[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Пять «пятнадцатилетних» проблем
Издан русский перевод пятой книги о Гарри Поттере
Всякий читатель эпопеи Джоан Ролинг знает: каждый следующий том толще и страшнее предыдущего. Пятый «Гарри Поттер и Орден Феникса» не исключение, но, пожалуй, именно в нем с особой четкостью проступает еще одна особенность саги о «мальчике, который спасся» неуклонное углубление проблематики, обусловленное взрослением героя. Так должно быть в принципе мир пятнадцатилетнего (вне зависимости от его пола, характера, среды, интеллекта и проч.) причудливей, опасней и тревожней, чем мир того же субъекта год, два, три тому назад. Так Ролинг старалась писать с самого начала, хотя качественное усложнение сюжета (а сюжет и есть плоть авторской «идеи») замерцало лишь в третьей книге, в четвертой заставило многих читателей (включая меня) пересмотреть отношение к «поттериане» как к коммерческой затее, а в пятой стало наглядным. Закономерно, что над этой поворотной книгой Ролинг работала особенно долго. Похоже, «Орден Феникса» дался ей не легче, чем Гарри Поттеру его новые приключения. Очередное противоборство с Волан-де-Мортом, равно как и первые экзамены («СОВ»), которые сдает курс Гарри, суть развернутые метафоры тех испытаний (моральных, психологических, мировоззренческих), сквозь которые с разным успехом проходим все мы в пору отроческой «ломки».
Не имея ни духу, ни возможности отследить все извивы писательской концепции и отдавая дань нумерологическим играм, выделю пять (том пятый, Гарри пятнадцатилетний) смысловых комплексов, к которым прикоснулись юные герои и разновозрастные читатели. Разумеется, деление условно, смыслы текучи, а проблемы пятнадцатилетних взаимосвязаны, но все же, удобства ради: «Одиночество», «Другие», «Смерть», «Школа», «Судьба».
Одиночество. Герой-избранник, каким является отмеченный шрамом Гарри, всегда одинок, и в первых четырех книгах этот мотив, разумеется, звучал. Однако до пятого тома одиночество, во-первых, одолевалось нерушимой (мелкие размолвки не в счет) дружбой с Гермионой и Роном, полным доверием к Дамблдору и душевным строем самого Гарри. Одиночество было «ситуативным», а не сущностным. В пятом томе иначе с первых же страниц Гарри страшно раздражен на друзей и учителей, якобы бросивших его на произвол судьбы. Он постоянно рычит на искренне сочувствующих ему Гермиону и Рона, он болезненно задет отдалением Дамблдора (и не хочет вникать в его резоны), он не слушает добрых советов и верит только одному человеку столь же одинокому Сириусу. (Обреченность последнего из Блэков на бездейственный затвор в ненавистном ему родовом доме рифмуется с неизбежным пребыванием Гарри у Дурслей.) Смерть Сириуса, ринувшегося спасать Гарри, который, в свою очередь, ринулся спасать Сириуса (кто из них больше виноват в случившемся, вопрос неразрешимый) грозит превратить одиночество героя в тотальное: он худо слушает Дамблдора, ему трудно общаться с друзьями и Хагридом, он клянет самого себя (что не отменяет комплекса эгоцентрического избранничества). Следя за перепадами его настроений, не раз вспоминаешь слова Толстого о том, что отрочество это пустыня. Из которой, однако, можно выбраться. Тут-то мы и переходим к антитезису.
Другие. В «Ордене Феникса» Гарри постоянно сталкивается с элементарной и ошеломляющей проблемой: люди разные. И не равны себе. Деление на магов и маглов колеблется и беглой шуткой колдуньи Тонкс (Дурсли чистюли, а ее папаша, природный магл, редкий неряха, значит не-волшебники вовсе не мазаны одним миром), и ключевыми пунктами общего сюжета. Защитить Гарри от Темного Лорда могут только материнские чары поэтому он должен хоть какое-то время жить в доме тетки, сестры матери. Тетка противная, глупая, пошлая, но она когда-то согласилась взять «ненормального» племянника в дом и не позволила мужу выгнать Гарри в момент опасности, угрожающей и самим Дурслям. Заметим, что чуть раньше Гарри спас от дементоров ненавистного кузена.
Значит, семья это всегда хорошо? Увы, нет. Проклятье Сириуса растет из его связи с родом, причем равно важно и то, что он своих «черных» предков всей душой ненавидит, и то, что он тоже «черный», Блэк. Отсюда его презрение к домашнему эльфу Кикимеру, от которого Сириуса предостерегала не только простодушная Гермиона, но и сам Дамблдор и которое в итоге привело «хозяина» к гибели. Не менее важна вражда Сириуса со Снеггом, над которым Джеймс Поттер некогда измывался и для того, чтобы потешить скучающего друга-аристократа. Кикимера, по слову Дамблдора, сделали Кикимером волшебники (включая Сириуса). А лучшие из лучших (старший Поттер, Сириус, не умевший остановливать друзей Люпин) сделали Снегга Снеггом: толкнули его к Темному Лорду (уверен, что этот мотив возникнет в последних книгах), заложили ему в душу неприязнь к Гарри, косвенно обусловили провал задумки Дамблдора (Снегг не смог научить Гарри защищать свое сознание от Волан-де-Морта, что и привело к смерти Сириуса). Зло проникает и в добрые сердца, и в идеальные семьи Перси Уизли предает свой дом. (Большая семья не обходится без «урода»; классический пример Вера Ростова в «Войне и мире».)
