ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
Д. П. ЯКУБОВИЧ

   Б. ТОМАШЕВСКИЙ(*)

Дмитрий Петрович Якубович был сыном писателя Петра Филипповича Якубовича (П. Я. Мельшин, 1860–1911).

П. Якубович был деятельным участником революционного движения начала 80-х годов. В ноябре 1884 г. он был арестован, три года пробыл в Петропавловской крепости, а в 1887 г, по «процессу 21» был приговорен к повешению, замененному 18 годами каторжных работ. После восьмилетнего пребывания на каторге П. Якубович вышел на поселение в г. Курган (Тобольской губ.). Здесь 29 января (ст. ст.) 1897 г. родился Дмитрий Петрович.

Мать его, Роза Федоровна Якубович-Франк (1861–1922), познакомилась с П. Ф. Якубовичем в 1881 г. (во время пребывания своего на Высших женских курсах в Петербурге) и стала его ближайшим другом. Она была арестована за участие в революционном движении в 1884 г., почти одновременно с П. Ф. Якубовичем. Затем, после двухлетнего тюремного заключения и высылки на родину, была сослана в Восточную Сибирь в 1887 г. Здесь в марте 1887 г. она оказалась участницей так называемой «Якутской трагедии», в результате которой была приговорена к 15 годам каторги, сокращенным до 4 лет. Только в 1894 г. она получила возможность поселиться вместе с П. Ф. Якубовичем; в этом году, в Горном Зерентуе, она вышла за него замуж. С этого времени она уже не расставалась с П. Ф. и была неутомимым помощником в его литературном труде1.

По состоянию здоровья П. Ф. Якубович в 1899 г. получил разрешение переехать на ст. Удельная, около Петербурга, а в 1905 г. — и в самый Петербург. С этого времени он всецело отдался литературной деятельности. Касался он в своих статьях и заметках и вопросов изучения творчества Пушкина.

Дмитрий Петрович окончил гимназию в 1915 г. и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. К выбору факультета Дмитрия Петровича привела и домашняя литературная обстановка, и рано определившаяся личная склонность к поэзии. В первый же год пребывания в университете он вступил в Пушкинский семинарий, работавший под руководством проф. С. А. Венгерова.

Университетский Пушкинский семинарий, основанный в 1908 г., стал колыбелью нового русского пушкиноведения. В среде участников этого семинария (преобразованного в декабре 1915 г. в историко-литературный студенческий кружок, а в январе 1918 г. — в «Историко-литературное общество имени Пушкина») наука о Пушкине приобрела новый характер. До последнего времени изучение жизни и творчества Пушкина было уделом «просвещенного дилетантизма». Пушкинисты XIX в., за немногими исключениями, были в науке любителями; этот налет дилетантизма окрашивал и работы тех, кто получил специальную филологическую подготовку. Для старого пушкиноведения характерной чертой является злоупотребление биографизмом, почти исключительное внимание, уделявшееся фактам жизни Пушкина и ближайших его современников; сам Пушкин был предметом культа, а не изучения. На фоне старого архивно-библиографического собирательства молодой актив венгеровского семинария едва ли не впервые поставил на очередь вопрос об изучении творчества Пушкина в рамках русской истории литературы и методами филологической науки. Пушкиноведение стало входить в русло общей науки о литературе. Произошло это не столько благодаря научному руководству С. А. Венгерова, сколько под влиянием почти стихийного роста научно-литературных интересов университетской молодежи, заполнявшей ряды Пушкинского семинария. Надо отдать справедливость С. А. Венгерову, что он не стеснял научной инициативы своих учеников.

Д. П. Якубович пробыл в университете до 1918 г. В эти годы он печатал в журналах переводы, стихотворения, рецензии.

С июля 1918 по 1922 г. Д. П. Якубович жил под Мелитополем, в дер. Ново-Васильевке; здесь он работал в качестве сельского учителя и библиотекаря, совмещая с этим разнообразные функции общественного и культурного работника.

