Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

с.142.

Приложение

Тексты

Рассказчики: Н.Д. Акунка из пос. Снежный, 1989-1991 гг. (тексты 1-4, 21-22); О. Н. Семенова из пос. Вал, 1990 г. (тексты 5, 23-24); М. С. Михеева из пос. Вал, 1990 г. (тексты 6-7); В. М. Соловьева из пос. Вал, 1990 г. (тексты 8- 11); А. В. Семенова из пос. Некрасовка, 1990 г. (тексты 12-16); М. И. Михеева из пос. Вал, 1990 г. (текст 17); Л. А. Гришина из пос. Датта, 1991 г. (тексты 18-19); А. И. Бисянка из пос. Датта, 1991 г. (текст 20).

1. Как шаман на охоте достал табак

Однажды несколько охотников вместе со старым шаманом пошли охотиться на медведя, который в одном месте в лесу лакомился брусникой. Место это находилось далеко от стойбища. Охотники убили четырех медведей и перетащили их к реке. Все это заняло довольно много времени, и у охотников закончился табак. Однако работы было еще много, поэтому уходить домой было нельзя. Попробовали курить мох ясеня - ивогла набони, но заменить табак он не мог. Тогда охотники стали просить шамана достать им табак: "Раз ты шаман и можешь творить всякие чудеса, то достань нам табак". Шаман стал отказываться: "Не могу шаманить, нет с собой бубна - оставил его в стойбище". Охотники говорят: "Возьми вместо бубна крышку от кастрюли". Шаман опять стал отказываться: "Нельзя на крышке шаманить, грех". Охотники стали смеяться над шаманом, что он не настоящий шаман, не сильный шаман, и тот согласился. Шаман попросил повесить на сучок дерева пустой мешок и принялся шаманить. Уже ночь была. Пошаманил и лег возле костра. Полежал, полежал и распорядился принести мешок обратно. Никто не хочет идти. Не верят шаману. Боятся. Наконец двое пошли, принесли мешок. Когда снимали

с.143.

мешок с дерева, почувствовали, что в нем что-то есть, но что - из-за темноты не разглядели. Поднесли мешок к костру и видят, что там целая связка китайского листового табака. Откуда взялся? Шаман смеется: "Ну, курите, вы же сами просили!" Охотники испугались, никто не хочет первым попробовать, так как непонятно, откуда табак мог взяться в мешке. Тогда шаман сам набил свою трубку табаком и стал спокойно курить. Дым вкусный! За ним постепенно стали раскуривать свои трубки и остальные охотники. Покурили, успокоились и стали допытываться у шамана, как он смог достать ночью в тайге целую связку табака. В те времена такая связка обменивалась на шкурку соболя. Шаман отвечает, что это он слетал к одной старухе в стойбище и взял у нее из сундука взаймы: "Потом отдам". Охотники не поверили шаману, так как сами видели, что он никуда не отходил от костра. Но шаман говорит: "У старухи было семь связок табака в сундуке, а теперь стало шесть. Когда вернемся в стойбище, сами увидите". Охотники так и сделали. Пришли потом вместе с шаманом к этой старухе и попросили ее угостить их табаком. Сильно охотники удивились, когда старуха недосчиталась седьмой связки табака в своем сундуке.

2. Как шаман перевернул тополь

Однажды охотники решили сделать лодку из огромного тополя. Срубили его и обтесали с одной стороны. Для того, чтобы обтесать также и другую сторону, нужно перевернуть дерево на другую сторону. Но тополь такой тяжелый, что даже вчетвером охотники не могли с этим справиться. Пробовали разными способами, даже рычагом, но ничего не вышло. Шел мимо шаман, увидел, что охотники делают. Говорит: "Я сам переверну тополь, один. Только пусть никто не мешает и не смотрит, как я это буду делать". На следующий день охотники подошли к бревну и видят, что оно лежит на другом боку. Шаман сдержал свое слово, но как он смог перевернуть бревно, никто не знает. Одним из этих охотников был я.

