[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Дело личности
Написана книга о Театре на Таганке
Книга Евгении Абелюк и Елены Леенсон «Таганка: личное дело одного театра» (М., «Новое литературное обозрение») увидела свет в преддверье 90-летия Юрия Петровича Любимова. Презентация прошла в старом некогда единственном и незабываемом таганском зале. Бежали по экрану кадры из давних великих спектаклей и фрагменты совсем недавних репетиций. Пел ансамбль Дмитрия Покровского. Темпераментно выступали авторы презентируемого капитального труда и старинные друзья театра. Самого Мастера, к сожалению, не было слегка простуженный, он экономит силы для новой премьеры, что будет сыграна в воскресенье, 30 сентября.
Впрочем, затертый оборот «незримо присутствовал» в данном случае совершенно точен. Как точны слова, стоящие на обложке с портретом основателя театра «при участии Юрия Любимова». И дело здесь не только в том, что режиссер обстоятельно и остроумно комментирует многочисленные сюжеты, представленные в книге архивными документами (стенограммы худсоветов и заседаний во всякого рода инстанциях; официальная переписка с власть предержащими), фрагментами статей и рецензий 6080-х годов, мемуарными свидетельствами. Вся теперь уже более чем сорокалетняя «драма и комедия» Таганки это Любимов. Что вовсе не принижает многих других участников многолетнего грандиозного и многопланового спектакля: артистов, выходивших на сцену, писателей, чьи стихи и проза с этой сцены звучали, музыкантов и художников, умевших расслышать и разделить творческую волю Мастера, гуманитариев, елико возможно поддерживавших Таганку, и тех обычных зрителей (от всенародно известных персон до пробиравшихся в зал безумными путями студентов и школьников), чье дыхание, сливаясь с дыханием труппы, рождало особый таганский воздух. Из выступления в выступление переходила та в общем-то немудреная мысль, что понятна любому «бывалому» таганцу и естественно живет в новой книге: Любимов обладает могучим даром привлечения по-настоящему талантливых, благородных, внутренне свободных людей привлечения к общему делу. Дар этот и позволил резко самобытному, наделенному отчетливо индивидуальным мировидением и титаническим темпераментом, властному (а как без того), но вопреки шепоткам комфортной полуправды никак не «эгоцентричному» Любимову выпестовать множество замечательных и друг на друга решительно непохожих актеров, превратить репертуар в зеркало лучшей современной словесности (поэзия 60-х, «деревенская проза» включая затравленного надсмотрщиками «Живого» Бориса Можаева, Трифонов, «А зори здесь тихие » Бориса Васильева), предложить убедительные прочтения классики (любимовские трактовки Шекспира, Мольера, Пушкина, Островского, Достоевского могли вызывать неприятие, но отрицать их историко-филологическую основательность могли только абсолютно невежественные или столь же бессовестные «оппоненты»). Счастливая способность привораживать таланты неотделима от умения чувствовать настроение общества, распознавать новое и живое, угадывать потенциальных сильных сотрудников-единомышленников. Так и складывалось, так и жило нерасторжимое таганско-любимовское единство.
Об этом и рассказывает книга Евгении Абелюк и Елены Леенсон, в равной мере посвященная Любимову, его театру и «таганскому» веянию в культуре 6080-х годов. В коллаже точно отобранных и тонко прокомментированных документов все время присутствуют два сквозных сюжета творческая работа (его кульминационный пункт глава «Репетиция спектакля», построенная на стенограммах работы над «Борисом Годуновым») и борьба (здесь вершина приходится на главу «Театр и цензура»). Сюжеты могут тесно сплетаться, а могут расходиться но ненадолго. И причиной тому не авторская концепция (она точно соответствует исторической действительности), и не возглавляемый Любимовым театр. Борьба с советской системой вовсе не была задачей Таганки (как не была она задачей всех истинных художников и достойных культурных институций издательств, журналов, музеев, библиотек, киностудий, которым выпало вековать под большевистским прессом) борьба же за человека, его честь и свободу неотделима от творчества да и любой мало-мальски интеллектуальной работы. Политическую борьбу против театра (равно как и против всего живого) вело партийное квазигосударство (успешно разрушая заодно и саму идею государства, ориентированного на человека и гражданское общество). Орудиями в этой борьбе были не только запреты и расправы, но и иезуитское приписывание «скрытых смыслов» прямым высказыванием, постоянное провоцирование, за которым должно было следовать превращение художника и гражданина (если они стояли на своем, просто делали то, что почитали должным) в политическую единицу (разумеется, враждебную, ибо никакой политики, кроме политики единственной и всевластной партии не было и быть не могло). История Таганки один из самых выразительных примеров (хотя, конечно, далеко не единственный!) навязывания политического смысла свободному высказыванию, изготовления «врагов», которым до времени позволено ваньку валять лишь в силу «снисходительности» мудрого руководства партии и правительства к невесть что о себе возомнившим шалунишкам, что обязаны быть по гроб жизни благодарными за эту господскую милость. И вести себя соответственно то есть держаться в указанных рамках, сносить тягомотину невежественных указивок (иногда дающихся лишь для того, чтоб служба медом не казалась) и ни в коем случае не поддерживать друг друга.
Для того чтобы вынести это неостановимое издевательство (когда «ласка» хоть и отличается от «таски», но не слишком, когда жизнь идет под девизом, гениально сформулированным самым прославленным таганцем Скажи еще «спасибо», что живой!) и не сломаться, не свести свободное чувство- и мыслеизъявление к демонстрации кукиша в кармане, чтобы не поступиться сутью своего художнического дела, потребно и гражданское мужество, и вера в искусство, и сила духа. Иными словами должно быть личностью. «Личное дело» канцелярский термин, в условиях советчины зловещий. Личное дело (без кавычек) дело личности. Способной одерживать победы в заведомо неравном бою. Личность Юрия Любимова определяла личность его театра. Об этом, о роли личностей в подсоветском бытии и о предельной необходимости выявления личностей сегодня говорила, завершая презентационный вечер, филолог Мариэтта Чудакова.
Спектакль, который Мастер подготовил к своему юбилею, основан на горчайшей и неколебимо актуальной русской комедии. Название тройное: Горе от ума Горе уму Горе ума.
Андрей Немзер
28.09.2007