Причиной его отъезда была тяжелая болезнь матери; врачи запретили ей оставаться на севере, и она, в сопровождении сына, уехала к родным. В эти тяжелые годы предсмертной болезни Р. Ф. Якубович, забывая о себе, все силы посвящала сыну. Ее тревожило, что сын не успел закончить высшее образование. Вечера они проводили в совместных чтениях философской и художественной литературы. В апреле 1922 г. Р. Ф. умерла.

В 1922 г. Д. П. Якубович вернулся в университет, на этнолого-лингвистическое отделение, заменившее историко-филологический факультет. Его руководителями были Л. В. Щерба и В. В. Виноградов. В своих студенческих работах Д. П. Якубович сосредоточил внимание на вопросах стилистики, в частности на стилистике прозы Гоголя. Изучение прозы Гоголя предопределило его позднейшие интересы в области пушкиноведения, направленные в сторону исследования романов и повестей Пушкина.

В 1924 г. Д. П. Якубович окончил университет и поступил аспирантом в Научно-исследовательский институт сравнительного изучения литературы и языков Запада и Востока при Ленинградском Государственном университете.

Ко времени пребывания в университете относятся и первая научная печатная работа его, посвященная Пушкину. Работа эта напечатана в 1922 г. в выпуске IV «Пушкиниста», являвшегося органом Венгеровского семинария. Этот выпуск, вышедший в свет после смерти С. А. Венгерова, был посвящен его памяти.

Работа называлась «К стихотворению “Таится пещера”». Так как работа выходила за рамки темы, намеченной подобным заголовком, то у нее был еще подзаголовок «Пушкин и Овидий». В ней, собственно, совмещены две самостоятельные темы: обзор отношения Пушкина к поэзии Овидия и обоснование гипотезы о зависимости стихотворения «Таится пещера…« от эпизода из XI песни «Метаморфоз». Работа эта самая ранняя из научных работ Д. П. Якубовича. Она написана в 1916 г. и тогда же прочитана в семинарии С. А. Венгерова. По случайному совпадению, почти в день, когда назначено было чтение доклада Якубовича, вышел в свет выпуск XXIII–XXIV сборника «Пушкин и его современники», где появилась статья А. И. Малеина — «Пушкин и Овидий». Начинающий пушкинист с большим волнением читал работу одного из крупнейших знатоков римской литературы на избранную им тему, думая, что в ней предвосхищены результаты его собственных разысканий, но, прочитав статью, убедился, что обе работы ни в чем не совпадают.

Выбор темы характерен и для позднейших работ Д. П. Якубовича. Интерес к отражению античных литератур в поэзии Пушкина не покидал его на протяжении всей его жизни. Об этом свидетельствует последняя работа его, печатаемая в настоящем выпуске «Временника». С другой стороны, эту тему характеризует то, что она относится к сфере так называемой сравнительной истории литературы. Эти темы также всегда привлекали внимание Д. П. Якубовича. Изучение творчества Пушкина на широком фоне мировой литературы — вот что ставил своей задачей Д. П. Якубович. И если у историко-литературного компаративизма и имеются свои слабые стороны и методологические опасности, которые в какой-то мере должны были отразиться и в работах начинающего пушкиниста, то не следует забывать, что в обстановке русского литературоведения 1916 г. избранный им путь был все же плодотворным. Он помог ему избежать узости изолированного изучения произведений Пушкина, нередко заводившего исследователей в тупик.

Годы аспирантуры Д. П. Якубовичу пришлось провести в довольно трудных условиях. Будучи нештатным аспирантом, он одновременно работал преподавателем литературы и заведывал библиотекой в средней школе (с 1923 до 1929 г. в 185-й трудовой школе и с 1927 по 1929 г. в 190-й школе). Тем не менее он чрезвычайно активно работал в институте, секретарствуя в секции методологии литературы и особенно усердно посещая научные заседания секции международного литературного обмена, где им было прочитано несколько докладов.

Аспирантуру в Институте литературы и языков Запада и Востока Д. П. Якубович окончил в 1929 г., защитив 18 мая диссертацию на тему «Проза Пушкина и Вальтер Скотт». Тема этой диссертация стала главной темой научной работы Якубовича по изучению творчества Пушкина.