3. Как шаман вернул свою одежду и бубен

В 30-х годах советская власть стала ликвидировать шаманство у орочей. Коснулось это и орочей, живших на реке Тумнин. В то время там был сильный шаман Акунка Николай Федорович. Вызвали этого шамана в НКВД и стали спрашивать: "Ты шаман?"

с.144.

"Шаман", - отвечает Николай Федорович. "А шаманством занимаешься?" - "Занимаюсь!" - "А зачем занимаешься шаманством?" -"Я людей лечу, шаманю". - "А у тебя есть для этого все принадлежности?" - "Есть все шаманские принадлежности". Забрали тогда у него все его имущество и запретили шаманить. Шаману сделали новые принадлежности, не меньше двух лет на это ушло. Затем он распорядился, чтобы метрах в трехстах от стойбища для него поставили новую палатку и разожгли костер. Шаман оделся в новое, взял бубен и отправился в палатку возвращать свое прежнее имущество. А охотников предупредил, чтобы через девять дней, как услышат они звук бубна, все шли к палатке. Через девять дней вечером охотники услышали, что шаман бьет в бубен. Все пошли к палатке. Вблизи они услышали также бряцанье шаманского пояса cuca. Охотники заглянули в палатку и увидели, что шаман исполняет моуни - шаманский танец. Кроме того, в палатке лежало все, что у шамана силой увезли в Москву. Через несколько дней шаман оделся, как для уни, пошаманил, спел и рассказал, что за эти девять дней он побывал в Москве, где нашел и забрал все свои вещи.

4. Как шаман ездил в Москву

Жил перед войной один сильный шаман Миону Кялюндзига. В середине 30-х годов у него забрали все его шаманские вещи и увезли в Москву. Через некоторое время вызвали и его самого. Наверное, для того, чтобы судить за шаманство. Вместе с Миону Кялюндзигой решили ехать еще несколько удэгейцев. В Москве говорят: "Вызвали для того, чтобы отучить от шаманства". Шаман отвечает: "Нельзя этого делать, я шаман, я должен шаманить, я должен лечить людей, я лечу лучше ваших докторов". Но ему не поверили и попросили доказать это. "Хорошо, но шаманить буду только вечером". К вечеру собралась большая комиссия, отдали шаману все его вещи, и тот начал шаманить. Пошаманил немного и потребовал привести свинью. Комиссия отвечает: "Где же мы тебе в Москве, да еще ночью, свинью возьмем?" - "Ну ладно, у вас чушки нет, так у меня есть!" Шаман еще немного пошаманил, все смотрят - дверь открылась, и в комнату вошла свинья. Зашла и стала посередине комнаты. Шаман обошел вокруг нее несколько раз и сказал комиссии, что сейчас вытащит у нее глаза. Все рассмеялись, так как не поверили. Тогда шаман подошел к свинье и быстро вырвал у нее глаза. Та стала громко кричать. Шаман показал комиссии глаза, которые лежали у него на ладони. Показал и

с.145.

затем быстро вставил их назад. Чушка сразу успокоилась, перестала кричать и медленно ушла из комнаты. Шаман подошел к самому большому начальнику и говорит: "Хочешь, тебе глаза вытащу?" Но начальник отказался. И вся комиссия отказалась. Зато вся комиссия поверила, что Миону Кялюндзига - большой шаман, ему вернули все его вещи и отпустили домой.

