АЛЬБОМ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ КАК ВИД ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА* Л. ПЕТИНА 1. Альбомы пушкинской эпохи могут рассматриваться как единые, особым образом организованные тексты1. Альбом, рассмотренный не как сумма различных текстов, а в качестве единого, органического образования, обнаруживает некоторые устойчивые структурные свойства, которые, наряду с единством историко-культурной функции, позволяют рассматривать его в качестве своеобразного исторического явления. 2. Альбом позволяет реконструировать черты культуры, которые при обычном историко-литературном анализе менее всего поддаются учету, поскольку относятся к области ф у н к ц и о н и р о в а н и я текстов: репертуар поэзии данных лет, отношение коллектива к текстам. Общественный вкус того или иного круга предстает перед нами при этом как зафиксированный текст. Кроме проблемы авторства актуальной оказывается включенность того или иного произведения в некоторый подбор. 3. Альбом включен и в историю письменности, и в историю быта. Рассмотрение его двойной природы позволяет выявить перекрещивание различных историко-культурных закономерностей. 4. По внутренней структуре, характеру заполнения и отношению к ним владельцев можно выделить следующие типы альбомов:
а) альбом-хранилище; Альбом-хранилище по функции приближается к архиву. Удовлетворяя общественно-культурной функции хранить то, что достойно сохранения, он не имеет предусмотренного состава. Он имеет тенденцию эволюционировать в сторону коллекции. В жизни того небольшого коллектива, который обслуживается этим альбомом, он выполняет ту же функцию, что и архив в обществе разновидность коллективной памяти, сохраняющая подлинные документы. Альбом-летопись запись знаменательных событий, порой без объяснений. Подчеркнут интерес к датам, далеко не обязательный в первом случае. Типичный пример альбом А. Т. Болотова. Для владельца он выполняет ту же функцию, что и хроника, летопись в более общих коллективах разновидность коллективной памяти, фиксирующей события, знаменательные с точки зрения того маленького кружка, который имеет доступ к альбому (в отличие от дневника, альбом почти никогда не бывает строго индивидуальным). Альбом-автопортрет с одной стороны, имеет тенденцию к эволюции в сторону антологии (текст в этом случае отличается подчеркнутым единством подбора, приближаясь к дневнику). С другой, к превращению в альманах сборник творчества дружеского и литературного кружка. 5. Композиция альбома строится по принципу монтажа. Соотношение случайных соседств и единого композиционного замысла. Влияние альбомного контекста на восприятие отдельных, входящих в него текстов. 6. Проблема формата, внешнего оформления альбома для характеристики его как вида текста. 7. Альбом как тип искусства. Эстетические законы «альбомности». Проникновение «альбомного» принципа в различные литературные жанры. 8. Проблема выработки ж а н р а альбома:
а) стихотворный альбом; Возможны и другие спецификации: «дамский», «провинциальной барышни», «столичный» и пр. 9. Выработка внутриальбомных жанров:
а) альбомного стихотворения; 10. Альбом явление историческое. Разрушение салонного быта, специфической атмосферы, вне которой была невозможна литература 20-х гг. XIX в., привело к исчезновению альбома как историко-культурного и историко-литературного явления. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Понятие текста принято здесь в том значении, которое придано ему в работах: А. М. Пятигорский, Некоторые общие замечания относительно рассмотрения текста как разновидности сигнала, сб. «Структурно-типологические исследования», М., Изд. АН СССР, 1962; Ju. M. Lotman et A. M. Pjatigorski, Le texte et la fonction, «Semiotika», 1, 1969, № 2. Назад
* Материалы XXV науч. студенч. конф.: Литературоведение. Лингвистика / Отв. ред. П. А. Руднев, П. С. Сигалов. Тарту, 1970. С. 3638.Назад Дата публикации на Ruthenia 30.04.03. |