С 1930 до 1932 г. Д. П. Якубович состоял аспирантом Академии Наук, работая под руководством А. В. Луначарского, бывшего в эти годы директором Института русской литературы (Пушкинского дома). Научная деятельность Д. П. Якубовича с этого времени и до самой его смерти тесно связана с Институтом литературы и Пушкинской комиссией Академии Наук. По окончании аспирантуры он был утвержден ученым секретарем Пушкинской комиссии.

Когда Д. П. Якубович вступал аспирантом в Институт литературы он уже был деятельным участником в работе пушкиноведов. Первым испытанием явилось участие его в подготовке нового полного собрания сочинений Пушкина.

В годы 1929–1931 все силы советского пушкиноведения были мобилизованы на подготовку первого советского собрания сочинений Пушкина.

В эти годы выяснилась настоятельная необходимость привести в порядок тексты произведений Пушкина. Обильные новые приобретения текстов, недоступных прежним исследователям, быстрый рост научной критики текста были причинами того, что перед исследователями Пушкина выяснилась с совершенной очевидностью картина недостаточности прежних изданий. Дореволюционные издания отличались неполнотой и неточностью. Необходимо было срочно приступать к изданию максимально полного и точного собрания сочинений Пушкина. Возник вопрос о новом академическом издании. Хотя последний вышедший в свет том старого академического издания, задержавшийся выходом на 16 лет, и увидел свет в 1929 г., было совершенно ясно, что продолжать это издание не было никакого смысла: томы его, выходившие с 1899 г., совершенно устарели как по материалу, так и по научному методу издания. Решено было приступить к новому академическому изданию. Однако предприятие это по своей грандиозности не могло быть осуществлено немедленно. Поэтому был избран путь предварительного издания облегченного типа без комментария и с приведением лишь самых необходимых вариантов. Таким изданием явилось собрание сочинений Пушкина в 6 томах, выпущенное в качестве приложения к журналу «Красная Нива» на 1930 г.

К этому изданию был привлечен Д. П. Якубович. Здесь, совместно со мною, он приготовил текст «Дубровского». Однако роль его в данном издании не ограничилась этим дебютом в области текстологии. После смерти П. Е. Щеголева (22 января 1931 г.), одного из руководителей данного издания, оставался непроредактированным ответственный, последний том, заменявший комментарий. Это — «Путеводитель по Пушкину». Еще в последние месяцы жизни П. Е. Щеголев, убедившись, что состояние здоровья не позволит ему лично проделать работу по редактированию данного тома, привлек Д. П. Якубовича и меня к этой работе. После его смерти вся эта работа перешла к нам двоим.

С большим воодушевлением отдался Д. П. Якубович этому делу. После длительной и упорной работы том был подготовлен. К сожалению, по чисто техническим причинам этот труд не увидел света в том виде, как он был выполнен.

Начиная с данного издания, Д. П. Якубович неизменно участвовал во всех крупных коллективных начинаниях в области пушкиноведения.

В то же время он проделал большую работу по систематическому изучению источников: сюда относится обследование неизданных автографов Пушкина и трудоемкое изучение библиотеки Пушкина (см.: «Пушкин. Временник», вып. 1, стр. 362–363). Эта работа имела результатом не только приобретение исследовательского опыта в обращении с первоисточниками — опыта, необходимого для всякого исследователя творчества Пушкина, но и привела к находкам, непосредственно обогатившим наши знания о Пушкине. Так были установлены источники отрывка комедии «Она меня зовет…» и незаконченного романа «Марья Шонинг». Обследование автографов послужило предметом нескольких заметок, главным образом посвященных тем записям и наброскам Пушкина, которые свидетельствовали об обращении Пушкина к западной литературе.

В этих работах Д. П. Якубович приобретал стаж кадрового пушкиниста, овладевая материалом и методикой его исследования.