5. Сказка про семь охотников и Амбу

Однажды семь охотников поехали на лодке в море охотиться на нерпу. Внезапно спустился туман. Охотники заблудились. Долго плыли, не зная куда. Наконец туман рассеялся, и они увидели берег. Подумали, что это Сахалин, и решили пристать. На берегу они увидели красивую девушку, которая шла с пустыми чумашками за водой. Один из охотников выскочил на берег и пошел за девушкой. Как увидел, сразу захотел поиметь ее. Долго ждали его охотники, не дождались. Смотрят - по берегу идет та же девушка. Побежал за ней еще один охотник и тоже пропал. Так продолжалось до тех пор, пока в лодке не осталось только двое пожилых охотников. Они ждали, ждали остальных охотников, не дождались и решили плыть дальше. Один гребет, другой рулит. Долго плыли. Вдруг увидели на берегу юрту. Рыба рядом сушится. Охотники подплыли к берегу и думают - заходить в юрту или нет. Страшно. Тут из юрты вышел старик и стал звать их в гости. Пошли. Старик со старухой накормили их свежей рыбой и мясом, напоили чаем. Охотники легли спать. Ночью проснулись, смотрят - старика нет. Спросили старуху. Та сказала, что он пошел на берег делать лодки. Не было старика трое суток. Сделал две лодки и сказал охотникам: "Ложитесь спать не в юрте, а в этих лодках. Если что услышите - голоса людей или скрип весел, - головы не поднимайте. Когда лодки пристанут к берегу, тогда можно выходить. Только так вы сможете попасть обратно домой. А когда приедете домой, убейте белого и черного оленя и положите их в лодки". Еще старик рассказал им, что та красивая девушка была не человек, а злой дух - Амба. Она заманивала охотников к себе домой и предлагала себя. Но только она раздвигала ноги, как охотник проваливался туда и пропадал навсегда.

Два пожилых охотника сделали так, как велел старик, и скоро услышали голоса, скрип весел. Они поняли, что их куда-то везут в лодках. Незаметно они уснули. Проснулись на каком-то берегу. Вышли из лодок, смотрят - на песке играют мальчики. Охотники подозвали их и спросили, чьи они дети. Мальчики

с146.

рассказали, что когда-то давно их отцы - семь охотников - ушли в море охотиться на нерпу и пропали. Тут охотники поняли, что это их дети. А их жен взяли младшие братья. Охотники послали детей домой предупредить жен, что они вернулись. Дети убежали, а охотники пошли искать белого и черного оленей. Один из охотников убил белого оленя и положил его в лодку. Лодка повернулась вокруг себя девять раз и уплыла в море. Второй охотник не смог убить оленя - его лодка повернулась три раза и тоже уплыла в море. Жены выгнали своих новых мужей и стали жить с вернувшимися охотниками. Оба охотника стали шаманами. Они приказали детям и женам выбросить из дома лук, так как шаманы не любят запах лука. Тот шаман, который убил белого оленя, прожил девять лет, а второй шаман - только три года. Все.

6. Как женщина спаслась от дептыри

В лесу жила женщина с мужем-охотником. Он ходил на охоту. Она занималась хозяйством. Вот муж один раз вернулся домой. Она его встретила - как всегда. Посадила есть. Он поел. Мясо застряло в зубах. Он открыл рот, и жена увидела, что у него не зубы, а большие и острые клыки. Она поняла, что это дептыри. Злой дух. Стала думать, как ей спастись. И тут догадалась. В это время у нее была менструация. Она быстро повернулась к дептыри задом, нагнулась и подняла халат. Дептыри увидел кровь и растерялся. А женщина на олене уехала в лес к мужу. Когда они вернулись, то дептыри уже не было. Конец.

7. О борьбе мэргэ и дептыри

Жили старик со старухой - дептыри - с двумя детьми. Старик вышел проверять петли и видит, что в петле запутался мэргэ. Он взял этого мэргэ вместе с петлями и подвесил в чуме, чтобы потом съесть. А сами с женой пошли по своим делам. Возвращаются - дети спят. А в юрте пахнет их запахом. А мэргэ в петлях нет. Зато полный котел мяса. Они сели, съели мясо и решили лечь спать. Но когда откинули одеяло, то оказалось, что только головы детей лежат, а тел нет. Старик рассердился, выбежал на улицу и закричал: "Мэргэ, ты где?" А мэргэ ответил: "Я в амбаре". Вышел из амбара, вытащил нарты, нагруженные запасами пищи, и побежал в лес. В амбаре мэргэ обо что-то поранил руку. В лесу кровь пошла, старик со старухой наступили на кровь и примерзли. Так мэргэ от них ушел.

