[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Дело хозяйское
Любимые авторы «Знамени» стали лауреатами и кавалерами
Как обычно под Старый новый год, как обычно в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, журнал «Знамя» вручал премии за лучшие публикации отшумевшего сезона. В семнадцатый раз. Впрочем, кто его знает: в позднесоветскую эпоху любимых авторов поощряли весьма многие журналы; возможно, обычай этот существовал и в старом «кожевниковском» «Знамени». Но даже если дело обстояло так, награждение по итогам 1992 года оказалось значимым событием, ибо положило начало не столько премиальной, сколько праздничной традиции. Из году в год главный редактор «Знамени» Сергей Чупринин напоминает, как худо было с гонорарами в начале 90-х (кстати, и сейчас они, деликатно выражаясь, скромны) и как редакция мечтала их чуть-чуть увеличить хотя бы для нескольких избранников. Наверно, этот фактор был по-своему важен, но, вспоминая те баснословные года и атмосферу первых премиальных церемоний, дерзну на «дополнительную» версию: «знаменцам» хотелось праздника. Одна история энное количество купюр (на которое тоже не шибко разгуляешься) и информация на задней обложке журнала, совсем другое литераторское сборище, где сперва ритмично чередуются занудные и блестящие, прочувствованные и «капустнические», короткие и чего греха таить томительно длинные речи наградодателей и наградополучателей, а потом толпа более-менее знакомых людей (незнакомые познакомятся) движется к небогатому (но и не скаредному!) столу и предается размеренным салонным радостям. В последнее время, когда новогодне-рождественские каникулы словно бы останавливают жизнь, «знаменская» вечеринка приросла дополнительным смыслом она сигнализирует о завершении «елочной» декады и возврате на круги своя. Ничего, вздыхает Вова, На уроке отдохнем
Но напоследок повеселимся. Признаем, что дата церемонии была угадана счастливо. Вослед «Знамени» премиально-итоговые торжества стали проводить и другие журналы, иногда впечатляюще удачно, иногда скучновато, но традиционность ритуала (пожалуй, больше, чем память о «первенстве») придает «знаменским» посиделкам особый шарм. Вне зависимости от того, кого сочли должным на сей раз наградить редакция и ее друзья.
Первоначально премиальных номинаций было довольно много (больше десятка и все с замысловатыми названиями), с течением времени некоторые спонсоры изменяли пленительной привычке, а потому число наград скукоживалось (впрочем, иногда и расширялось). Два партнера, однако, сохранили верность премиальному сюжету по сей день. Это Иностранка, ласково принимающая «знаменский» круг на своей жилплощади и вручающая премию «Глобус» за произведения, способствующие сближению народов и культур (в этом году отмечена повесть Марии Рыбаковой «Острый нож для мягкого сердца» № 4), и Совет по внешней и оборонной политике, ныне увенчавший лавром Руслана Киреева за книгу «Пятьдесят лет в раю» (фрагменты ее печатались в журнале на протяжении трех лет; последний № 3). Еще одна «сторонняя» премия была в свою пору учреждена Аугусто и Миртой Лопес-Кларос, потом она на несколько лет растаяла, а теперь возродилась, дабы достаться Владимиру Шарову за роман «Будьте как дети».
Три остальных премии собственно «знаменские». Одна за дебют в журнале пришла к прозаику Всеволоду Бенигсену, автору романа «ГенАцид» (№ 7). Другой некогда именовавшейся «за артистизм» удостоили поэтический цикл Елены Фанайловой «Балтийский дневник» (№ 7) и ее переводы стихов Сергея Жадана (№ 9). Третью для несчастных критиков, которые, как известно, не только всех литераторов обижают, но и всеми литераторами постоянно обижаемы и поругаемы снискала Анна Кузнецова за статью «Три взгляда на русскую литературу из 2008 года» (№ 3) и ежемесячную рубрику «Ни дня без книги», украшавшую журнал пять лет, но почему-то отсутствующую в свежей январской книжке «Знамени», которой опять-таки традиционно наградили всех, кто провел канун Старого нового года в Овальном зале.
Обсуждать награды было бы и бестактно, и нелепо. Они суть знаки литературной политики журнала. Политику эту (как и политику любой культурной институции), разумеется, можно вежливо порицать, отчаянно бранить и упоенно высмеивать. Но, во-первых, разумнее вести разговор о ее сути, а не об эмблемах (и все-таки не сразу после праздника). А во-вторых, как ни оценивай «знаменскую» стратегию, во внятности и последовательности позиции редакции не откажешь. В «Знамени» ведают, что творят. И если кто-то (да хоть бы и я) расставляет приоритеты иначе, то с чего бы журналу на чужие вкусы ориентироваться? Раздавая слонов (фирменные медальоны с собачкой), журнал может (и должен) руководствоваться только одним принципом: Кого люблю того дарю. А кого не люблю, того пусть улещивают и ублажают в других пространствах.
По-разному относясь к премированным работам, не могу не признать: все это приметные литературные факты. И авторы их реальные, а не мнимые персонажи играющегося сегодня акта истории русской литературы.
Шестью наградами дело, однако, не исчерпалось. Журнал преподнес гостям церемонии сюрприз было объявлено об учреждении ордена Знамени. Его первыми кавалерами стали не нуждающиеся в представлениях Леонид Зорин (в минувшем году «Знаменем» опубликованы его маленькие романы «Прощальный монолог» и «Глас народа», год новый открылся зоринским бенефисом повесть «Юдифь», стихи из дневников и «Торжественная комедия») и Владимир Маканин (ставший яблоком литераторского раздора и увенчанной главной премией «Большой книги» роман «Асан» далеко не первая маканинская публикация в «Знамени»). Это решение мне кажется бесспорным. Не уверен, впрочем, что так же отнесусь к оглашению имен следующих кавалеров, которое если ничего не стрясется произойдет ровно через год. Через год, в который журнал вошел с на редкость насыщенной и увлекательной первой книжкой, среди авторов которой Инна Лиснянская, Олеся Николаева, Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Денис Драгунский, Александр Агеев (19562008) Но это уже другая история
Андрей Немзер
15/01/09