[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Нам уже не страшно
Олег Павлов предъявил свой больничный дневник
Олег Павлов несколько лет прослужил охранником в больнице. Был он к тому времени писателем не только сформировавшимся, но и, насколько возможно для середины 90-х, известным. Его роман «Казенная сказка» вошел в кратчайший (всего три сочинения!) букеровский шорт-лист рядом с «Генералом и его армией» Георгия Владимова. О Павлове страстно спорили. Кто-то почитал его чуть ли не единственной надеждой русской словесности, кто-то калифом на час, чей успех обусловлен всегдашним взвинченным «народопоклонничеством» отечественной интеллигенции. Пышных величаний и язвительных резкостей было наговорено с избытком. Павлов в долгу не оставался, находя способ вмазать (в печати, а не на фуршетах!) как явным хулителям, так и тем, кого почему-либо счел своими супостатами (и/или ниспровергателями великих традиций русской литературы и вообще всего разумного-доброго-вечного). К счастью, он не только раздавал оплеухи, но и серьезно работал: «Карагандинские девятины » (стяжавшие Букера), «В безбожных переулках», «Асистолия» проза весомая и берущая читателя отнюдь не только «свинцовой» фактурой.
Не знаю, кормят ли сейчас Павлова его книги и публикации (дай Бог, чтобы так), но в 90-х собственно литературным трудом не то что палат каменных, но и сносного прожитья добиться было невозможно. Вот и пошел писатель в больницу. За заработком. И, наверно, за опытом. Сейчас он предъявил публике свой тогдашний дневник «Дневник больничного охранника» (М., «Время»). «Когда-то я думал, что это мои Записки из мертвого дома» замечает прозаик в завершающем книгу сегодняшнем размышлении «Время это мы сами». Этот замысел не воплотился. Возможно преобразившись, помог выстроить другую прозу Павлова. Возможно отложился на будущее. Пока же дневник монтаж зарисовок. Иногда нарочито фотографичных. Иногда обманчиво обещающих рассказ. Иногда, переходящих в горькие и безнадежные филиппики. Или тихий стон.
«Врачи-реаниматоры спасли жизнь богатенькому. Тот в благодарность подарил видеомагнитофон. Один на всех, всей отличившейся бригаде. И вот из реанимационного отделения по ночам раздаются каждую ночь <повтор автора, не знаю, сознательный ли, но хорошо объяснимый. А. Н.> стоны, но это смотрят порнуху» запись первая.
«Санитарка. Пьющая, как и все. Разве только с работы не согнали ее в этой жизни, поломойку. Нельзя же в санчасти без чистоты, пускай тебе и пьянь полы намывает. Пьянь-то она даже усерднее работает, будто свою нечистоту отдраивает < >
Медсестра заразилась в своем отделении туберкулезом уволили.
Когда шагаешь, особенно ночью, по извилинам больничных коридоров, чувствуешь себя так, будто очутился внутри гигантского мозга и он мертв». Это из самых последних записей, за которыми следует пересказ страшного символического сна. Не слишком отличающегося от описанной раньше яви. И вполне предсказуемого не потому, что сто страниц кошмара уже прочитал, а потому, что с первых строк узнаешь больницу. Ту, в которой не служил охранником, а сам лежал. Или лежали твои близкие. Сравнение больничного лабиринта с мертвым мозгом может показаться «литературным» только тому, кого судьба не принудила по этим обыденно жутким маршрутом вышагивать. Днем когда тебя ведут на очередное обследование. Или ночью, когда, после путешествия на «Скорой» и мытарств в приемном покое, ты доставил пациента в палату (когда сопровождая санитара, а когда и сам) и отправляешься домой. (Я так не раз отца провожал.)Самое страшное в книге Павлова то, что страшно при чтении не становится. Ни разу. Умом понимаешь: ужас. И тот же ум услужливо тебя «успокаивает»: ты все это видел. А что не видел, додумывал. Обшарпанные стены, густой тошнотворный запах, окурки под вывесками «Не курить», мат, который слышишь даже если рядом никого нет. Норма. Хоть советская, хоть постсоветская. В других больницах мне бывать не доводилось. Тем, кому адресует Павлов свою книгу, думаю, тоже.
Андрей Немзер
15/12/11