с.147.

8. Огненный дептыри

Шаман с сыном пошли на охоту. [Развели костер.] Заночевали. Слышат голос собаки. Голос громкий, грубый. Шаман говорит сыну: "Иди, посмотри на дерево через большой палец" (вытянув вперед руку с большим пальцем кверху, смотря поверх него, как поверх мушки у ружья). Сын пошел, посмотрел. Но все равно собака лает. Камни кверху летят. Тогда пошел сам шаман. Посмотрел - оказалось, что здесь когда-то умер человек. Вдруг этот человек вылетел из-под костра вместе с собакой. Он стал дептыри.

9. Лиса и нерпа

Идет охотник по лесу, видит - лежит мертвая лиса. Он ее на нарты положил. Лиса выбросила всю рыбу [и убежала]. Охотник рассердился и пошел по ее следам. Долго шел - лето наступило. Лиса пришла к старикам, [попавшимся по дороге], и попросила не выдавать ее. Но охотник услышал ее запах и стал танцевать, очень смешно. Лиса не выдержала и рассмеялась. Охотник схватил ее и отвез на остров посреди залива Чайво. Там и бросил. А на острове есть нечего. Тогда она крикнула нерпам, что хочет их посчитать. Нерпы высунули из воды головы, и лиса по их головам убежала с острова.

10. Как лиса оленей пасла

Старик доверил пасти оленей лисе. Она плохо их пасла. Олени все умерли и стали разлагаться. Животы у них вздулись. Лиса хвалится старику, что олени такие толстые. Старик рассердился и убил ее из лука.

11. Белка-летяга

Белка жила в дупле. Пришла лиса. Сделала себе рога из камыша. Стала пугать белку: "Отдавай детеныша, а то дерево свалю и всех съем". Пришлось отдавать. Еще раз пришла лиса и опять давай пугать. Тут прилетел филин и спросил белку, почему лиса ее пугает. Белка все рассказала. Филин схватил лису и отнес ее на остров в море. Есть на острове нечего. Лиса плачет: "Есть нечего, сейчас я умру, мои глаза и зубы станут морскими камнями, шерсть - травой, ребра - плавником". Услышала нерпа и вынырнула. Спросила

с.148.

лису, почему та плачет. Лиса говорит: "Я не плачу, а пою песни. Такую песню пели мои родители, когда поженились". Лиса спросила нерпу: "Много ли у тебя родственников?" Нерпа ответила, что много. "А до берега смогут они достать?" - "Смогут". А нерпа спросила: "Лиса, а у тебя много родственников?" Лиса говорит: "У меня столько родственников, сколько звезд на небе. Посчитай!" Нерпы высунули головы из воды и считали звезды, а лиса по их головам добежала до самого берега. Смотрит - юрта стоит. Рыба сушится. Лиса наелась рыбы и уснула. Вышла старуха, увидела такое дело, взяла колотушку и убила лису. Сняла шкуру и сделала себе шапку. Осень настала. Старуха кормит собак. Пришла лиса. Спрашивает старуху: "Чем ты, старуха, занимаешься?" Старуха ответила. Лиса говорит: "Давай я тебе помогу, покормлю собак, только шапку дай мне, а то уши мерзнут". Старуха обрадовалась и пошла готовить угощение лисе. А лиса всю рыбу съела и убежала. Старуха вышла, увидела, что лиса шапку унесла, и заплакала. Пришел медведь. Старуха ему все рассказала. Он собрался за шапкой. Старуха сказала, что ничего не выйдет. Кедровка прилетела, [тоже предложила помощь], старуха и ей не поверила. Синица прилетела, тоже помощь предлагает. Говорит старухе, что она знает, как забрать шапку у лисы. Полетела, видит - стоит дом. В доме живет лиса. Ребенок болеет. Лиса плачет. Синица залетела через дымовое отверстие, крыльями замахала - пыль поднялась. Лиса подумала, что это шаман. Попросила у синицы помощи. Синица говорит: "Хорошо, я пошаманю, вылечу твоего ребенка, ты только шапку на меня одень - так лучше шаманить". Лиса одела на синицу шапку, синица сразу полетела к старухе. А ребенок лисы умер. Старуха обрадовалась, сделала синице нож [нос?] из иголки, когти из ракушки и сказала все время садиться на тонкое дерево, а не на толстое. Все.

