021-37. Были разные
№ 021
Приключения норильского парня
В старину сделал своих (родичей) богачами один молодой человек. Жили, оказывается, два брата, у них были живы отец и мать. Младший брат осенью, после первого снега, едет в Дудинку в Кабацкий лес*1. Оттуда везет куль муки. Когда он ехал вдоль бабушки-Пясины озера, видит - мука у него дымится. Вытаскивает пешню, вырубает прорубь и, ничего не говоря, подтянув туда санки, сунул муку под лед. Видно, этот человек догадался, - это болезнь его матушка-оспа*2, оказывается. Потом взывает:
- Земли и неба хозяева, если правда я человек, которого вы жалеете, пошлите пургу, - сказал.
Тогда сильная пурга спустилась. Он оленей своих во всю погоняет, уезжает. Летом эти люди к морю откочевали. Здесь живя, по берегу побродив, увидели в сторону их дома направленный большой, большой след человека. "Ой, что это такое?" говоря, испугались. Домой пришли. Придя, заглянули: сестру ихнюю сваривши, абаасы ест, сидит, оказывается. Заходят в дом, младший брат бьет абаасы по голове, тот падает на пол. При этом у него отрубил младший брат ступни.
Абаасы стал со словами:
- Ты меня с хитростью в воду кинул, поэтому я, по реке проплывши, достиг до моря. Нет у меня соизволения свыше съесть тебя; счастливым человеком должен ты быть. Вот почему я, оспа, такою сделалась. Больше никогда тебе на глаза не покажусь. Но все же невидимым своим началом убью!
с.64.
После этого младший человек на Охоту пошел. Когда пошел, большая пурга поднялась, дорогой он заблудился. Вот идя, нашел берлогу медвежью. Найдя, уснул там. Уснувши, когда встал, весна настала, вся земля растаяла. "Вот-то диво, как я заспался", говоря, удивляется. Идет к берегу моря и прохаживается. Вот, прохаживаясь, белого медведя на льду заметил. Этого медведя убить желает. Из лука выстрелив, убивает его. Когда, шкуру сняв, поглядел на море - оказывается, несет его на льдине от берега. Долго этот человек плыл на льдине; стал просить хозяина вселенной о спасении. Тогда большая кокора-дерево приплыла к льдине, на которой он находился. Выбрался на кокору и снова к хозяину вселенной взмолился.
- Если правда, не теряется мое счастье, такой я счастливый человек, - пусть бы, как на кокору посадил, так бы и земли достичь мне помог ты! - сказал.
Тогда могучей волной кокору вместе с человеком выбросило на берег. Встав, начал прохаживаться; видит, вся земля, песок весь - сплошь из бисера, из стеклянных бус. Идет и приходит к одному кочевью. Это кочевье век не кончается, сколько дней он ни идет. Найдя место, где стоял чум, остатки пищи стал искать, ничего не находит, только все попадаются человечьи кости, суставы пальцев. Идя третий день, вот, наконец, увидел людей; большие-большие чумы ставят, оказывается. Вот этот человек, когда чумы установили, заходит к ним. Когда спрашивают, ни слова не отвечает, сидит. Вот эти на людей похожи, оказывается.
- Видно, с далекого места, испытав мучения, прибывший человек это; накормите его, - сказали.
На это человечью ягодицу внеся, сварили. Когда это варево вынув, поставили, человек тот не стал есть.
- Эта пища не нравится ему, оказывается; возьмите,
с.70.
убейте оленя, - сказали те, и оленьим мясом его накормили.
Пришедший человек у них остается жить. Тот житель, у которого он поселился, оказывается их князь, у него одна дочь. Когда они начинают пришедшего спрашивать, откуда прибыл, - тот век молчит. Однажды сказали:
- Идем ловить налимов.
Он одно только слово сказал:
- Я умею, - говоря.
Придя к бабушке-реке, люди эти проруби вырубают, но вырубить не могут, бессильны. Человек, пока они одну прорубь вырубят, десять прорубей вырубает. Вот вырубил прорубь и, заклиная, забросил он удочку. Вот, когда бросил, на удочку попалась голая старуха. Она сильно упрашивает отпустить. Испугавшись, человек этот отпустил ее обратно. Рыболовы сильно рассердились на него.
- Вот сейчас она другим расскажет, и мы теперь никого не поймаем, - говорят.
