[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Торжество Читателей
Лауреатами премии Александра Солженицына стали Владимир Бортко и Евгений Миронов
Неизменное жюри Литературной премии Александра Солженицына (в него, кроме самого писателя, входят Людмила Сараскина, Наталья Солженицына, Павел Басинский, Валентин Непомнящий и Никита Струве) почтило создателей телевизионной версии романа «Идиот». Решение может показаться неожиданным. Впервые награда вручается не за «общий вклад», а за конкретную причем недавнюю работу. Впервые же премии удостоены не литераторы (к которым можно отнести и философов, историков, филологов), но мастера совсем другого искусства. Формальным ответом на недоумения может служить заявление жюри трехлетней давности, где сообщалось, что к рассмотрению будут привлекаться и «значимые действующие культурные проекты». Ответом содержательным стали формулировки нынешнего вердикта.
Владимир Бортко награждается «за вдохновенное кинопрочтение романа Ф. М. Достоевского Идиот, вызвавшее живой народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении». Евнений Миронов «за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики». Режиссура и актерское мастерство высоко оценены не как таковые, но как средства «прочтения» великого романа и приближения его к современной аудитории. Другое дело, что не будь Бортко и Миронов замечательными мастерами, они не сумели бы достойно исполнить «литературную миссию». А что миссия эта достигла цели, стало ясно с первых серий: публика не только приникла к экранам, но и бросилась в книжные магазины, возрос читательский интерес не к одному лишь «Идиоту», но и к другим романам Достоевского. Это победа, бесспорная, надо надеяться, и для тех, кто не считает сериал кинематографическим шедевром, оспаривает те или иные художественные решения его авторов.
Безусловно просветительский успех «Идиота» связан не только с умной режиссурой Бортко и потрясающей игрой Миронова, но и с работой всей творческой группы. Не преуменьшая заслуг оператора, художников, блистательных исполнителей многих ролей, трудно удержать вздох сожаления из-за того, что жюри «обошло» Инну Чурикову. Да, формально ее роль относится ко «второму плану». Но в том и проявилась мудрость Бортко, что он (в отличие от многих интерпретаторов Достоевского ученых и художников) увидел подлинный масштаб генеральши Епанчиной, грандиозное значение этого персонажа и доверил роль Чуриковой. Без нее и фильм вышел бы иным, и рисунок роли Мышкина-Миронова сложился бы по-другому, и «импульс к постижению христианских ценностей русской литературной классики» был бы слабее.
Премия Солженицына называется «литературной». Нынешнее решение не колеблет, но укрепляет этот значимый эпитет. Потому что литература не существует без читателей, а истинный читатель не только постигает мысль автора, но и приобщает к открывшемуся ему опыту других. Кто-то только своих родных, детей, близких; кто-то многомилионную аудиторию. Такие замечательные читатели и стали новыми лауреатами премии Солженицына.
02/03/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]