12. Про брата с сестрой

Жил брат с сестрой в тайге. Она вышла за него замуж. Брат не знал, что она его сестра. У них родились мальчик и девочка. Сын подрос и пошел стрелять птиц из лука. Птицы ему рассказали, что его мать замужем за своим братом. Сын пришел и рассказал матери. Она попросила его не говорить отцу. Но отец узнал ночью. Утром пошел на охоту и убил дикого оленя. Послал сестру за добычей, а сам поставил на тропе самострел. Сестра пошла, и ее убило стрелой. Отец забрал детей и отнес их в тайгу. Сына оставил у тигрицы. А девочку у медведя. А сам повесился. Потом девочка вышла замуж за медведя и от них получились все ороки.

с.149.

13. Охотник и медведь

Жил молодой охотник. Ловил кету. Рыбу складывал в амбар. Один раз утром видит - нет рыбы, а возле амбара медведь. Парень ударил ножом медведя в морду. Медведь удрал. Парень пошел в тайгу и встретил медведицу. Она ему говорит: "Пойдем со мной". Привела в дом. Там старый медведь с медведицей и сын. Медведь говорит: "Ты зачем ударил в морду моего сына? Нужно бить сразу в сердце, чтобы не мучился. Сейчас мой сын пошел драться с водяным медведем". Парень побежал и помог сыну старого медведя. Легли спать. Парень ночью проснулся от храпа человека. Видит - не медведица, а молодая красивая девушка лежит. Он лег с ней и поимел ее. Утром проснулся, видит - не с девушкой лежит в обнимку, а с медведицей. Он испугался и убежал домой. Потом как-то пошел на охоту и убил медведицу. Хотел разделать, смотрит - знакомые бусы. Парень вспомнил ту девушку и не стал разделывать тушу, а похоронил в тайге, как человека.

14. Про двух братьев и хозяина огня

Жили два брата. Один бедный, другой богатый. Бедный, хотя и сам голодал, но всегда угощал хозяина огня. А богатый брат никогда не давал огню ничего, не угощал его. Пришел бедный брат к богатому в гости. Легли спать. Тут бедный брат увидел, как из очага вышел очень худой человек - хозяин огня. Вышел и говорит бедному брату: "Твой брат никогда меня не угощал, даже каплю крови не давал. Уходи к себе домой, я сейчас сожгу твоего брата". Бедный брат испугался и убежал к себе домой. Огонь сжег дом и самого богатого брата. А утром все олени достались бедному брату. Такой закон: нужно кормить огонь. Все.

15. Про шаманку и подводную девушку

Шаманка пошла в море к подводным людям и там подружилась с подводной девушкой. Шаманка привела ее домой, чтобы девушка превратилась в человека. Девушка жила два года у шаманки. Подводные люди боятся лука и черемши. Муж шаманки привез черемшу из тайги. Подводная девушка увидела, превратилась в гагару и улетела. Если бы еще год прожила у шаманки, то превратилась бы в человека.

с.150.

16. Как охотник попал в буни

Жил охотник. Зимой пошел в тайгу. Гонялся за лисой целый день. Никак не может догнать. Лиса залезла в нору. Охотник за ней. Нора все уже и уже. Охотник уже еле ползет. Видит свет. Попал в буни - загробный мир. Там лето. Речка, два мальчика ловят рыбу. Охотник смотрит: дом, во дворе сидит старик, делает нарту, на приветствие не отвечает. Старик в дом - охотник за ним. В доме старуха и девушка. Два мальчика принесли рыбу. Сварили. Поставили чашки на маленький столик. Едят, но охотнику не дают. Посуду убрали. Легли спать. Девушка легла возле двери. Охотник к ней. Она говорит: "Ой, я замерзла". Не дала ему. Охотник утром взял снаружи немного юколы и пошел домой. Рассказал про все и умер. Умер потому, что рассказывать про буни нельзя. Все.