Вот они более ничего не ловят; так рассердившись, и спать ложатся. Когда они заснули, человек выходит, четырех оленей запрягает. Олени большие-пребольшие, на силу руки достают завязывать пояс упряжки. Он запрягает их в большие медные санки, три мамута берет, идет к проруби. Дойдя, опять хозяина вселенной призывает:
Помоги, - просит, затем закидывает удочку и до того времени, как ночью начинает светлеть, тысячу налимов вылавливает, также людям подобных. Их складывает в санки; а часть, мамутом связав, приволок к чуму. Вот привез санки, поперек дверей их притянув, поставил; налимов, которых он приволок, стоймя расставил. Затем лег и заснул. Как только заснул, люди его встали. Вставши, когда вышли, видят у дверей налимы стоймя стоят. Вот люди:
"Странный же этот человек, оказывается", - говоря, хвалят его. Это все он слышит, лежит. Когда он встал, тот, у которого он жил, князь:
с.71
- Мою дочь в жены возьмешь ли? - говоря, дочь свою выдает за него.
Вот этот человек, женившись, живет. И вот тогда рассказывает, откуда он пришел. И спрашивает:
- Как далеко место, откуда я прибыл? - говоря. На это говорит: - Не говори, ой какая дальняя страна! В старину, чтобы туда дойти, на трехстах оленях везли, заготовив припасы, - и то не смогли дойти, с голоду умерли, говорят.
Вот когда этот человек там жил, пришла ему мысль убежать. Вот, придя к старухе своей, жене, говорит
- Вот ваши верховые олени слишком рослые; вот у нас есть шкуры трех быков, почему ты не хочешь их мять; я бы сделал их подножкой, чтоб спускаться с седла, - говорит.
Тогда мнет она эти кожи. Затем человек, укравши три сумы вяленого мяса, их прячет. Затем спать ложатся
Когда легли, старуха его говорит:
- Как будто у тебя есть мысль вернуться домой, не дойдешь ты до своей родины, - говорит.
"Откуда же она догадалась" - думает человек.
Ночью, когда заснули, четырех упряжных оленей-быков ловит. Поймав их, запрягает, берет с собой вяленое мясо, три мятые шкуры берет, три мамута берет; в сторону моря бежит, едет. Несколько месяцев едет, олени его, истощившись, падают. Он все едет, на другую сторону моря перебрался. Как изорвутся у него подошвы, отрезав лоскут от оленьих шкур, новые подошвы выкраивает, мамутом пришивая. Когда те три шкуры у него почти уж кончались, поднявшись на сопку, замечает каких-то жителей. Когда дошел до них, видит: живет один старик со старухой и с одной дочерью. Этот старик - охотник на куропаток, оказывается. Когда приезжий вошел, стали спрашивать:
- С какой стороны человек? - говоря.
На это век не отвечает. Утром старик хочет ловить куропаток. На это пришлый парень говорит одно слово:
с.72
- Я умею.
Придя через некоторое время, добычу свою три раза в доху завернув, приносит и в чум выпрастывает.
Затем вечером дочь их сказала:
- Опять сегодня волков караулить выйдем.
У этих жителей семь оленей. К ним много волков, штук пятьдесят, шестьдесят приходит. На это парень сказал:
- Голубушка, не ходи, я буду сам караулить.
Ночью он караулит и всех тех волков убивает. Люди эти все в волчьи одежды одеваются. Затем песцов, диких оленей много убивает, жителей тех обогащает. К жителям этим купцы стали приезжать. На меха обменявши, семь тысяч оленей собирает парень. Полюбив их дочь, сделал ее парень своею женщиной. Несколько лет прожив, к своему дому захотел вернуться. Своему тестю шесть тысяч оленей дает и вместе со своей женщиной уходит в сторону Норильска. Здесь он к одной каменной горе приезжает.
Приехав, как бы в последний раз, женщине своей говорит:
- Я может быть не дойду. Вот видишь местность "Омук Кюеля". Около нее живет мой старший брат, ты постарайся добраться до него, если я из за чего-либо до родины своей не дойду.
- Ой, грех, что за слова! - говорит женщина его.
Вот он, произнесши такие слова, рассказывает ей, откуда он родом, как он в продолжение всей своей жизни мучился. Вечером ложатся спать. Когда легли, олени их разбегаются. Со словами "Что это случилось?" выходит муж ее. Выйдя, долго не возвращается. Старуха его: "Что это случилось?" говоря, посмотреть пошла; видит, у мужа горло перегрыз медведь. Гонится старуха по следу. Пока гналась, следы медведя стали следами горностая. Женщина эта догадывается: "Мужа моего прежняя жена съела, "Окно Земли" шаманка, ревнуя, должно быть, убила!" говоря,
с.73
возвращается. После едет одна и, достигнув места, указанного мужем, брату его все рассказывает. Того человека брат зарыдал:
- Сукина дочь, если я тебе не отплачу, смотри! - бросив за собой дверь*3, пойдя к той шаманке, ее у6ил, рассказывают.
