«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» ПУШКИНА В. ГИТИН «Моцарт и Сальери» «драматическое исследование» не только в пределах поэтической формы (Брюсов), но и драматическое исследование нравственной природы искусства и проявлений в ней нравственной сущности личности. В 30-е годы человек обретает в сознании Пушкина ценность в той степени, в какой он не захвачен с и с т е м о й (Лотман). Тут было разочарование не в истории, а в конкретно сложившихся ее формах. Человек, творящий насилие над жизнью, и художник, совершающий насилие над искусством, слиты в фигуре Сальери. Художник и искусство подлежат у Пушкина в первую очередь нравственным оценкам. Это не отождествление искусства с жизнью, но открытие творчества в одном и другом, признание для них общих законов. Первый монолог Сальери удачно построенный силлогизм, где самое бытие проверяется той же «алгеброй», что и «гармония» музыки. Тут метод освоения жизни и искусства однозначен. Моцарт легко роняет слово «гений», для него это скорее свойство искусства, чем частная принадлежность художника. «Затворник» Сальери копит в себе гениальность, как Барон «злато» в мрачных затворных подвалах. Вначале он творит, «не смея помышлять еще о славе». Здесь есть высокая мера претензий, требований, высокая цена расчета, но сам расчет существует. В конце концов он достигнет славы и успеха и назовет счастьем наслаждение «своим трудом, успехом, славой». Здесь его предел. Даже вдохновение становится мерой славы и успеха («Вкусив восторг и слезы вдохновенья, я жег мой труд»). Вдохновение, не удовлетворяющее требованию славы, становится предметом холодного уничтожения. Сальери так же копит «злейшую обиду», «жажду смерти»; его избранничество и кастовость тоже накопление в узком кругу (мотив накопления, объединяющий все «Маленькие трагедии», отмечен В. Непомнящим). Самое же накопление противостоит творчеству. Сальери монах по избранничеству. Это затворничество, монашество Пушкин избирает для Сальери вполне определенно. Вот Сальери говорит о том, что от всего на свете, кроме музыки, он «отрекся», он творит «в тишине, в тайне», в «безмолвной келье». Этот мотив добровольного отречения роднит Сальери и Барона. (В «Каменном госте» Дон Гуан попытается скрыться под рясой монаха, но одеяние монаха не может скрыть кипения жизни в нем. Донна Анна скажет ему: «Какие речи странные!») Сальери ищет возможность порядка в жизни, в возможности построения силлогизма. Для него всякая гармония есть прежде всего логика силлогизма. Если нет высшей воли, если она не в силах регулировать гармонию силлогизма вся тяжесть ответственности на самом человеке. Ему дана эта обязанность, но ему дано и нравственное право. Здесь лежит самооправдание Сальери-убийцы. Но нравственное право вне творчества вырастает в произвол. Свобода Сальери аморальна, потому что она нетворческая свобода. Для Моцарта свобода в движении самой жизни, свобода естественно присуща миру. Сальери несвободен еще и тем, что включен в традиционный генеалогический ряд. Моцарт в этом отношении безроден. Его история сама жизнь. Для Сальери свобода право отделять искусство от полноты жизни. «Рафаэль» и «маляр» для него противопоставлены не по уровню творческого достоинства, но по заранее заданной идее избранничества. Для Моцарта его «праздность» выражение неутилитарной природы художника. Для Сальери ценности гения не существует, есть только «польза» его присутствия. На «пользе» построен весь его расчет «чистой поэзии» (ср.: расчет «чистой любви» у Клеопатры). Но расчет Сальери натыкается в нем же самом на «гениальность» природы человека, которую невозможно учесть никаким расчетом. Он так и не сможет переступить через убитого Моцарта. Моцарт говорит: «Мой Requiem меня тревожит » и добавляет: «Но странный случай » В Моцарте живая тревога, ощущение живого хода жизни. Для Сальери случай, предчувствие исключены. Для него есть только «неподвижная идея», которую он лелеет («Мнил я » скажет он себе). Случайность смерти в сознании Моцарта тоже органически вписывается в жизнь. В той же мере, в какой жизнь наполнена для Моцарта неожиданностью, в той мере и смерть в составе жизни есть некая тревожащая непредвидимость. Потому так часты в его речи слова, выражающие свободу сознания, готового встретиться о жизнью каждую минуту, как с неожиданностью. В «Моцарте и Сальери» отчетливо противопоставлен сам творческий процесс. (У Сальери: «Я стал творить: но в тишине, но в тайне » и у Моцарта: «Намедни ночью ») У Сальери торжественная речь, сгущенная аллитерацией, синонимически плотная, в которой достоинство представления слито с возвышенной лексикой. Все полно здесь значимости избранничества, самоотречения. И лексика Моцарта разреженная, естественная, с почти эскизной легкостью («набросал»). Здесь естественный процесс творчества как продолжение жизни, как вслушивание в реальность. Она «томит» его и вкладывает в него свои мысли, вдохновение. У Сальери есть нажим: «Я стал творить». Здесь почти насилие над реальностью, диктат. Моцарт идет путем жизни, Сальери путем смерти. Убивая Моцарта, он доказывает себе нереальность самого понятия: бессмертие. Не достигнув уровня Моцарта в жизни, он хочет уравнять его с собой в смерти. Ему нужно видеть физическую смерть гения, чтобы хоть в этом принизить его до себя, увидеть, что и гений умирает так же, как ремесленник. Разъять музыку, как труп, тоже было «ремеслом» (это убийство Сальери называет искусством). И убийство Моцарта, вообще убийство тоже ремесло, да к тому же не всякому под силу (Бомарше был «смешон для ремесла такого»). Сальери считает себя избранником как в ремесле искусства, так и в ремесле убийства. Тут искусство и жизнь нераздельны. Сальери проверяет гениальность дважды: жизнью и смертью и оба раза остается побежденным.
* Материалы XXII науч. студенч. конф.: Поэтика. История литературы. Лингвистика / Отв. ред. У. М. Сийман. Ред. А. Б. Рогинский, Г. Г. Суперфин. Тарту, 1967. С. 6569.Назад Дата публикации на Ruthenia 11.04.03. |