[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Никак не Скабичевский
Двести лет назад родился Иван Панаев
Фамилия сегодняшнего юбиляра у большей части просвещенной публики вызывает одну но зато мгновенную ассоциацию. Благодаря культовому роману, Панаев на долгие годы соединился со Скабичевским, хотя в реальности Иван Иванович скорее всего даже не был знаком с Александром Михайловичем. В 1862 году, когда Панаев умер, Скабичевский только вступал на литературное поприще.
Булгаковские черти хотят получить кружку пива (и прочие литераторско-гастрономические радости) не только по протекции сметливого метрдотеля, но и по праву. Они «тоже писатели» (хоть и не снискавшие бессмертие, как Достоевский) вот и присваивают себе фамилии, законные владельцы которых некогда что-то пописывали. А что именно кто ж через пятьдесят, сто, двести лет упомнит? И с «законными» клиентами «Грибоедова» будет точно так же
В злой шутке Булгакова есть доля правды. В ХХ веке Панаева помнили как мужа своей жены (экстравагантной и злоязычной Авдотьи Яковлевны, чьим чарам поддались многие приятели мужа), приятеля (на самом деле друга) Белинского, соиздателя Некрасова по «Современнику» (здесь опять припоминалась Авдотья Яковлевна, формально мужа не покинувшая, но ставшая гражданской женой поэта). Так этот Панаев еще и писал? Да, и весьма успешно. Несколько раз оказываясь почти на гребне литературного движения. Но только почти.
Так было во второй половине 1830-х, когда молодой богатый господин хорошего дворянского рода вел рассеянную светскую жизнь, предавался пиитическим восторгам и неумеренным возлияниям на «литературно-музыкальных» вечерах громокипящего Нестора Кукольника, к неудовольствию родни взял в жены юную девушку из актерского семейства и бойко сочинял повести в духе своего (и всей романтически настроенной молодежи) кумира Александра Марлинского. Так было на исходе десятилетия, когда под впечатлением от статей Белинского, а затем и общения с критиком Панаев принялся крушить и осмеивать недавних идолов именно антиромантической энергией брали трезвеющую публику повести «Дочь чиновного человека» и «Белая горячка». Так было в 40-х, когда с «дагеротипной» верностью писаные повести (наибольший резонанс вызвали «Онагр» и «Актеон») перемежались физиологическими очерками и хлесткими памфлетами, в которых крепко доставалось литературным противникам «натуральной школы» (тут особенно задались «Петербургский фельетонист» и «не-повесть» «Литературная тля»). Впрочем, и самому Панаеву довелось побывать литературным (сценическим) персонажем сперва в водевиле Петра Каратыгина «Натуральная школа», потом в комедии графа Владимира Соллогуба «Сотрудники, или Чужим добром не наживешься».
Панаев закономерно стал главным пайщиком «Современника» наконец-то обретенного некрасовской компанией своего журнала, способного конкурировать с «Отечественными записками» Краевского, под сенью которых и сформировалась эта литераторская группа. «Современник» открылся панаевскими «Родственниками» повестью, предсказывающей проблемную тургеневскую прозу, прежде всего «Рудина». (В 1852 году Панаев выдал свой опыт современной крупной вещи: «Львы в провинции» обсуждались бурно и с привкусом скандала, но быстро оказались «закрытыми» романами Тургенева и Гончарова. Меж тем роль «Львов » в истории жанра стоит пристального внимания.) Уже при самом начале «Современника» Панаев явил незаурядную редакторскую чуткость это он уговорил Тургенева тиснуть в пестром разделе «Смесь» «безыскусный» очерк о двух орловских мужиках. Панаев же придумал к нему подзаголовок, который, чуть изменившись, навсегда вошел не токмо в историю нашей словесности, но в сам русский язык «Из записок охотника». Вроде бы (коли верить мемуаристам) легкомысленный, охочий до удовольствий, сохранявший барские замашки, Панаев трудился в «Современнике» не покладая рук и в трудное для журнала «мрачное семилетие», и в триумфальные предреформенные годы. Та эстетическая пластичность (несомненно связанная с душевной мягкостью), что обусловила быструю эволюцию Панаева, позволила ему принять обличье Нового поэта, виртуозно подменяющего (пародирующего) самых разных (в том числе весьма достойных) стихотворцев. Ироничная интонация приметливого (и не склонного чему-либо дивиться) фланера строила фельетонные обозрения, как литературные (тут подвизался Новый поэт), так и житейские. О петербургских хлыщах и камелиях Панаев рассказывал со знанием дела. Что не упускали случая отметить умножающиеся неприятели «Современника» и его редакторов. Да и семейные обстоятельства Панаева обмусоливались не только по гостиным, но и в печати.
Панаев не ушел из радикализировавшегося на исходе 50-х «Современника», как поступили почти все друзья его молодости. Можно увидеть в том очередную слабость, можно преданность своему делу. Радостями последние годы былого жуира и франта богаты не были. Работой были. В 1861 начали печататься замечательно точные как в деталях, так и по общему смысловому рисунку «Литературные воспоминания», оставшиеся незаконченными из-за смерти автора. Азартно читать их принялись сразу обойтись без них невозможно по сей день не только историку, но и всякому читателю, для которого русская словесность началась не вчера. Не был Панаев Скабичевским. (У того совсем другая своя история.) А писателем в отличие от членов Массолита был.
Андрей Немзер
27/03/12