[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Кто на свете всех смешнее, всех нелепей и скучнее?
Объявлены результаты «Национального бестселлера» и соискатели «Ясной Поляны»
Новым лауреатом премии «Национальный бестселлер» стал Виктор Пелевин. Событие закономерное и точно соответствующее духу «нацбестовского» состязания. Четыре года назад, когда новорожденный «нацбест» позиционировал себя как знаково беспартийную, встающую над литераторскими склоками, объективную и даже респектабельную награду, победу стяжал Леонид Юзефович писатель спорный, со склонностью к конъюнктурным играм, но одаренный и обаятельный. Ему наследовал автор скандального, аляповатого и малограмотного «Господина Гексоцена» Александр Проханов: «нацбест» дыхнул изрядная часть литераторского зажала носы. Третью премию снискали Александр Гаррос и Николай Евдокимов за по-детски наивную, злую и «прикольную» компьютерную «Головоломку» раздражение сменилось скукой. Нынче Торжествует В<еликий> П<исатель> З<емли> Р<усской>, чье увенчанное лаврами творение (сборник «ДПП (nn)» «Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда» М., «Эксмо») было кисловато встречено даже заядлыми фанатами Пелевина, но зато получило благословение нескольких почтенных литераторов, тщательно пестующих свою актуальность и либеральность.
Волей малого жюри (последний более, чем сомнительный букеровский лауреат Рубен Давид Гонсалес Гальего, прошлогодний «нацбестовский» тандем Гаррос Евдокимов, телеведущая Тина Канделаки, актриса Ксения Раппопорт, издатель Проханова Александр Иванов и начальник «культурной секции» системы «Коммерсант» Алексей Тарханов) Пелевин оттеснил своих конкурентов, выброшенных в свет «голосовательной машиной» жюри большого. Скорбит Андрей Тургенев (Вячеслав Курицын), чей импортно ласковый «Месяц Аркашон» (СПб., «Амфора») лидировал в шорт-листе. Скорбит ловкий сценарист Александр Червинский, соорудивший «Шишкин лес» (СПБ., «Амфора») из пряных и скучных сплетен о повсеместно обэкраненном артистическо-вельможном семействе. Скорбят средняя почвенная писательница Вера Галактионова («Крылатый дом» М., «Андреевский флаг») и мистический графоман Илья Масодов («Черти» Kolonna Publications). Надо надеяться, что не скорбит Валентин Распутин как ни слаба его надрывная повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» («Наш современник», 2003, № 11), она надиктована живой болью, тревогой, печалью (пусть и отравленными идеологической истерией) и в отдельных фрагментах напоминает о настоящем Распутине, которому, разумеется, нечего делать на глумливом нацбестовском шоу.
При нашем премиальном раздолье, полезно было бы завести еще одну награду за самую нелепую премию. Сколь ни колоритен «Нацбест», я совсем не уверен, что венец достанется именно его держателям. На минувшей неделе объявлен список соискателей вручаемой во второй раз премии «Ясная Поляна». Там могучий осанистый спонсор (Samsung Electronics), неизменное респектабельное жюри, высокодуховные номинации (грубо говоря, 20 000 долларов за шедевр, 10 000 за ошеломительный дебют). И презабавные (неведомо кем и по каким параметрам выдвинутые) соискатели. Например, за большую премию будут бороться Василий Аксенов («В поисках жанра»), Василий Белов («Привычное дело»), Борис Екимов («Холюшино подворье»), Олег Ермаков («Афганские рассказы»), Владимир Крупин («Живая вода»), Михаил Рощин («Шура и Просвирняк»), то есть сочинения появившиеся в 1960-х, 70-х, 80-х годах и вошедшие если не в школьные, то в вузовские учебники. Конкуренцию им составят как славные авторы недавних книг (Олеся Николаева, Асар Эппель), так и невидимые творцы неведомых шедевров, вроде Игоря Иванова-Радкевича, впрочем, уже номинировавшегося на яснополянскую премию в прошлом году. Не хуже обстоит дело и с дебютантами, в числе которых мы видим не только литераторов без имен, но и Светлану Василенко («Шамара»), Олега Павлова («Казенная сказка»), Антона Уткина («Хоровод») Писаны эти весьма достойные вещи давно, дебютом ни «Шамара», ни «Казенная сказка» не были, вниманием критики не обойдены (романы Павлова и Уткина попадали в букеровские шорт-листы). По мне, так яснополянская «благородно консервативная» история стоит забубенного ультрасовременного «нацбеста» поди реши, что смешней и тоскливей.
31/05/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]