А. А. Панченко
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФОЛЬКЛОР В РОССИИ
(20 часов)
Основная задача курса — предоставить слушателям возможность ознакомиться
с вопросами культурно-антропологического изучения русского религиозного
фольклора и религиозных традиций русского крестьянства (включая старообрядчество
и сектантство). В силу различного рода причин проблемы, рассматриваемые
в ходе курса, далеко не всегда хорошо исследованы и отражены в отечественной
гуманитарной литературе. До недавнего времени в русской науке господствовала
концепция "народного двоеверия". Она подразумевала, что наблюдавшиеся этнографами
и фольклористами XIX—XX веков формы крестьянской религиозной жизни представляют
собой простое смешение языческих традиций восточных славян и официального
восточно-христианского (православного) культа. Однако современные исследования
показывают, что это не так, что крестьянская культура выработала собственные
формы религиозной жизни, не имеющие прямой связи с язычеством и, в то же
время, далеко не тождественные официальному ("каноническому") православию.
Методологически курс базируется на современных зарубежных исследованиях
по социологии и исторической антропологии религии и использует авторскую
теорию "религиозных практик", согласно которой "народная религия" представляет
собой особую форму религиозной жизни, обладающую внутренней логикой и выполняющую
важные функции в повседневном существовании отдельного человека и его социальной
группы. В курсе используется опыт отечественных этнографов и фольклористов
(А. Н. Веселовский, Д. К. Зеленин, П. Г. Богатырев, Б. Н. Путилов, Б. А.
Успенский, К. В. Чистов и др.), современной американской фольклористики,
французской школы "Анналов" и развивающей ее идеи школы "микроистории"
и т. д. Программа курса подразумевает рассмотрение общих вопросов взаимодействия
научного знания и религиозной традиции, методологических оснований работы
антрополога-религиоведа, роли религии в повседневной жизни общества.
В ходе курса рассматриваются особенности крестьянской религиозной культуры,
ее формы в XIX и XX веках. Анализируются основные категории и явления русской
религиозной ментальности в Средние века и Новое время. Специальное внимание
уделяется различным жанрам и формам русского религиозного фольклора (от
духовного стиха и христианской легенды до т.н. "святых писем"). Рассматривается
малоизвестный материал по истории, обрядовой практике и фольклору русских
мистических сект (хлыстов и скопцов). Обсуждаются проблемы массовой религиозности
в советскую эпоху, трансформации традиционных религиозных моделей в фольклоре
т. н. "церковных людей". В основе предметной части курса лежат классические
исследования и публикации отечественных историков, этнографов и фольклористов,
а также экспедиционные записи последних десятилетий.
Антропология религии как научная проблема
Религиозность как предмет фольклористики, этнологии и культурной антропологии.
Религиозный опыт и социально-психологические функции религии. Марксизм
и религия. Психоанализ и религия. Основные труды по социологии и антропологии
религии в европейской и американской науке XX в. Категории религиозного
дискурса. Мифология и религия. Магия и религия. Религиозная организация
и социальный контроль. Проблема "народной религии" и теория религиозных
практик. Религиозный фольклор: границы, функции, проблема жанров. Исследование
религиозных традиций в современной фольклористике, этнологии и исторической
науке. Жанры религиозного фольклора. Изучение религиозного фольклора в
России: теория пережитков язычества; историко-литературный и историко-географический
подход; марксистское религиоведение; ортодоксальный фундаментализм и социологический
редукционизм.
Исторический путь и специфика русского православия.
Основные концепции крещения Руси и сложения русского православия. Язычество
и христианство в Древней Руси. Обсуждение термина "языческая религия" применительно
к раннесредневековой культуре восточных славян. Основные концепции восточнославянского
язычества. Проблема достоверности источников: фальсификация данных (т.
н. "Влесова книга" и пр.).Теория "двоеверия". Исторические, археологические
и литературные данные о крещении Руси и первых веках русского христианства.
Основные этапы истории русского православия. Формы религиозной жизни в
городской и сельской культуре. Русская церковь и простонародные религиозные
движения в синодальную эпоху и советское время. Специфика русского богословия.
Концепт святости в русской крестьянской культуре.