17. Про звезды

Как-то богатырь Сангимата прошел по небу на лыжах. После лыж остался след. А на месте Большой и Малой Медведиц были большие звезды. Сангимата наступил на них, и они рассыпались на много мелких звезд. Большая Медведица стала называться Дай повэлэ, а Малая Медведица - Нучи.

18. Сказка про мышь и лягушку

Жили в стойбище мышь и лягушка, вместе охотились и ловили рыбу. Однажды мышь сказала: "Поехали на другой берег реки за черемухой". Сели в лодку. Мышь говорит: "У меня руки устали, греби ты, лягушка". Лягушка гребет. Переплыли. Вышли на берег. Мышь в лодке пела песню о том, что она болеет, а лягушка гребет. Подошли к черемухе. Мышь вскочила на дерево, а лягушке никак. Мышь наелась ягод и набрала с собой. Одна ягодка упала, и лягушка проглотила ее. Поехали обратно. Опять гребла лягушка, так как мышь устала лазить по деревьям. Приехали. Мышь рассказала всем мышам, что лягушка проглотила одну ягодку. Мыши рассердились, пришли к лягушке и стали прыгать у нее на животе. Ягодка выскочила. Мыши забрали ягодку и ушли. Лягушка еле-еле дошла до дома и рассказала все матери. Та решила отомстить мышам. Говорит: "Пойду на охоту и убью лося". Она пришла к лосю и говорит: "Давай состязаться в беге". Говорит: "Лось, я тебя обгоню". Лось говорит: "Я быстрее тебя бегаю, у меня ноги длиннее, чем у тебя". "Ну все-таки я тебя обгоню", - говорит

с.151.

лягушка. "Ладно". Побежали. Лягушка прыгнула лосю на рога и лось побежал. Он бежит и спрашивает: "Лягушка, ты где?" "Я впереди", - отвечает лягушка. Так она его и загнала. Тогда лягушка говорит: "Теперь позовем мышей". Пошла, отнесла им кусочек мяса и позвала. Мыши обрадовались и стали собираться в гости. Лягушка закрыла все окна, двери на крючок. Заткнула все щели. Взяла большие палки. Мыши пришли, стали есть, захмелели от мяса, а лягушки стали их бить палками и убили всех, кроме одной. Только самая маленькая мышка убежала в щелку. Так вот мыши и остались на свете.

19. Людоедка

Жили как-то на одной реке семь сестер. Одна, старшая, была молчаливая, хмурая, никогда ни с кем не говорила. А остальные шесть сестер - веселые девушки. Отец заболел и умер. В ту ночь старшая сестра не ночевала дома. Пришла утром, довольная. Мать заболела и говорит шестерым дочкам: "Когда я умру, все убегайте из дома". Сестры спрашивают: "Почему?" Мать говорит: "Ваша сестра - людоедка. Это можно узнать, если ее рассмешить". Сестры решили узнать, правда ли это, и стали шаманить. Все пляшут, но никак не могут рассмешить старшую сестру. Но вот младшая сняла с себя одежду и стала плясать голой. Старшая сестра рассмеялась, и тут все увидели, что у нее во рту человеческие жилы. Сестры сразу решили бежать и сделали себе крепления на лыжи:

вторая сестра - из тряпок,

третья - из веревок,

четвертая - из сохачьей кожи,

пятая - из проволоки,

шестая - из железных пластин,

седьмая - из железных цепей.