После этого, говорят, в Норильске появились олени.
№ 022
Одноглазая девка
В старину один юрацкий князь с сыном своим жил. Однажды на море юраки стали ловить белуху. Тот молодой князь по льду моря идет - прорубь долбить для ловли белухи. Затем, когда захотел вернуться, видит, льдину его в море, обломав, унесло. Три дня ищет он, где бы сойти на берег. В этой крайности, из трех оленей своих одного сырьем поедает. Затем, опять походив по льду, второго оленя убивает. Льдина его, ломаясь, остается всего только с бубен шамана. Волна как-то его принесла к берегу острова.
Когда вылез на этот остров, видит много деревьев, где-то слышится стук топора; на это, изо всех сил напрягаясь, идет. Видит, одна небольшая девка, к нему спиной повернувшись, рубит, стоит. Вот эта девушка когда оглянулась, оказалось, она одноглазая. Девка эта, человека увидев, испугавшись, топор бросив, убежала. Прибегает домой и "То-то видела!" говоря, людям своим рассказывает. Тогда несколько человек, придя, упавшего от истощения того человека на коже подняв, принесли.
Когда принесли, один с волосами как снег старик говорит:
- Что же вы удивляетесь: и в былинах есть, и в старых сказаниях сказано, и в письме есть написано, что где-то такой двухглазый народ живет. Ну-ка, этого издалека прибывшего человека, слишком сразу не откармливая, начинайте питать. Отощал он,
с.74.
изголодался; свою страну потеряв, заблудившись, прибыл, бедняжка, наверное!
Это очень богатый народ, оказывается. Песцы и лисицы сами к дверям их приходят, оказывается. Тот человек здесь обживается. Жители, у которых он поселился, двух дочерей вырастили, оказывается. Старшую дочь отец назначает в жены этому парню.
На это та, что впервые его увидела, младшая девка, старшей своей сестре завидует и ревнует:
- Мой это найденыш, мне за него и итти! - говоря, плачет.
И, не слушая, все же старшую девку отдают этому парню. Через год двоеглазый мальчик у них рождается. Так очень долго живут. Эти-то одноглазые многочисленный народ, оказывается.
Однажды царь той страны, собирая подати, приплывает на корабле к тестю юрацкого князя.
- Ты, говорят, имеешь двухглазого зятя, его царь хочет видеть, - говорит посланный.
Тесть говорит:
- Голубчик, не бойся, царь только посмотрит ведь. Ты пойди; если не пойдешь, головы нам отрубит.
Князь отправился к царю одноглазых. Тот говорит:
- Я тебя здесь богатым человеком сделаю. Ты останешься ли здесь, или домой вернешься?
На это:
- Вернусь, - отвечал.
На это царь:
- Далеко твоя страна, с такой быстротой, как вода сюда принесла, не отправишься. Я тебе дам письмо, чтобы всякий, кто бы он ни был, отвозил тебя по подводам.
Взяв это письмо, все же у тестя несколько лет князь проводит. Вот пожив, собирается в путь, не берет свою женщину. Тогда младшая девка закричала, заплакала:
- Я его нашла; от найденыша моего не отстану, вместе с этим человеком повсюду пойду! - Сестре
с.75
своей говорит:
- А тебе поглядеть-припомнить останется двоеглазое твое дитя!
Отец согласился. Так младшая дочь вместе с желанным своим и ушла. Много времени проведя в пути, прибыли вместе в его страну. Вот какой есть рассказ.
№ 023
Встреча на охоте
Братья, младший и старший, охотились на дикого оленя. Однажды младший брат, охотясь, безголового человека встретил. Встретив, без ружья подойдя: "Здорово!" говоря, руку пожал. Безголовый человек на груди с одним глазом, оказывается.
У этого человека настоящий человек спрашивает:
- Где проживаешь?
На это:
- Мое жилье далеко, - сказал.
Настоящий снова спросил:
- Вы с каким оружием охотитесь?
Безголовый человек в одной руке держит, оказывается, палку с отверстием. Увидев это, настоящий человек засмеялся:
- Моего верхового оленя не застрелишь ли этим оружием?
На это другой ответил:
- Да, застрелю, привяжи его только подальше.
Человек оленя своего очень далеко привязал; выстрелил безголовый человек, оленя убил. Человек рассказывает:
- Мы таким оружием не промышляем, мы из ружья охотимся.
При этом грудь-человек сильно удивляется, затем говорит:
- Ну что я тебя с оленем в расход ввел? Не пойдешь ли ко мне в гости? Если я к тебе приду, обрадуешься ли? - спрашивает.
с.76
Настоящий человек говорит:
- Брат мой лучше знает.
На оленя-манщика навьючив убитого оленя, ушел. Придя домой, рассказывает. На это старший брат его говорит:
- Мы пропали, настоящего абаасы повстречал ты.
Утром рано откочевали. Женщина старшего брата сказала:
- Не откочевывайте, чего боитесь, если бы был абаасы, ужели его не убил бы?
Сказав так, на прежнее стойбище возвратилась. Вечером, с ношей за плечами, пять человек к ней приходят. Среди них один стареющий человек есть, оказывается.
Тот человек, посидев, сказал:
- Чего испугались, зачем ушли? Я устал, догоняя. Теперь прокляну, рассердившись.
На это молодые сказали:
- Не проклинай их!
- Нет, кажется, прокляну, - сказал: - на следующем стойбище, съев своего оленя-манщика, испражняясь, умри!
Когда женщина догнала своих, старший брат, съевши своего оленя-манщика, на корточках сидя, умер. А женщина осталась жива.
№ 024
Огонь в лесной избушке
В лесной местности, где много сугробов, заброшенная старинная маленькая избушка есть, говорят. Внутри этой избушки по вечерам свет стал гореть. Нашелся, оказывается, один смелый человек, купеческий работник. Услышал, как люди, удивляясь, рассказывают друг другу: "Что это за огонь горит?", говоря. На это тот батрак-человек говорит купцу своему:
- Давай биться об заклад, - говорит, - поспорим, что пойду я, узнаю и приду. Если не выполню, век
с.77
у тебя даром буду работать; ты же, если выполню, дашь мне денег.
Так уговорившись, они расстались. Вот этот работник вечером на собаках отправился. Вот, приехав, входит в избушку ту. Когда вошел, с волосатым лицом человек*1 сидит. Вот поодаль от него с опаской работник садится на скамью. Волосатый человек, сварив еду, собираясь есть, сидит, оказывается. Вот, вынув еду: "Ешь", - говорит. Вот это съевши, спать улеглись. Работник купца, делая вид, что уснул, лежит. Вот когда лежал, утром рано человек тот, надев лыжи, уходит.
Смельчак встает и думает: "Как же я докажу, что был здесь? Узнав, куда этот человек ушел, примету должен ведь принести", говоря, по его следам гонится, идет, к каменной горе приходит. Когда к горе, подкрадываясь, подошел, эта каменная гора вся изрыта, слышатся разговоры многих людей. Когда заглянул в отверстие, у всех людей волосатые лица. Сюда он, подкрадываясь, заходит; войдя внутрь горы, как бы в доме у людей очутился. Там одна женщина есть, оказывается, та потихоньку спрашивает:
- В чем нуждаясь, пришел?
Он сказал. На это та женщина что-то мягкое ему подала; он, не глядя, в карман положил. Женщина говорит:
- Ну, поторопись, отправляйся; если здесь увидят тебя мои люди, не сдобровать.
Это услышав, смелый человек вышел, сел на собак и домой отправился. По пути, когда оглянулся, один человек гонится за ним, бежит. Увидев, что тот догоняет, этот человек пустил собак во-всю. С волосатым лицом человек, схватившись руками за задние копылья нарты, задние копылья выдернул.
- Если бы мне попался, тебе показал бы я! - говоря, крикнув, остался.
Тот парень придя домой:
- Примету привез, - говорит.
с.78
Когда из кармана мягкое вынул, мехом черной лисы это оказалось. Купец ему много денег дал. А старики сказали:
- Ты был у людей, которые убежали сюда, спасаясь от царских податей. Те люди, скрываясь, внутри горы устраивают себе жилища. Тот человек, которого ты встретил в лесной избушке, - это ихний промышленник и охотник.
№ 025
Добрый сын купца
Богатый купец жил, говорят. У этого богача был один сын. Когда бедный просить придет, он рубашку снимает, дает; отца своего не слушает. Раз умывался стоял, пришел изъязвленный нищий старик. "Что я ему дам?", говоря, парень этот вымыл старика, рубашку на него надел. Отец тогда сына вместе с работниками своими посадил.
Тот старик говорит:
- Иди по моим следам.