В 1933 г. в качестве ученого секретаря Пушкинской комиссии, реорганизованной в этом году, он принял ближайшее участие в работах созванной комиссией конференции пушкинистов Москвы и Ленинграда. Результатом этой конференции была организация редакционного комитета запроектированного нового академического издания сочинений Пушкина и выработка программы издания. Д. П. Якубович вошел в состав комитета. Кроме того, на его долю выпала ответственная задача вести общую редакцию первого намеченного к выпуску тома издания, содержавшего драматические произведения (т. VII по порядку). Этот том рассматривался как опытный, который должен был определить дальнейший характер и темп работ над изданием. Выпуск этого тома был сопряжен с большими трудностями. Спорные вопросы текстологии и комментария не были достаточно подработаны предварительно, и их приходилось решать по ходу самой работы. Над томом работал коллектив редакторов. Естественно, что каждый редактор обладал своими индивидуальными чертами в текстологической и комментаторской работе. От общего редактора тома требовалось много усилий по объединению работы коллектива и много знаний и культуры для редактирования обширных и разнообразных статей, комментирующих текст.

Этот том вышел в свет в июне 1935 г., в разгар усиленной подготовки к юбилейному 1937 г. Деятельность Пушкинской комиссии расширилась. Она стала центром и инициатором ряда мероприятий по объединению научных сил пушкиноведения, по разработке научных проблем изучения Пушкина, по разработке разных форм увековечения памяти Пушкина, по пропаганде и популяризации творческого наследия Пушкина. Начиная с 1936 г., комиссия организовала свой печатный орган «Пушкин. Временник». Д. П. Якубович был деятельным участником этого издания, а с 1937 г. — членом его редакция и затем ответственным редактором. В конце 1936 г. Д. П. Якубович становится руководителем Пушкинской комиссии.

В Пушкинской комиссии на долю Д. П. Якубовича выпала разносторонняя и трудная работа. Комиссия вела большую консультационную и организационную работу. Собственно говоря, подобная работа началась значительно раньше, когда Д. П. Якубович состоял еще секретарем комиссии. После некоторого затишья в работе комиссии, по мере приближения к юбилейному 1937 г., количество консультаций, диспутов, посвященных различным постановкам (напр., кино-фильму «Дубровский», постановке «Повестей Белкина» в Новом театре и пр.), и иных форм научной помощи всë увеличивалось (см. отчет об одном из подобных диспутов, посвященном постановке «Бориса Годунова» в журнале «Рабочий и театр», 1934, № 33, стр. б–7; здесь помещено и содержание выступления Д. П. Якубовича, см. «Временник», вып. 1, стр. 365). Консультация велась и путем лекционных выступлений, и в форме личных разъяснений и ответов на всевозможные вопросы, и в форме переписки. В комиссию обращались и организации, и театры в связи с различными постановками, и выставочные комитеты по вопросам экспозиции, и исследователи, как участники «Временника», так и сторонние «Временнику» авторы; наконец, много запросов поступало от педагогов, библиотекарей, художников и просто читателей и почитателей Пушкина. Деятельное участие принял Д. П. Якубович в организации Ленинградской юбилейной выставки (в Эрмитаже), где, помимо участия в выработке общего плана, он подготовил отдел, посвященный творческой лаборатории Пушкина.

Несмотря на то, что болезнь ограничивала возможность работы, Д. П. Якубович вел эту деятельность, не считаясь с состоянием своего здоровья.

Помимо работы в Институте литературы, Д. П. Якубович с 1932 г. принимал деятельное участие в Пушкинском обществе, содействуя его популяризаторской работе: он был одним из участников двух ежегодников, изданных обществом в 1933 и 1934 гг. В президиуме общества он состоял до самой смерти, хотя последние годы и сосредоточил все свои силы на работе в Пушкинской комиссии.

