ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ Настоящий том посвящен 70-летию профессора Зары Григорьевны Минц. Ее юбилей отмечался 28 февраля 1997 г. вместе с 75-летием Ю. М. Лотмана и 50-летием кафедры, где Зара Григорьевна проработала более тридцати лет. Первый раздел в сборнике преимущественно составляют мемуары, где говорится о разных сторонах человеческого и профессионального облика Зары Григорьевны (В. Каменская, П. Рейфман, А. Штейнгольд и Е. Таборисская). Две статьи раздела ставят вопрос о теоретическом и методологическом значении ее научных исследований (В. Топоров), особенностях научного пути (Г. Пономарева). Таким образом можно говорить о начале исследовательской рецепции научного наследия Зары Григорьевны. Та же тенденция объединяет и два других раздела. Выход в свет XIV Блоковского сборника совпадает с новым периодом в развитии современного литературоведения. Проходит время обостренного внимания ученых к новым архивным материалам и заинтересованности в их скорой публикации. Начинается период осмысления этих материалов и выстраивания истории русской литературы с учетом новых сведений о литературной и культурной жизни, в течение нескольких десятилетий не являвшихся объектом исследовательского внимания. Нынешний этап в развитии литературоведческой мысли потенциально может быть очень продуктивным: ученые обладают доступом к архивным материалам. Вместе с тем, в настоящее время (время методологического кризиса в филологии) над исследователями не тяготеют методологические штампы. Таким образом создается возможность максимального приближения к точке зрения изучаемого автора, направления, культурной эпохи. Работы Зары Григорьевны Минц являются в этом отношении для современного исследователя методологическим образцом. В ее трудах по истории и поэтике русского модернизма, всегда строго концептуальных и терминологически четких, эмпирический материал (иногда эксплицитно, иногда неразвернуто) представлен предельно широко. Научные концепции З. Г. Минц (все равно, идет ли речь об эволюции А. Блока, русского символизма или русского модернизма) основываются на детальном анализе всех этапов литературной эволюции, с одной стороны, и скрупулезном исследовании всех (или практически всех возможных для того времени) литературных «контекстов» творчества отдельного автора или эстетической «картины мира» литературного направления (предшествующая и современная литературная традиция; вся парадигма жанров данного автора, направления и т.д.) — с другой. Сказанное позволяет усмотреть непосредственную соотнесенность большинства публикуемых в сборнике научных статей и материалов с методологической ориентацией З. Г. Минц — историка литературы. «Архивный» период представлен объемной публикацией писем композитора С. В. Панченко к А. Блоку. Публикаторы З. Г. Минц и А. В. Лавров в свое время (по «техническим» причинам) не дождались выхода публикации в свет. В настоящем томе она знаменует «ретроспективу». Тематически к ней примыкает публикация Людмилы Спроге «Неизвестный инскрипт А. Блока». Большинство статей сборника посвящено проблематике, в той или иной степени корректирующей, дополняющей или изменяющей с учетом новых материалов уже сложившееся представление об эволюции русской литературы конца ХIХ–ХХ вв. Так, например, очевидно, что расширение в процессе исследования круга писателей-классиков XIX века, чье творчество стало объектом рецепции русских символистов, существенно изменяет наше представление об эволюции русского символизма и эволюции каждого символистского автора в отдельности (см. статьи Н. Пустыгиной «Тургеневские истоки концепции “творчества” А. Блока»; Л. Пильд «Зинаида Гиппиус и Иван Тургенев»). Целый ряд работ развивает и конкретизирует направления, разрабатывавшиеся как в теоретической, так и в историко-литературной сфере З. Г. Минц и другими лучшими учеными ее поколения, изучавшими эпоху модернизма (и шире — литературу XX века). Это статьи Г. Левинтона «Мелочи из запаса моей памяти», О. Хансена-Леве «Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века», С. Доценко «Почему Маракулин хотел стать разбойником? (из комментария к повести А. Ремизова “Крестовые сестры”)», Т. Никольской «О рецепции творчества Елены Гуро в русской поэзии 1910-х–1920-х гг.», И. Белобровцевой и С. Кульюс «К проблеме прототипов в творчестве М. Булгакова (очевидное и скрытое)». Раздел статей завершается оригинальным исследованием М. Ю. Лотмана о поэтике И. Бродского. Знаменательно, что Блоковский сборник XIV выходит в свет параллельно с подготовкой трехтомного издания избранных трудов З. Г. Минц в петербургском издательстве «Искусство». Место и значение научных работ Зары Григорьевны в литературоведении XX века еще предстоит выяснить. |