ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

К 60-ЛЕТИЮ С.Ю. НЕКЛЮДОВА

Время от времени выходили из боров недобитые отшельники-неклюды <...>
но и на туман у неклюда нашлась песенная управа.

Михаил Успенский. Там, где нас нет

Любимыми книгами Сергея Юрьевича Неклюдова в детстве были сборник русских сказок "Жар-Птица", книга прозаических пересказов былин "Русские богатыри" Ирины Карнауховой и "Нартские сказания", переведенные и переработанные отцом, писателем Юрием Либединским. Однако из этого вовсе не следовало, что он станет фольклористом. Выбор специальности произошел уже на филологическом факультете Московского университета: стараясь держаться в стороне от всего, что было связано с идеологией, С.Ю. Неклюдов выбрал фольклор, заниматься которым казалось легче и веселее, чем лингвистикой или древнерусской литературой. Его первая курсовая работа была посвящена фольклорным источникам ершовского "Конька-Горбунка". Однако будущее определил спецкурс Е.М. Мелетинского о происхождении героического эпоса. "Эти лекции не походили на что-либо ранее слышанное нами в университете, - напишут впоследствии слушатели спецкурса. - На них мы узнавали не столько о привычной для нас истории литературы, сколько об ее предыстории, о тех формах словесности, которые родились задолго до появления всякой письменности; мы проникались тем свежим для нас тогда ощущением, что в основе разных культурных традиций лежат общие мифологические и ритуальные модели, единые для всех народов мира - от Австралии до Исландии, и понимание такого единства становилось важнейшим фактором обретения своей собственной научной позиции"1. С.Ю. Неклюдов принадлежит к школе выдающегося отечественного фольклориста и литературоведа Е.М. Мелетинского, сосредоточенной на изучении происхождения и развития повествовательных традиций.

Его признание как ученого произошло в августе 1966 г., когда он приехал в Тарту и принял участие в Летней школе по вторичным моделирующим системам, в работе которой большое внимание уделялось структурно-семиотическому исследованию фольклора2. Доклад С.Ю. Неклюдова "К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой былины" был особо отмечен Р.О. Якобсоном в выступлении, подводившем итоги работы Летней школы. Основные идеи этого доклада легли в основу статьи "Время и пространство в былине", где пространственно-временные последовательности в былине выступают как "координатные оси" ее эпического мира3. Исследование эпического времени и пространства было связано с главной темой дипломного сочинения С.Ю. Неклюдова, общее представление о котором дает превосходная статья ""Героическое детство" в эпосах Востока и Запада"4.

Окончив университет, С.Ю. Неклюдов работал редактором в издательстве "Искусство", где по его предложению готовится выпуск новой серии "Семиотические исследования по теории искусства", которую открыли известные книги Б.А. Успенского "Поэтика композиции" (М., 1970) и Ю.М. Лотмана "Структура художественного текста" (М., 1970). Однако эти книги, равно как и сборник статей выдающегося фольклориста П.Г. Богатырева "Вопросы теории народного искусства" (М., 1971), для подготовки которого много сделал С.Ю. Неклюдов, были выпущены уже после того, как он перешел в Главную редакцию восточной литературы. С.Ю. Неклюдов и здесь оказывается у истоков новой серии - знаменитых "Исследований по фольклору и мифологии Востока". Он редактировал первую книгу этой серии - "Морфологию сказки" В.Я. Проппа (М., 1969) и по ходу работы много общался с ее автором. Одновременно с этим С.Ю. Неклюдов творчески развивал идеи В.Я. Проппа в рамках "домашнего" семинара Е.М. Мелетинского, посвященного структурному описанию волшебной сказки5. Совместная работа участников этого семинара в 1971 г. была удостоена Международной премии Питре.

Именно благодаря Е.М. Мелетинскому, исследования С.Ю. Неклюдова обрели широкий компаративный горизонт. Этим уже отличалась его дипломная работа "Героическое детство в эпосе", написанная на материале не только русских былин, но и эпических жанров кавказских и монгольских народов. Эпос монгольских народов становится для С.Ю. Неклюдова основным объектом изучения, когда в 1969 г. он начал работать в Институте мировой литературы АН СССР. Он участвовал в нескольких экспедициях в Монголию, где наблюдал живую жизнь устной традиции. Им записаны и опубликованы неизвестные ранее эпические тексты, впервые обобщена проблематика героического эпоса и мифологии монгольских народов. Этот материал лег в основу его кандидатской, а затем и докторской диссертаций. Итоги его монголоведческих работ подведены в монографии "Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции" (М., 1984), где "речь идет об эпосе, но далее продолжающем свою жизнь уже в сфере книжной словесности, и, наконец, об эпосе литературном, создание которого есть результат собственно литературного развития"6. Фольклористические труды С.Ю. Неклюдова составляют весомый вклад в фонд мирового монголоведения. Вместе с тем, именно в процессе работы с архаической традицией выяснился ряд основных направлений его научной деятельности. Одним из них является анализ "внутренней формы" мифопоэтического мотива и его реализации на повествовательном уровне. Характерны в этом отношении статьи С.Ю. Неклюдова "Душа убиваемая и мстящая"7 и "Тайна старых туфель Абу-л-Касима. К вопросу о мифологической семантике традиционного мотива"8 (которая дает еще и представление о том, каким может быть будущий структурно-семиотический указатель фольклорных сюжетов и мотивов). В то же время его интересует взаимосвязь между устным и письменным, между фольклором и литературой: в связи с чем назовем столь же методологически важную статью С.Ю. Неклюдова "Савелий и Христиан: Предел, передел и беспредел интерпретаций"9.

