Блоковский сборник XVII: Русский модернизм и литература ХХ века. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2006. С. 56.
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ Очередной том «Блоковского сборника» составлен по новым принципам: все публикуемые здесь статьи прошли предварительное (анонимное) рецензирование. Издание посвящено преимущественно литературе русского модернизма и ее взаимосвязям с творчеством писателей ХХ века. Среди статей первого раздела сборника важное место занимают исследования о Блоке и рецепции творчества поэта в литературе ХХ века. В статье Д. Магомедовой ««Андреевский» пласт в пьесе Блока «Песня Судьбы»» анализируются «андреевские» реминисценции в известном драматическом сочинении Блока, остававшиеся до сих пор не замеченными литературоведами. Статья Р. Войтеховича ««Имя твое птица в руке»: из чего сделаны стихи Цветаевой» продолжает изыскания на тему «Цветаева и Блок»: автор статьи предлагает новое прочтение первого стихотворения из цикла М. Цветаевой «Стихи к Блоку». В статье Ф. Винокурова ««Воспоминания о Блоке» Евгения Замятина: генезис и структура» заявлена тема, не становившаяся еще объектом исследовательского внимания: творческие контакты Евгения Замятина и Александра Блока. В работе М. Боровиковой «Литературное окружение М. Цветаевой в 1900-е гг.: к истории литературного дебюта» говорится о влиянии ранних цветаевских стихотворных опытов на поэзию символиста второго ряда Эллиса и о литературном диалоге двух поэтов. Основанная на архивном материале заметка О. Лекманова вводит в научный оборот имя одного из представителей массового символизма поэта и исторического романиста Зиновия Давыдова. В исследовании Л. Пильд «Константин Случевский и Лермонтов (о стихотворениях Случевского, написанных пятистопным хореем)» анализируется «лермонтовский» пласт 5 | 6 в текстах одного из важнейших предшественников русской модернистской поэзии. Во второй раздел сборника включены избранные материалы международной научной конференции «Статус писателя в русской литературе ХХ века: метрополия и диаспора», проводившейся в Тарту 2426 сентября 2004 г. Формированию индивидуальной мифологии писательского статуса в творчестве Алексея Ремизова посвящены статьи А. Грачевой «Борьба за статус писателя в литературной иерархии и тактика самозванства (по материалам архива А. М. Ремизова)» и С. Доценко ««Библией мух бьете»: автобиографический миф А. Ремизова». А. Немзер в статье «Поэт после поэзии: самоидентификация Давида Самойлова» исследует, как складывается концепция истории русской поэзии у Давида Самойлова, и какое место в истории русского стихотворства поэт отводит себе. В работе Е. Нымм на материале критических статей предсимволиста Иеронима Ясинского описывается формирование литературной репутации Чехова в начале ХХ века. Литературному статусу русских писателей-эмигрантов в Литве 19201930 гг. посвящена статья П. Лавринца о «лимитрофной» литературе. Своеобразной типологической параллелью к работам о статусе русских писателей ХХ века является работа Р. Вейдеманна, анализирующая «судьбу» и общественное значение эстонских писателей в ХХ столетии. Раздел «Публикации» включает в себя выборку из эпистолярного наследия поэта Константина Случевского (публикатор и автор комментария Л. Соболев), а также дополнения к изданию: К. К. Случевский. Стихотворения и поэмы. СПб., 2004. (Новая библиотека поэта), предоставленные для публикации Л. Соболевым. Завершается раздел переводом немецко-язычных мемуаров журналиста Э. Мешинга о Федоре Сологубе, осуществленным С. Исаковым.
Дата публикации на Ruthenia 7.08.2007 |