Концепт святости в свете этнологии и религиоведения. Общий взгляд на
специфику русского восприятия святости. Типы святых и процедура канонизации.
История русской агиографии. Концепт святости в фольклоре: общерусские и
местные культы святых-покровителей. Крестьяне и святые. Юродство как особый
тип святости; юродство в Византии и на Руси. Почитание сакраменталий на
Западе и в России. Сакраменталии в крестьянской культуре.
Христианские апокрифы и фольклорная традиция
Апокрифы в христианской словесности. Канон и апокриф. Апокрифическая
литература в Древней Руси. Исследования отечественных филологов по древнерусской
апокрифической традиции. Основные издания русских апокрифов. Обзор наиболее
распространенных на Руси апокрифических сюжетов. Богомильство и русские
апокрифы. Бытование апокрифов в средневековой культуре, их отражение в
памятниках искусства. Апокрифическая традиция и народная культура.
Духовные стихи в крестьянской культуре
Духовные стихи в русской фольклорной традиции: культурная и жанровая
специфика, история бытования. "Стихи покаянные" в Древней Руси. Исполнители
духовных стихов в XIX — XX вв. Изучение духовных стихов в русской фольклористике.
Труды Г. П. Федотова по русским духовным стихам. Обзор наиболее распространенных
сюжетов духовных стихов. Соотношение духовных стихов и других форм русского
фольклора.
Христианская легенда: текст и контекст
Теория легенды в современной фольклористике. Проблема применения термина
"легенда" к религиозному фольклору. Устное и письменное в религиозном фольклоре.
Легенда и апокриф. Легенда и духовный стих. Легенда и новеллистическая
сказка. Легендарные сюжеты в русском религиозном фольклоре. Легендарная
традиция и ритуальный контекст (эсхатологические и профетические движения;
традиция "святых писем" в Средние века и в XIX — XX в.).
Крестьяне и церковь
Приходские храмы и приходской причт в средневековой и новой России:
исторические особенности и социальное значение. Церковные таинства и культурный
обиход крестьянина. Исповедь как культурный институт. Покаянные книги.
Исповедь земле в восточнославянской крестьянской культуре. Причастие. Церковное
таинство крещения и крестьянские обряды. Погребальный обряд и поминальная
традиция. Храм и кладбище в контексте традиционной "мифологии ландшафта".
Крестьяне и клирики
История духовного сословия в России. Древнерусский духовник: система
духовных семей. Священник и крестьянская культура: социально-исторические
приоритеты, обрядовая практика, мифологический контекст. Образ священника
в "низких" жанрах крестьянского фольклора. Священники о прихожанах. Проповедь
и exempla. Фольклор клириков и "прицерковная среда".
Крестьяне и иконы
Иконопочитание и иконоборчество в истории христианства. Основные вопросы
истории русского иконописания. Почитание икон в средневековой культуре.
Икона в жизни крестьянина: иконы в доме, их магические функции; предания,
былички и поверья о явленных, "уходящих" и чудотворных иконах. Русский
религиозный лубок. Наказание иконы. Иконоборчество в советской культуре
1920—30-х гг.
Крестьяне и демоны
Учение о Сатане и демонология в христианском богословии. Дуалистические
религиозные системы. "Нечистая сила" в крестьянском фольклоре: верования,
нарративы и ритуальная практика. Феномен одержимости (кликуши, бесноватые)
и практика экзорцизма. Колдовство и антиповедение в контексте религиозной
аксиологии.
Сакральный ландшафт: местные святыни в крестьянской культуре
Религия и ландшафт. Локальные святыни в русской крестьянской культуре.
Историко-археологические данные о местных святынях. Обряды и поверья, связанные
с местными святынями в крестьянском обиходе. Предания и былички о местных
святынях. Функции деревенских святынь в народной культуре. Есть ли у этого
явления "языческие корни"?
Сакральное время: праздник в крестьянской культуре
Теория праздника в свете социологии и этнографии. Религиозно-мифологическое
значение праздничного дня. Структура и исторические особенности христианского
праздничного календаря. Специфика праздничной культуры русского крестьянина.
Годовой цикл и престольные праздники. "Заветный" праздник в деревенской
культуре. Заповедные дни и календарные запреты. Этиологические рассказы
и былички о праздниках.