Старшая сестра погналась за ними и стала по очереди съедать, потому что у них стали рваться крепления на лыжах. Осталась только младшая. Кинула гребень, прочитала молитву - вырос лес. Но старшая сестра прогрызла его. Тогда младшая сестра кинула зеркало - появилось глубокое озеро и старшая сестра утонула. А младшая сестра увидела на берегу юрту, там жил молодой ороч. Они поженились и стали жить.

20. Про сестру и ворона

Жили сестра с братом вдвоем. Брат был старше. Он охотился и ловил рыбу. Сестра была по хозяйству и убирала в юрте. Стал к ней ходить гаки - черный ворон. Она от него пряталась в

с.152.

разные места. Однажды залезла в золу и всем вещам сказала не говорить, где [она] спряталась. Не сказала только унтам - они были старые, рваные. Унты обиделись и рассказали ворону, где сестра. Сестра выскочила и выгнала ворона. А унты сожгла. Пришел с охоты брат, она ему все рассказала. Брат ее похвалил. Так и нужно.

21. Как произошли орочи

Дело было так. Еще не было земли. Потом Эндури послал Хадау. Тот сделал землю, речки, зверей. У него была жена. Бабка. Старик и Бабка превратились в скалы. Почему - никто не знает. [Скалы] Старик и Бабка стоят в Датте очень давно. Раньше эти скалы были людьми. От них пошли все орочи. Старик и Бабка были муж и жена.

22. Мэргэ

Мэргэ - это богатырь-мужчина. "Женщина" [по-орочски] хатала. Мэргэ идет охотиться. По реке. Видит - деревня. Только одна пуди - женщина - дома. Он снял лыжи и зашел к ней. Женщина говорит: "Садись, угощайся". Мэргэ разделся, взял трубку с конгоро - табаком. Закурил. Это его женщина угостила табаком. Ну, он курит, она готовит поесть. Накрыла полный стол. Сели они и стали есть. Поели. Мэргэ нужно идти дальше, а девочка красивая. Но он оделся и поехал дальше. Видит - опять деревня. Там опять пуди. Он на ней женился. Жили, жили и потом разошлись. Все.

23. Шампурная нога, тело из багульника

Это такой дух - Бойды. Голова из молотка, ноги из шампура, туловище из багульника, а руки из щипцов. "Ноги мои скрипят, голова моя чугунная качается, а руки-щипцы все хватают". Этот дух [женского пола] однажды пришел к людям в палатку. Смотрит - их нет. Она раскидала всю их посуду и стукнула в таз. Таз загремел. Она оглянулась, думает: что это туда упало? Она стала ждать людей. Но те боялись и не приходили. Тогда ей надоело и она решила уходить. Уходить стала не через дверь, а подняла полог палатки. А тут люди на нее навалились, сбили с ног и бросили в костер. Дух этот сгорел. Самая старшая женщина подошла и дунула в костер. И сказала: "Превращайся, пепел, в

с.153.

комаров, ос и оводов. [Осы и оводы], кусайте людей". Пепел разлетелся в разные стороны, и из него получились комары, мошки, осы, оводы. С тех пор они кусают людей, как бы напоминают о том, что был такой дух: шампурная нога, тело из багульника.

24. Каменная женщина

Сначала женщина была [женщиной]. Потом [однажды] поехали кочевать. Заночевали. Она уснула и больше не встает. Ничего не говорит. Муж начал ее будить. Костер чуть горит. Муж будил - не добудился. Уехал и сказал родственникам: "Что-то не так". Родственники собрались и поехали. Приехали на место. Смотрят, а там вместо женщины камень. За ним - дерево. И каждый раз, когда приезжали, камень вырастал больше. Оленеводы другие приезжали. Знали, что на том месте раньше камня не было. А камень совсем уже похож на человека, на женщину. Сидит спиной к дереву. Потом заметили, что у нее стал расти живот. Через год муж пришел. Смотрит: на руках и коленях женщины - каменный ребенок, сосет грудь. Постепенно дерево упало. Потом женщина тоже упала. Потом один ульта увез каменную женщину куда-то. Может, в музей в Александровск. Никто не знает.