[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


По одну сторону баррикады

Встреча с почти любой новоизданной книгой вызывает у меня стандартную реакцию: А где редактор? Особенно тошно, если яркое сочинение подпорчено равнодушием, небрежностью, бездумьем издательской машины. Или если молодой писатель (исследователь), нуждавшийся в помощи, ее не получил и явлен публике «как есть». Вообще-то вдумчивый строгий оценщик потребен любому литератору. (Сужу по себе. Печатаюсь с 1979 года.) Но, как правило, его нет. Есть фамилия в выходных данных.

Антологию «О редактировании и редакторах» (М.: «НЛО») выстроил Аркадий Эммануилович Мильчин. Не буду исчислять заслуги главного редактора издательства «Книга» его лучших времен (1970–80-е). Лучше всего их суммируют случайные (к слову пришлись) реплики двух профессионалов, знающих А. Э. только по текстам. Первая: Мильчин? — Это же наш Лихачев! Вторая о «Справочнике издателя и автора» (итоговая — на сегодня — версия много лет совершенствовавшегося пособия; в соавторстве с Л. К. Чельцовой): Наша Библия! С продолжением: Мы спрашиваем макетчиков, знают ли слово «мильчин».

В 1944 году студент Московского полиграфического института стал собирать печатные свидетельства о редакторском деле. Об отношениях с авторами. О необходимой и/или вредной правке текста. О технике работы с рукописями… Эта коллекция и превратилась в захватывающую книгу. Хотя открывает антологию фрагмент Горациевой «Науки поэзии», большинство ее сюжетов разыгрывается в советскую эпоху — эпоху редакторов. Среди них были истинные подвижники. (Прекрасно, что читатель встретится не только с легендарными командами Маршака и Твардовского, но и с достойными благодарной памяти, хотя куда менее восславленными редакторами — Юрием Овсянниковым, Виктором Фогельсоном, Львом Шубиным… Кстати, грех будет за моим поколением филологов, коли не расскажем, какую роль в нашем формировании сыграли редакция языка и литературы «Советской энциклопедии» и та же «Книга»!) А рядом были персонажи щедринские… Впрочем, в авторском стане дело обстояло так же. Не профессия определяет лицо. Нынешняя аннигиляция издательской культуры не отрицание, а следствие советчины. Восстановление редакторского профессионализма (неотделимого от личного чувства к писателям, словесности, языку, верстке, иллюстрациям, указателям, колонтитулам) не шаг назад, а единственный способ противостояния дикости. Как «идеологической», так и попсовой.

Предисловие антологии завершается (как и быть должно) благодарностями. Первая — дочери. Которой благодарен отнюдь не только отец. 26 мая Вере Мильчиной будет вручена Новая Пушкинская премия. В 1836 году, оспоривая оголтелого галлофоба, Пушкин исчислял истинно великих французских писателей — первым из современников он назвал Шатобриана. Мильчина переводила и комментировала его эссеистику и «Замогильные записки» (1995). Ее тщанием нынешнему русскому читателю открылся удивительный писатель-мыслитель. Равно как и его современники — мадам де Сталь (здесь особенно важна книга «Десять лет в изгнании», 2003) и Бенжамен Констан («Проза о любви», 2006). А еще — раритетные сочинения Бальзака, Жорж Санд, Нодье, французские письма Суворова и трактат Тютчева, книга маркиза Кюстина «Россия в 1839 году» (освобожденная полным переводом и богатейшим комментарием — написан в соавторстве с А. Л. Осповатом — от скандальной ауры), незаурядные труды французских историков и культурологов ХХ века… Среди героев Мильчиной важное место занимают русские европейцы — Чаадаев, Александр Тургенев, князь Петр Козловский. Книга «Россия и Франция. Дипломаты, литераторы, шпионы» (2004), равно радуя основательностью историка, остроумием и блеском слога, должна почитаться сильным лекарством от галлофобии. (Страдают ей, увы, не только патентованные дураки.) Наверно, так можно наречь и все литературное дело нового лауреата.

Баррикады разделяют не «авторов» и «редакторов», а людей культуры и чести и тех, для кого слова эти — звук пустой. Потому показалось нужным сцепить два бодрящих сюжета. И добавить напоследок: один из самых живых и приметных «молодых» литературных обозревателей Константин Мильчин — внук Аркадия Эммануиловича и сын Веры Аркадьевны.

Андрей Немзер

20/05/11


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]