Религиозность и повседневность
Религиозность в повседневной жизни крестьянина. Формулы религиозного
дискурса. Устный и письменный текст в крестьянских религиозных практиках.
Заговор и молитва. Концепт греха в крестьянской традиции. Святость и святотатство.
Религиозные запреты и модели поведения. Обет как способ коммуникации с
сакральным миром. Сон и сновидение в традиционных религиозных практиках.
Вера и неверие в контексте традиционной аксиологии. Религиозная идеология
и религиозный идентитет ("своя" и "чужая" религии). Порождение и обоснование
ценностных моделей в религиозном/антирелигиозном дискурсе. Персональный
нарратив и религиозные практики. Роль религиозных нарративов в повседневной
коммуникации.
Религиозность и маргинальность
Религия и социальный статус. Маргинальность в русской крестьянской
культуре XIX — XX вв. Религиозно-мифологическое структурирование ландшафта
в традиционном фольклоре. Культура дороги: странничество и паломничество.
Монашество и монастырь с точки зрения крестьянина. Маргинальность и эсхатологические
ожидания. "Церковные люди" в России XIX — XX вв.: история, идеология, фольклор.
"Последние времена": эсхатология и представления о загробной жизни
Эсхатология и мессианизм в свете культурной антропологии. Эсхатологические
учения в христианском богословии. Эсхатология и апокрифическая традиция.
Представления о конце света в Древней Руси. Крестьянская эсхатология в
XIX — XX вв. Современный эсхатологический нарратив и проблема аккультурации.
"Культура смерти" и народные верования. Загробная жизнь, рай и ад в русском
фольклоре. "Обмирания" и "видения".
Ереси, раскол и сектантство в русской народной культуре
Понятия "ересь" и "секта" в свете антропологии и социологии христианства.
Религиозные движения и секты в истории средневековой Европы. Еретические
движения Древней Руси. Русский раскол XVII в.: история и культурный подтекст.
Русское старообрядчество: история и идеология. Русское сектантство XVIII
— XX вв.: основные тенденции. Сектантство и фольклор. Конструирование "чужой
религии": колдовство, свальный грех, кровавый навет.
Экстатические религиозные практики в русской народной культуре: секты
хлыстов ("христовщина") и скопцов
Мистико-экстатические религиозные практики в традиционных культурах.
Исследование измененных состояний сознания в американской и европейской
антропологии XX в. История и культурная специфика русской христовщины.
Радение: ритуал и фольклор. Религиозная легенда в традициях христовщины.
Христовщина и социальная элита: кружок Татариновой, религиозные искания
"Серебряного века". Происхождение и история русского скопчества. Специфика
скопческих ритуалов и фольклора. "Похождения" и "Страды" Кондратия Селиванова.
Скопческие легенды. Идеология скопчества: гендерная проблематика в крестьянской
культуре.
Этнолог и религия
Вопросы полевой работы по изучению религиозных традиций в городской
и сельской культуре. Дистанцированность и включенное наблюдение. Роль исследовательской
рефлексии в полевой и кабинетной работе. Identity этнолога и identity информанта.
ЛИТЕРАТУРА
-
Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990.
-
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,
1994.
-
Веселовский А. Н. Опыты по истории христианской легенды //
Журнал Министерства народного просвещения. 1875 (Апрель, Май), 1876 (Февраль,
Март, Июнь), 1877 (Февраль, Май).
-
Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание.
М., 1993.
-
Панченко А. А. Исследования в области народного православия.
Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.
-
Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
-
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских
древностей. М., 1982.
-
Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным
стихам). М., 1991.
-
Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды
XVII—XIX вв. М., 1967.
-
Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения
пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб., 1995.
-
Crummey R. Old Belief as Popular Religion: New Approaches
// Slavic Review. Vol. 52. 1993. No 4.
-
Levin E. Dvoeverie and Popular Religion // Seeking
God. The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and
Georgia. Ed. S. K. Batalden. DeKalb, 1993.
-
Yoder D. Toward a Definition of Folk Religion // Symposium
on Folk Religion. Ed. D. Yoder (Western Folklore. Vol. 33. 1974. No 1.
Special issue).