В 1992 г. С.Ю. Неклюдов переходит в Российский государственный гуманитарный университет и становится заместителем директора Института высших гуманитарных исследований. Этот переход существенно отразился и на научном творчестве С.Ю. Неклюдова. Его внимание стал привлекать современный фольклор. С.Ю. Неклюдов подготовил ряд "круглых столов" по проблемам современного фольклора, а с 1996 г. руководил семинаром "Современная городская народная культура", в результате работы которого создан объемистый том "Современный городской фольклор: Материалы и исследования", подготовленный к печати в издательстве РГГУ. Вслед за этим С.Ю. Неклюдов провел ряд тематических семинаров, посвященных родам, снам и видениям, анекдотам и некоторым другим явлениям современной городской традиции. В 2000 г. С.Ю. Неклюдов стоит во главе организованной при Московском общественном научном фонде виртуальной мастерской "Традиции спонтанных культур: жизнедеятельность и морфология", в рамках которой прошли два семинара: на первом обсуждался феномен "наивной литературы", а на втором - проблема "авантекста" в фольклоре. Обращение к современному фольклору объясняется не только любовью С.Ю. Неклюдова к городской песне, но и сугубо научными интересами: на материале современного фольклора он продолжает решать серьезные теоретические проблемы как типологии фольклора, так и взаимодействия книжных и устных элементов в народной словесности, чем он занимался, еще изучая архаический фольклор монгольских народов10.

На филологическом факультете РГГУ С.Ю. Неклюдов читает спецкурс "Общая фольклористика" и ведет фольклористический семинар. Общение со студенческой молодежью и сотрудничество с молодыми исследователями для С.Ю. Неклюдова принципиально: еще в семинаре Е.М. Мелетинского он осознал всю важность разновозрастного механизма научного сообщества, обеспечивающего его длительное и плодотворное существование. Опыт убедил его в необходимости коллективной работы, поэтому с 1990-х гг. он занимается объединением научных сил: будь то организация семинаров или же руководство журналом "Живая старина", главным редактором которого С.Ю. Неклюдов стал после смерти академика Н.И. Толстого в 1996 г. Его методичность и невозмутимость, научный авторитет и человеческая привлекательность позволяют ему медленно, но верно двигать вперед нашу фольклористику.

Мы давно знаем С.Ю. Неклюдова. В марте 1965 г. в работе студенческой научной конференции Тартуского университета впервые участвовала группа московских студентов. Инициатором их приезда был учившийся тогда в Тарту на первом курсе друг С.Ю. Неклюдова Г.Г. Суперфин, обладавший редкостным даром знакомить нужных друг другу людей. Созданная Ю.М. Лотманом и З.Г. Минц атмосфера дружеского научного общения была характерна и для студенческих конференций, памятных всем их участникам. Многие наши связи уходят корнями в те годы. Связь с С.Ю. Неклюдовым оказалась одной из самых прочных - как в научном, так и в человеческом плане. Мы желаем нашему другу и коллеге здоровья, бодрости духа и новых творческих достижений. Не сомневаемся, что читатели "Живой старины" присоединятся к нашим пожеланиям.

А.Ф. Белоусов, Е.В. Душечкина


Редколлегия и редакция присоединяются к этим поздравлениям и пожеланиям. От всей души мы благодарим Сергея Юрьевича за мудрое руководство журналом, за внимание ко всем "живостаринским" проблемам, за дружеское участие. Хотелось бы работать с Вами как можно дольше!

Любящая Вас ЖС

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. От составителей // От мифа к литературе: Сб. в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского. М., 1993. С. 5. Назад

2 См.: Неклюдов С.Ю. Российская фольклористика и структурно-семиотические исследования // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов науч.-практ. конф. М., 1999. Вып. 3. С. 56-57. Назад

3 Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М., 1972. С. 18-45. Назад

4 Неклюдов С.Ю. "Героическое детство" в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования: Сб. статей памяти академика Н.И. Конрада. М., 1974. С. 129-140. Назад

5 Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969. С. 86-135; Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Еще раз о проблеме структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам. V. Тарту, 1971. С. 63-91. Назад

6 Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984. С. 9. Назад

7 Труды по знаковым системам. VII. Тарту, 1975. С. 65-75. Назад

8 От мифа к литературе. С. 198-213. Назад

9 Вестник РГГУ. Вып. 2. ИВГИ за письменным столом. М., 1998. С. 264-283. Назад

10 См.: Неклюдов С.Ю. После фольклора // ЖС. 1995. N 1. С. 2-4; Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Studies in Slavic Folklore and Folk Culture. Вып. 2. Oakland, Berkley Slavic Specialties, 1997. P. 77-89. Назад


Живая старина. 2001. N 1.
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна