место в книге занимает судьба детей и подростков, с самого
раннего детства вовлекаемых в систему ГУЛАГа. Дети начинали с беспризорничества,
и условия жизни толкали большинство из них в субкультуру профессиональных
преступников, лишали их будущего. И подобная ситуация во многом сохраняет
свою остроту и сегодня. Это показывает сравнение фольклора беспризорных
1920-х гг. и малолетних заключенных детской колонии начала 1990-х гг.
Сборник затрагивает самые разные стороны духовной жизни заключенных, поражая
порой тем, в каких страшных условиях может сохраняться стремление людей
к культуре и духовной жизни. Фольклор ГУЛАГа остается значимым для России
культурным феноменом и по сей день. Наследие ГУЛАГа еще не изжито Россией
до конца.