Лишь напомним об особых судьбах домовых эльфов, великанов и кентавров, что хотят жить по-своему, и обратимся к «другим» иного рода. Членам «Ордена Феникса» приходится вести борьбу не только с воинством Темного Лорда, но и с трусливыми, лживыми идиотами из Министерства магии. Они не приспешники темных сил, они просто своекорыстные мерзавцы, от чего никому не легче. И это касается не только мира волшебников.
И последний поворот темы: Гарри узнает, что не одному ему может быть больно, что не он один одинок, что не только он знаком со смертью. Невидимых жутких коней фестралов наряду с Гарри видят хипповатая чудачка Полумна и смешной Невилл Долгопупс. Похоже, этим персонажам в дальнейшем повествовании отведены важные места они, как и Гарри, пережили смерть близких.
Смерть. О смерти родителей Гарри знал всегда. В четвертом томе он видел конец Седрика. И все же лишь в «Ордене Феникса» смерть стала смертью вполне. Страшно, что погибает Сириус, который был для Гарри дороже давно погибших родителей и всех друзей (тут-то и обретает смысл слово «крестный», казалось бы, чужое миру колдунов). Страшно, что смерть необратима (разговор с призраком, что когда-то «побоялся» умереть, а потому влачит полусуществование). Страшно, что это не последняя смерть: печать обреченности видна на лице профессора Снегга, и, быть может, для Гарри гибель его «врага» станет не меньшим ударом, чем уход Сириуса. Страшно, что о смерти нельзя забыть.
Но в этом и спасение. Дамблдор, столкнувшись с яростью Гарри после гибели крестного, видит в ней не дурь и истерику, не свидетельство о принадлежности к избранным, но знак человечности героя его способности любить. Тот же Дамблдор говорит Волан-де-Морту (для него по-прежнему просто Тому), что есть вещи пострашнее смерти, и отказывается убить его, пожертвовав Гарри. Страшна потеря человеческой (живой) сути, того, что мы зовем душой. А расставание с ушедшими не навсегда об этом говорит Гарри «полоумная» Полумна. Кого мы любим, живы как живы для Невилла его сошедшие с ума от пыток родителей.
Школа. Уж тут, кажется, ничего нового быть не может. Вся «поттериана» о школе, вроде и замышлялась для того, чтобы объяснить детишкам, как полезно и интересно учиться (хотя временами и муторно). Ну и устойчивая метафора «романа воспитания» школа жизнь тоже не новость. Заковыка в том, что Хогвартс не только «пространство посвящения», Хогвартс просто Школа, хотя и с большой буквы. Что понимаешь именно в пятом томе, где Школу стараются изменить, сломать, превратить в учреждение. Ложь министерства (играющая на руку Темному Лорду) неотрывна от министерских же потуг по изничтожению Школы. Не в том дело, что министр Фадж видит в Дамблдоре конкурента (хотя это и глупость) дело в том, что он (и не он один, и не только в мире Ролинг) хочет подчинить Школу Власти. Дамблдору (самому великому из волшебников) власть не нужна (министром когда-нибудь станет не он, а симпатичный, но вовсе не гениальный папаша Уизли), потому что Дамблдор знает: Школа (культура, традиция) важнее Власти, Школа, а не Власть спасает мир от хаоса, Школа учит не только заклинаниям и трансфигурациям, но и человечности, ответственности, уважению к другому, мужеству, любви. Поэтому гнусному Малфою (и другим детям «пожирателей смерти») нельзя засчитывать преступления их отцов. Поэтому очень мало кто из воспитанников Хогвартса может (и хочет) достигнуть высшего стать Профессором. (Гарри и его друзья о такой карьере не думают. Не закончивший школу Хагрид учителем стал. А блестящие колдуны Фред и Джордж Уизли бросили Хогвартс не доучившись то что им нужно, они уже взяли, а мракоборцами, целителями, дрессировщиками драконов или банкирами быть не хотят. Люди разные.) Поэтому профессора Хогвартса похожи на монахов у них нет семей и «своих» детей, есть только служение. Поэтому директор Хогвартса мудрее, сильнее и добрее всех прочих персонажей «поттерианы» иным он быть не может. И поэтому же Дамблдор способен признавать ошибки (у остальных персонажей раскаяние обрастает оговорками) и неполноту своего знания. О чем он и толкует Гарри «после всего».
Судьба. В частности, Дамблдор оставляет толику сомнений: а Гарри ли избран победить Волан-де-Морта? Да, Темный Лорд отметил его шрамом, но всегда ли справедлива логика зла? Пророчество, которым хотел завладеть Враг, разбилось выронил его Невилл Долгопупс. Тот самый, что подходит под прорицания так же, как Гарри. Тот самый, что, не обладая выраженными достоинствами, от тома к тому неизменно являет мужество и честь. Тот самый, кто хранит верность безумным (есть вещи хуже смерти!) родителям. Наконец, тот самый, кого загадочная Полумна встречает многозначительной сентенцией: «А кто ты такой, я не знаю».
В конце пятого тома Гарри задыхается от неизбежной, как ему кажется, альтернативы: убить или быть убитым. Но ведь выиграла команда Гриффиндора решающий матч без Гарри. И если героем-победителем в итоге окажется «другой», это не уменьшит ни душевной высоты Гарри Поттера, ни тяжести перенесенных им (и грядущих!) испытаний, ни нашей любви к «мальчику, который спасся». Как и к остальным персонажам взрослым и юным Джоан Ролинг.
А вообще-то проблемы не кончаются ни в пятнадцать лет (последняя, светлая и веселая, глава книги снабжена горьким названием «Вторая война начинается»), ни на пороге восемнадцатилетия, когда курс Гарри покинет Хогвартс, сюжетная мозаика замкнется и в последний раз вспыхнет слово, которое писательница заранее назначила кодой шрам.
09/02/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]