Парень пошел по следам; по дороге видит старуху, которая, в воду налив молока, одно от другого отделяет, сидит.
- Куда идешь? - спросила.
- По следам иду, - сказал.
- Вот, спроси у своего дедушки, когда он меня избавит от этих мучений?
На пути его дедушки стоит казенный чиновник. В оба кармана по баранке кладет, стоит, а они все падают на землю, и он снова их поднимает.
- Куда идешь?
Тот сказал:
- Ты спроси, когда он меня избавит от этих мук?
Идет, с пути не сворачивает и к морскому берегу прибывает; там лес стоит; должен, оказывается, мимо него пойти. Там щука лежит, оказывается.
- Куда идешь? - спросила.
с.79
- К дедушке, - сказал.
- Дед твой всю мою чешую иссушил; спроси, когда он меня от мучений избавит?
Дальше пошел; дедов дом вот стоит. Старик гостя своего чествует; уж он не старик, оказывается, а светлый молодой человек. Утром встал гость и эти запросы передал. На это хозяин:
- Та старуха, молоко продавая, туда воды прибавляла. Если она даст клятву, что больше так делать не будет, тогда молоко у нее от воды и само отделится. Чиновник тот в правлении казны был; пакостный человек, гнилые баранки мешал со свежими. Щука же пропадет, высыхая; она проглотила корабль с людьми; если выблюет, то избавлю, хотя я тех людей все равно бы избавил. Ты посмотри, как она поступит. Отец твой передо мной провинился; он умрет, его богатство тебе достанется.
Этот человек обратно возвращается. Приходит к щуке своей.
- Ну, что сказал? - спрашивает.
- Если ты выблюешь, тогда прощу, - говорит.
Тот человек в лес убежал, много воды извергла ведь! Те люди ушли, щука уплыла.
Чиновник его спросил:
- Очень грешен ты, говорят, - и все, рассказал. - Вот поклянись, - говорит.
Вот у чиновника карманы закрылись. Вот этот человек к бабушке пришел:
- Дедушка твой что говорит?
- Всю свою жизнь прожила, в коровье молоко воду подливая; если поклянешься, что перестанешь, тогда и молоко само от воды отделится.
- Зачем же отныне буду так поступать, - говоря, поклялась она.
Молоко от воды само отделилось.
Дома три дня продневал и отец у него умер. Его богатством живет и теперь.
с.80
№ 026
Крестник
Где-то город есть; в городе том - пашенные люди, муж и жена; оба, с большим трудом работая, пропитание свое добывают. Вот у этого человека женщина забеременела. Тем временем, работой своей перестал кормиться. Старуха ею принесла мальчика. Надо его завернуть, окрестить; старик к попу идет. Ни один человек ни кумом, ни кумушкой у бедняка не согласен быть. На третий день незнакомый человек старика спрашивает:
- Куда ты идешь?
- Вот я кума ищу, - говорит.
- Вот тебе двадцать копеек, крест купишь; вот тебе пятьдесят копеек, крестильную рубашку купи; а окрестить и без меня окрестят. - Так говоря, письмо дал и два полтинника отдал.
- Один себе оставишь, - сказал. После ушел и только.
Старик к попу ребенка отнес; окрестили, посмотрев письмо. Старик пошел домой. На полтинник в лавке мучки взял. Вот старик после работы хлеба наелся; На другой день у себя полтину находит, хлеб опять покупает; на другой день опять полтину находит; и так каждый день, до того, что и сыт, и с рубашкой становится. Полтинники все прибавляются. Сын его ползать стал. На другой год ходить стал. Внутренность своего жилища пашенный старик вычистил; пашенного чум заблестел. Однажды сказал старухе:
- Какой это, любопытно, был человек, уж не бог ли какой?
Так они живут. Старик в некоторые дни работать даже не стал. Однажды вечером открылась дверь; человек какой-то в гости пришел.
- Здравствуй, кум, - сказал.
Настряпали всего, чаем его напоили.
- Ну, кум, рассердишься ты, если я слово скажу? Ты своего сына дай мне. Я письму буду его обучать.
- Возьми, - говорит отец.
с.81
Кум обрадовался. Ребенка в белое полотно завернувши, выходит, и сразу же кума нет, так его из виду и потеряли. "Наш кум странный, видно, человек; ну, что ж, все равно", - говорят.
Пусть наша речь теперь повыше направится. Мальчик тот в верхнем мире живет со своим приемным отцом; отец его был Христос. Крестник его долго так жил в веселье. Отец приемный его вниз смотрит, сидит, только поесть приходит. Только однажды сказал сыну своему:
- На этот стул не садись, это стул, с которого я смотрю вниз.
Отец ушел. Вот он три дня отсутствовал. Приемный сын: "Отец не узнает", говоря, уселся на стул; обращенное к земле отверстие есть, оказывается. Через него людей видно. Видит крестник: два вора одну церковь ограбили. "Как бы эта церковь не рухнула", - подумал, и церковь свалилась. Видит - два человека оленя друг у дружки отнимают. "Как бы рук не переломали", - подумал; и тут же у одного рука сломалась. Смотрит еще: один волк за стадом оленей гонится. "Вероятно, он всех уничтожит", - думает. Волк и вправду целое стадо перегрыз. "Должен он околеть", - думает, и волк околел. "Никак от мыслей моих умирают?" - думает.
Когда приемный отец пришел, крестник спросил:
- Почему ты скоро вернулся?
- Слишком много греха совершил ты, поэтому я пришел. Мы в верхнем мире так не думаем. У тебя земные мысли; я тебя снова на землю, к родному отцу и матери твоей отнесу. Вот когда будешь там, возьми в жены бедную женщину. Бедной во всем уступай, пусть тебя сдерживает; если богатый человек у тебя попросит, запаса ему не давай; смотри же, от богатого не бери жену, от бедного, худого возьми! Ну, приготовься!
И привел его к чуму пашенного, а сам: "Я не захожу" говоря, скрылся.
с.82
За это время пашенный богатым человеком стал. Сын как только пришел, пашенный еще больше разбогател. Пашенного сын верховскую*1 дочь бедняка в жены себе приглядел. Тогда над ним соседи смеются: "Не сумел выбрать", говоря. Тогда он на дочери генерала женится, бедной горстями денег дает. Однажды, далеко зайдя, отца своего приемного встретил:
- Ты плохо сделал, что взял не ту женщину, - говорит, - Ты ко мне приходи завтра, - сказал сын.
Вот приходит крестный отец. Из его кармана золотые деньги сыплются, женщина его сына это собирает.
- Идемте со мною, - говорит крестный отец.
Очень далеко пошли. Вдруг, дом крестного отца вот стоит.
- У отца погостюю, - говорит крестник.
Отца дом темный; когда отворили другую дверь, стало светло. Отец: "Садись", - говорит. Когда оглянулся крестник, жены нигде нет.
- Ты ведь знаешь про богатых людей. Зачем же ошибся в выборе? Я нарочно деньги бросил, чтобы жену твою испытать.
Крестник видит: кипит смола, в кипящей смоле жена его лежит.
- Вот место для богатых людей. Вот ту бедную девицу возьми.
Взял. Никто не стал спрашивать про его умершую женщину.
№ 027
Жестокий человек
В старину из рода тунгус*1 человек, по имени Чаатии, содрав шкуру с живого дикого оленя, отпустил его. После этого род этого человека страшно стал голодать. В позапрошлом году человек один, по имени Спиридон, тунгус, охотясь за дикими оленями, заметил очень большого дикого оленя следы. Выслеживает этого оленя и век не находит. Так бродя,
с.83
вдруг увидел одного красивого человека, одежда его с крестом; откуда только он взялся? Этот человек, увидев его, испугался. Когда друг к другу приблизились, красивый человек сказал:
- Назад оглянись.
Спиридон как оглянулся, увидел: с большими рогами дикий олень стоит, без кожи, голый.
Красивый человек:
- Что видишь? - сказал.
- Дикого оленя, - ответил.
- Каков? - спросил.
- Как будто бы без кожи, - сказал.
На это красивый человек:
- Кто же это? Наверное не было так сначала устроено. Человек по имени Чаатии надругался так над этим оленем, когда оленю было отроду год. Вот его пожалев, я взял себе. Теперь в другую сторону оглянись!
Спиридон, посмотрев, увидел: до пояса из-под земли вылезши, один человек сидит, очень страшный. Ни одного слова не произносит, когда тот красивый говорит, - только смеется. При этом красивый человек сказал:
- Люди все сторону этого страшного держат; ко мне же никто не обращается, поэтому так он силен.
При этом страшный тот человек век смеется.
- Мои слова вот как проверишь: если в этом году воды очень много будет и затем, сосчитавши, увидишь, что девочек меньше родилось, чем мальчиков, - тогда счастливые годы настанут. Ты, со мною расставшись, в четырех церквах, крест-накрест идущие дороги пройдя, побывай; тогда не умрешь. Слова мои всем передай, - сказал.
Спиридон только в одной Хатангской церкви побывал. Поэтому скоро умер. Вышло все по словам Спиридона: через год было очень много воды, и когда перечли, мальчиков больше родилось, чем девочек; мы думаем - будут счастливые годы. Красивый тот человек - это хозяин земли, оказывается.
с.84
№ 028
Первый человек
В старину один голый, без всякой одежды, человек по земле ходил. Вот, живя так, пораздумал: "Откуда же я появился и кто мои предки?" Вот, живя так, пришел к мысли: "Я, наверное, явился для того, чтобы взрастить травы и деревья. Знал я сына молнии; с ним бы посоветоваться не худо. Но как к нему поднимусь, не имея крыльев? Может быть, и без него как-нибудь устрою".
Начал землю копать. Выкопав землю, что-то похожее на древесный корень нашел. "Вот и говорят, наверное, про это, что травы и леса от корней произрастают". Потом какого-то червя находит; как разглядел, с одной стороны есть у червя суставы, да и с другой как будто. "Не съесть ли это?" думает. "Нет, жалко, зачем я съем", - говоря, в воду пустил.
Затем: "Землю устрою", говоря, то тут, то там разные сопки, разные углубления вылепил. Вот живя, думает: "Сказывают, что есть зверь мамонт. К нему надо пойти посоветоваться". Вот он мамонта встретил. Где мамонт пойдет, там реки делаются; где ляжет, озера делаются. На это человек говорит:
- Если ты так будешь ходить, ты, пожалуй, испортишь мою землю. Не лучше ли будет, если ты по-хорошему в нижний мир спустишься?
- Нет, зачем же я от страны солнца отделюсь? - говорит мамонт.
- Сам знаешь, я тебе посоветовал. Если ты так не поступаешь, то я и силой своей спущу, - говорит.
Мамонт:
- Как же ты меня силой спустишь? Но все же я и сам спущусь, только дай мне в продолжение трех лет походить по земле, - говорит.
За это время мамонт реки и озера устроил, затем все свое потомство вместе с собою спустил под землю.
Человек сказал:
- Ладно бы щуку сделать.
с.85
Это он захотел рыбы поесть. Как подумал, тот червь, оказывается, щука и есть. Этого червя пожалев, в озеро спустил, оказывается. Вот живя так, увидел человек этот: на петлях движимый дом по цепи с неба спустился. Когда захотел войти, ни дверей, ни окон нет.
- Кто же может жить в этом доме? - говорит: - и пустой ли ты или с человеком, - говорит.
Когда дом раскрылся, одна девица сидит. Когда туда вошел, дом закрылся. Девица сказала:
- Я еще ни одного человека не видевшая девушка; откуда ты пришел?
- Я не человек, не знаю, от кого я родился, - сказал.
На это и девица сказала:
- И я тоже не знаю создавших меня предков. Мы с тобой, вместе соединившись, потомство творя, людей размножить должны. Но все же еще соединиться нам не пришло время.
Когда так он сидел, маленький мальчик прошел.
- Что это такое, откуда он пришел? - сказал человек.
- Подожди, ты узнаешь потом, - сказав, одну маленькую девочку ему показала. - Ты голоден? - говорит девушка. - Твое время насытиться через три года только придет, до этого ничего не ешь.
Затем дает ему пищу понюхать. Ночуют как посторонние люди, врозь. Человек уходит. Вот во время своей ходьбы щуку свою съесть думает. Когда к озеру пришел, щук у него много размножилось. Смотрит, девушка его здесь сидит.
- Нет, ты не ешь, это наш предок и есть*1. После ведь придет время насытиться, - говорит.
Затем отправляются домой. Там она свою кладовушку раскрыла, показала. Смотрит - множество людей - мужчины и женщины. Не знавший, что нужно "здорово" сказать, человек голову свою наклонил. На это все люди, к нему придя, руку пожали:
с.86
- Пусть говорится "здорово". Девушка, которую ты сделал своей женщиной, наша хозяйка ведь. Хотя ты и безродный человек, будь нашим господином, - говорят.
Девушка его говорит:
- Вот эти люди станут предками различных народов, - всех указала. Про маленьких девочку и мальчика говорит: - Эти предками самоедов будут. Ты о чем-то думаешь, видно? - спрашивает.
На это мужчина говорит:
- Я думаю, как бы сделать всякие и всякие орудия для людей, вот было бы хорошо.
- Нет, ты этого не сделаешь. Три воина сделают. - Так говоря, дает ему кольцо. - Когда наденешь это кольцо на палец левой руки, три воина выйдут. Они что захочешь, все сделают.