Научно-организационную деятельность Д. П. Якубович совмещал с исследовательской работой. В качестве редактора и комментатора Пушкина он принял участие в ряде изданий сочинений Пушкина. В первую очередь здесь надо отметить его участие в академическом издании. В нем он редактировал, кроме уже упомянутого тома VII, ряд прозаических произведений, вошедших в том VIII, поэму «Анджело», значительную часть писем Пушкина и некоторые его заметки и записи. Он деятельно участвовал в юбилейном собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Academia». Здесь им подготовлены к печати и комментированы все драматические произведения. В серии малых иллюстрированных изданий Гослитиздата Якубович редактировал три выпуска, содержащие художественную прозу, и выпуск драм. Ряд неизданных записей Пушкина Д. П. Якубович подготовил для издания «Рукою Пушкина».

Выбор произведений, редактировавшихся Д. П. Якубовичем, показывает направление его научных и литературных интересов. В центре их находится художественная проза, тесно связанная с центральной темой его научных исследований — «Пушкин и Вальтер Скотт». Смежная с этим тема — отражение в творчестве Пушкина английской драматургии. Помимо широкой темы о шекспиризме Пушкина, Д. П. Якубовича, в частности, интересовало соотношение между драматургией Пушкина и творчеством Барри Корнуола; отсюда особое внимание, уделенное Д. П. Якубовичем «маленьким трагедиям». Наконец, изучая обращения Пушкина к Шекспиру, Д. П. Якубович особенно внимательно исследовал «Анджело». Впрочем, здесь были и иные причины. Господствующее мнение расценивает эту поэму как произведение второго порядка, уступающее по художественным достоинствам всем прочим поэмам Пушкина. Д. П. Якубович всегда резко возражал против такого взгляда, считая, что «Анджело» еще не дождался настоящей оценки. В частности, он указывал, что именно в этой поэме Пушкин совершеннейшим образом выразил волю к жизни и любовь к жизни. Он любил цитировать стихи:

                              …Увы! земля прекрасна,
    И жизнь мила. А тут: войти в немую мглу,
    Стремглав низвергнуться в кипящую смолу,
    Или во льду застыть, иль с ветром быстротечным
    Носиться в пустоте, пространством бесконечным,
    И всë, что грезится отчаянной мечте…
    Нет, нет: земная жизнь в болезни, в нищете,
    В печалях, в старости, в неволе… будет раем
    В сравненьи с тем, чего за гробом ожидаем!

Эти стихи во многом соответствовали собственному отношению Якубовича к жизни. Несмотря на болезнь, исход которой он предвидел, он отличался редкой жизнерадостностью, редкой любовью к жизни с ее большими и малыми радостями, любовью к труду и к знанию.

В юбилейные годы Д. П. Якубович также участвовал в ряде сборников, журналов, газет, выступая и с исследовательскими и с научно-популярными статьями на самые различные темы. Здесь и очерки, посвященные пушкинским местам в Михайловском, и статьи о рисунках Пушкина (для издания, еще не вышедшего в свет), и ряд заметок на частные и общие темы.

В 1939 г. Д. П. Якубович подготовил несколько глав для посвященого творчеству Пушкина шестого тома «Истории русской литературы», издаваемой Институтом литературы. Он был одним из организаторов и деятельных участников конференции пушкинистов, созванной весной 1939 г. для обсуждения этого тома.

Но главным предметом его научной работы оставалась тема «Пушкин и Вальтер Скотт». В 1939 г. он закончил монографию под этим названием.

Над темой этой автор работал свыше десяти лет. Результатом многолетних разысканий явился труд, который по справедливости можно назвать капитальным. Тема его зародилась еще в период аспирантской работы Д. П. Якубовича. Естественно, что за годы работы над данной темой многое изменилось в результате научного роста и формирования взглядов автора, а также в связи с несомненной эволюцией общих историко-литературных изучений в области исследований творчества Пушкина и, вообще, сравнительно-исторических изысканий в истории литературы. Работа Д. П. Якубовича складывалась в годы, когда в компаративистских исследованиях большое значение придавали фактам отдельных параллелей, несколько пренебрегая вопросом о соотношении основных типов творчества сопоставляемых авторов. Естественно, что в первой стадии работы Д. П. Якубович обратил усиленное внимание на все возможные параллелизмы ситуаций, литературных приемов повествования, композиции, характеристик, эпизодов и т. п. В монографии репертуар подобных параллелей дан с исчерпывающей подробностью. Но и в начале работы, а особенно по мере ее продвижения, Д. П. Якубович не ограничивал своих задач «охотой за параллелями» и регистрацией «заимствований» и «реминисценций». Широкая филологическая подготовка автора дала ему возможность осветить фактические наблюдения общей постановкой вопроса о судьбах исторического романа на Западе и в России.

