![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Блоковский сборник XIII: Русская культура ХХ века: Метрополия и диаспора. Тарту, 1996. Памяти Валерия Ивановича Беззубова ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ Настоящий сборник посвящен памяти нашего учителя и коллеги, исследователя русской литературы XX века, одного из зачинателей «Блоковских сборников», доцента кафедры русской литературы Тартуского университета Валерия Ивановича Беззубова (8.10.1929–9.03.1991). С 1960 г. до конца жизни В. И. Беззубов проработал на нашей кафедре, с 1977 по 1980 гг. был ее заведующим. В университете он читал лекции по истории русской литературы, теории перевода, многие спецкурсы. Но главным его курсом была история советской литературы — предмет, казавшийся в те годы одиозным. Валерий Иванович преподавал его настолько смело и увлеченно, никогда не боясь затрагивать запретных тем и авторов, что сразу преодолевал предубеждения слушателей против своего предмета. Остается только жалеть, что его оригинальная концепция истории советской литературы и блестящие интерпретации многих произведений сохранились лишь в форме студенческих конспектов. В. И. Беззубов не считал себя оратором, голос его звучал в аудитории негромко, темп лекций был часто замедленным. Однако студенты, слушавшие его, попадали в особую атмосферу. Казалось, что историко-литературные факты непосредственно в аудитории оформляются в концепцию и что в этом процессе участвуют слушатели. Индивидуальность Валерия Ивановича как автора концепции отходила на второй план. Он ничем и никак не пытался подчеркнуть, что факты, с которыми ему приходилось иметь дело, до лекции представляли собой неорганизованную массу и что именно он придал им смысл, порядок и направление. Валерий Иванович читал лекции не только русским, но и эстонским филологам, и другой язык предполагал для него как лектора взгляд на русскую литературу с точки зрения другой культуры. При всем различии обе аудитории ему покорялись, и эстонские студенты, так же, как и русские, относили его к числу любимых преподавателей. Научные интересы В. И. Беззубова были обширны. Начав свой путь ученого с изучения творчества Леонида Андреева, он постоянно расширял поле своих научных изысканий. Проза и драматургия Л. Андреева рассматривались им в контексте творчества крупнейших русских писателей второй половины XIX–начала XX вв.: Достоевского, Толстого, Чехова, М. Горького, Блока. В круг научных интересов Валерия Ивановича входила также проза И. А. Бунина, творчество писателей 1920–30-х гг., в том числе, писателей-эмигрантов. Он знал и ценил театр — русский, эстонский, чешский, польский. Трудно переоценить роль В. И. Беззубова в деле знакомства эстонских читателей с лучшими произведениями русской литературы: он являлся автором предисловий ко многим изданиям русских писателей на эстонском языке, составителем антологий, консультантом эстонских переводчиков. Из-за повышенной требовательности к себе, предельной добросовестности Валерий Иванович работал трудно и медленно и написал гораздо меньше того, что успел продумать и проанализировать. Основные статьи составили его широко известную книгу, так и оставшуюся единственной: «Леонид Андреев и традиции русского реализма» (Таллинн, 1984). В своих работах он стремился к объективному научному повествованию, не перегруженному сложной терминологией. Вообще неприятие позы, эффекта, стремление к простоте и естественности выражались во всем, что он делал: в чтении лекций, редактировании кафедральных сборников, общении с друзьями и знакомыми, которых у него было множество. Валерий Иванович Беззубов был наделен не просто талантом ученого, но редким человеческим талантом — талантом бескорыстного, открытого и, одновременно, ироничного отношения к жизни и окружающим. Он был очень творческим и смелым человеком. Ему было тесно в рамках одного, однажды избранного пути. Он пробовал себя на разных поприщах, не уставая искать новых жизненных дорог. 7–9 октября 1994 г., в дни 65-летия В. И. Беззубова, в Тартуском университете прошел международный семинар «Русская культура XX века: метрополия и диаспора», посвященный его памяти. Труды этого семинара составили основу данного сборника. Соседство на страницах «Блоковского сборника» статей по литературе начала XX в. и исследований по русской эмиграции представляется нам вполне органичным и закономерным. «Понятие “блоковская культура” уже давно и далеко перешагнуло границы творчества Блока и фактически слилось с изучением русского “нового искусства” <…> “серебряного века” в целом», — писала 3. Г. Минц, определяя дальнейшее направление «Блоковских сборников»*. Проведенный кафедрой семинар и публикация его материалов — это воплощение намеченной в 1990 г. программы. Следующий семинар — «Культура русской диаспоры: саморефлексия и самоидентификация» — намечен на осень 1996 г. Саморефлексия и самоидентификация понимаются прежде всего как культурная и литературyая преемственность. Поэтому следующий «Блоковский cборник» составят, в основном, труды, посвященные как собственно эмигрантской проблематике, вопросам генезиса культуры Русского Зарубежья, так и исследованиям литературы «Серебряного века». Дата публикации на “Ruthenia” 12.02.2012 |