Когда на палец левой руки кольцо надел, три воина выскочив:
- Что делать велишь? - спросили.
- Жилище устройте мне, - говорит.
Воины большой город выстроили. Всех людей своих туда поселяет. Затем воины всякие орудия, нужные для разных работ, сделали. После этого девушка его сказала:
- Вот ты отныне сам ничего делать не станешь, эти воины станут делать. Ныне ты, обходя, все улучшая, ходи.
От тех воинов произошли предки русских.
№ 029
Жених из верхнего мира
В старину старик со старухой жили. У них была дочь. Вот эта дочь, как только вечером погасят светильню*1, с кем-то разговаривать начинает:
- Я за тебя замуж пойду, - говорит.
Днем, как ни спрашивали девку, ни одного слова от нее не добиться.
Однажды вечером старики, улегшись, светильник, как будто бы погасив, прикрыли. Дочь опять
с.87
говорить начинает. Тогда свернули покрышку светильника. Увидели - с дочерью вместе один человек лежит.
- Вот, значит, наш зятек, - говорят старик со старухой.
На это человек говорит:
- Счастье значит ваше, что меня увидели; а то, куда ваша дочь подевалась, так и не узнав, остались бы. Но все же я дочь вашу возьму. Теперь уйду. Пусть завтра старик рано, при восходе солнца выйдет; увидит, что семь диких оленей переплывают через реку. Тем самым узнаете, что я счастье принес. Пусть старик постарается этих оленей убить. Когда сдерет с них шкуры, по железной цепи с неба в колыбели ребенок спустится. Он будет закрыт. Вы совсем три дня не поднимайте покрышку.
Сказав это, вышел человек тот. Дочь ихняя за ним последовала. Старик со старухой их провожать на улицу вышли. Видят - человек, зять ихний, в большого быка дикого оленя превратившись, дочь ихняя в трёхгодовалую важенку дикого оленя превратившись, через реку вплавь пустились. Затем старик мочиться вышел, видит: семь диких оленей реку переплывают. Взяв копье, на ветке подплыв, всех семь оленей закалывает, убивает. Вот с этих оленей шнуры снимать принимается. Старуха его уснула. Что будет делать поздно заснувший человек? Утром, когда проснулись, - по железной цепи с неба железная колыбель спустилась, оказывается. Внутри как будто ребенок есть, плачет, завернутый. Старуха, пожалев, против уговора, покрышку приоткрывает. Видит, - подобно снегу белый ребенок лежит, ведь, оказывается. При этом ребенок ревмя заревел: "Ой, глаза мои вытечь хотят!"*2, крича; цепь подниматься стала и колыбель унеслась. Только голос ребенка послышался:
- Вот мой брат Юрюнг айыы сын был у вас; меня брат мой послал: "Три дня нечистыми глазами пусть на тебя не глядят, иначе ослепнешь", - так
с.88
говоря. Теперь вернусь ли к вам, не вернусь ли, мой брат лучше знает, - сказал.
К этому времени старик, снявши шкуры, две задних оленьих ноги на плечи закинув, шел. Его встретив, старуха все рассказала. Старик, не поверив, на место то прибежал, видит, что нет колыбели, старуху свою избивает оленьей ногой. Старуха схватывает другую ногу и начинает своего старика колотить. Так друг друга они и убили.
№ 030
Нечистый ребенок
В старину старик со старухой жили одни-одинишеньки, век не рожая детей. Однажды старик сказал старухе своей:
- Старуха, нам бы хорошо завести детей!
На это старуха его сказала:
- В молодости не было детей, как же у нас теперь будут, разве это выйдет?
На это старик сказал:
- Я по другому способу, чем люди, хочу найти ребенка.
Старуха сказала:
- Что же в том худого, что у нас будет ребенок? Если так, соберись, приготовляйся.
На это старик взял сети; подобно тому как ставят на куропаток, колышками на пригорке растянул*1, в сторону горы оставив отверстие. Затем, войдя в сеть, стал скакать с ревом, крича: "Осоо! Эсяя!" изо всех сил. Так поступает он в продолжение трех дней. Когда на четвертый день вышел, видит, в сеть попавши, мальчик плачет, лежит. Вот этого старик домой приносит. Как посмотрели дома, у этого мальчика нет ни полового члена, ни заднего прохода. Обрадованные люди мальчика этого кормят, подобно сумке его наливая. Что же будет с таким человеком? Умер. Этот ребенок от хозяина горы был, говорят. Так старые люди рассказывают.
с.89