Характерной чертой научной работы Д. П. Якубовича было то, что он, посвятив 25 лет жизни изучению Пушкина, овладев всеми специфическими «тайнами» работы над пушкинским материалом, не превратился в узкого «пушкиниста». Пушкин никогда не был для него изолированной «специальностью», мертвым предметом кропотливых изысканий. Пушкин был для него окном в мир. Через Пушкина перед ним открывались широкие горизонты мировой литературы и мировой культуры. Во всех своих темах Д. П. Якубович широко освещал творческую мысль Пушкина фактами мировой литературы. В этом отношении характерна его работа над «Бедным рыцарем». В ней вскрыта связь баллады Пушкина с литературой английской, старофранцузской, итальянской, с легендами средневековья и новыми их интерпретациями. Свои исследования Д. П. Якубович строил в широкой перспективе мировой литературы.

При этом Д. П. Якубович не замыкался в чисто академических изысканиях, доступных лишь ограниченному кругу «избранных». Он никогда не забывал о читателях Пушкина и много сил отдал популяризации его произведений. Поэтому в его работах большое место занимают статьи научно-популярного порядка. Их он писал с той же добросовестностью, с тем же напряжением сил, что и исследовательские статьи. И часто его популярные статьи содержат результаты длительных изысканий и размышлений. И в этом жанре он не довольствовался компиляцией чужих работ.

Основным материалом изысканий Д. П. Якубовича была художественная проза Пушкина, которую он исследовал с различных точек зрения. Ее он изучал и в порядке анализа творческой лаборатории Пушкина, и в плане творческой истории (в заметках и комментариях к отдельным произведениям), и прослеживая эволюцию пушкинского стиля от новеллы до социально-исторического романа, и наконец, с точки зрения сравнительно-исторической.

Ко времени последней продолжительной болезни Д. П. Якубовича, зимою 1939–1940 гг., относится его работа, не доведенная до конца, — «Пушкин и античность». Уже две главы этой работы были написаны, когда наступило временное облегчение в состоянии его здоровья, позволившее ему присутствовать на заседании Пушкинской комиссии 26 мая 1940 г., где он прочел первую свою главу, вызвавшую оживленный обмен мнений.

Эти две главы являются не только началом, но и первым этапом в разработке темы, широко намеченной Д. П. Якубовичем. Методически последовательный в своих изысканиях, Дмитрий Петрович начал с фактического пересмотра материала, убедившись, как мало обследован вопрос о непосредственном знакомстве Пушкина с античными авторами, о русских источниках его сведений об античной литературе, в частности о лицейском преподавании соответствующих предметов и т. п. Д. П. Якубович обнаружил и показал факты, находящиеся в противоречии с существующей схемой представлений об источниках пушкинского классицизма или выходящие за пределы этой схемы.

Чтение первой главы этой работы было последним выступлением Д. П. Якубовича. Выздоровление было кажущимся. Вернувшись с заседания, Дмитрий Петрович уже более не выходил из дома. Он умер после сердечного припадка в ночь на 30 мая 1940 г.


1 Молодые годы Р. Ф. Франк явились сюжетом повести П. Ф. Якубовича «Юность» (1897) в сборнике «Пасынки жизни», где она выведена под именем Елены Лозицкой. Об якутской истории писалось много, см. сборник «Якутская трагедия» (1925), где имеется биография Р. Ф. Франк, написанная Д. П. Якубовичем. Назад


(*) Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Вып. 6. С. 5–14.Назад
Дата публикации на Ruthenia 12.07.2003.
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна