[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Как в Греции
От одного списка книг, выпущенных «Новым литературным обозрением» за последние два месяца, голова идет кругом. Здесь есть все как в Греции. Кажется, только музыка пока не вошла в зону внимания издательства, но, уверен, за ней дело не станет. Правда, среди новинок нет книг о моде, запахах и гастрономии, но в этих сферах заслуги «НЛО» и так бесспорны. О прочем судите сами.
Серия Historia Rossica приросла переводами содержательных работ Сеймура Беккера «Миф о русском дворянстве. Дворянство и привилегии последнего периода императорской России» и Ричарда С. Уортмана «Властители и судии. Развитие правового сознания в императорской России». (Книга эта, на мой взгляд, куда содержательнее, чем прославившие автора «Сценарии власти», первый том которых в русском переводе был выпущен «О. Г. И.».) В серии «Очерки визуальности» появились «Девяносто девять писем о живописи» архитектора Александра Раппопорта. Вне этой серии «Мос-Анджелес», коллекция баек (искусствоведческих, культурологических и бытовых) другого знатока архитектурных, умственных и прочих мод, автора культовой «Культуры 2» Владимира Паперного. Для киноманов заведена серия «Кинотексты», где вышли «Хроника чувств» немецкого режиссера Александра Клюге, собрание статей любимца «НЛО» Михаила Ямпольского «Язык тело случай: Кинематограф и поиски смысла» и «Ларс фон Триер: контрольные работы» (записи бесед Антона Долина с прославленным датчанином, его актерами и знакомцами, к которым приклеен сценарий фильма «Догвиль»).
Все, кто интересуется русским «культурным бытом» конца XIX начала XX столетий, с пользой прочтут очерки Александра Амфитеатрова (18621938), некогда популярного романиста и безусловно отменного журналиста, что в эмиграции отдал обильную дань мемуарному жанру. Амфитеатров писал обо всем, что видел, а видел он многое и многих. На страницах двухтомника, подвижнически собранного Абрамом Рейтблатом (Амфитеатров печатался в разных газетах, а цельную книгу воспоминаний писать собирался, но передумал) и названного «Жизнь человека, неудобного для себя и для других», можно найти портреты Чайковского, Льва Толстого, Суворина, Чехова, а также персонажей безвестных, но по-своему выражающих дух и вкус времени. Двухтомник естественно вписывается в выходящую под кураторством Рейтблата серию «Россия в мемуарах», где едва ли не каждая книга становится отрадным событием.
Прихотливые взаимоотношения Нины Петровской и Валерия Брюсова теперь можно постигать не только по брюсовскому роману «Огненный ангел», где символистский любовный треугольник (Андрей Белый Петровская Брюсов) запечатлен на эффектном фоне позднесредневековой Германии, гениальному мемуару Ходасевича «Конец Ренаты» (там впервые роман был дешифрован, а прототипы названы) и ряду ценных статей, но и по первоисточнику переписке Петровской и Брюсова за 19041913 годы, подготовленной и скрупулезно откомментированной Александром Лавровым и Николаем Богомоловым.
С серии «Научная библиотека» когда-то начинались книжные подвиги «НЛО» (прежде был только одноименный журнал) ее очередным (уже 46-м!) томом стал сборник того же Николая Богомолова «От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии». О Пушкине здесь одна статья, о Кибирове две (впрочем, работа о «Пласте Галича» в стихах Кибирова дорогого стоит), к коим прибавлены заметки о Венедикте Ерофееве и Бродском. В отдельный блок сгруппированы работы о Высоцком, Галиче и прочей «авторской песне». Пишет Богомолов в основном о русском модернизме, сочетая страсть (и высокую квалификацию) «архивного сыщика» с глубоким вниманием к смыслу поэтического слова. Читая (перечитывая) работы общего плана (об интеллигентском и антиинтеллигентском началах в русской культуре рубежа позапрошлого и прошлого веков), этюды о поэтических перекличках (Брюсов и Пастернак, Мандельштам и Гумилев) или совсем частные «заметки о русском модернизме», я думал об одном об «Истории русской литературы эпохи модернизма», которую мог бы написать Богомолов. Да вообще-то, и должен бы.
То есть, конечно, никому Николай Алексеевич ничего не должен. Принято считать, что время наше предполагает не заскорузлые «истории», а «проекты» совсем «других» историй. В том числе творящейся на глазах. Характерный пример «Девять измерений. Антология новейшей русской поэзии», призванная убедить нас, что виршетворство в России переживает невиданный подъем. Девять поэтов (и примкнувший к ним критик Илья Кукулин инициатор и вдохновитель всех «нлошных» свершений в пространствах «актуальной литературы») представляют свои команды по семь младых пиитов в каждой. 7х10 = 70. Ну-ка, навскидку назовите 70 одновременно живших (в любую эпоху) и значимых поэтов. Мне слабо. (Даже если речь идет о рубеже 192030-х, переходя к четвертому десятку стихотворцев, попадаешь в кунсткамеру.) А вы говорите: «негативная идентичность»!
«Негативная идентичность» (современного русского социума) заглавная и сквозная тема статей социолога Льва Гудкова, что составили огроменный том. В рекомендациях Гудков не нуждается, круг его тем очерчен четко (национальные символы и фобии, «чеченский тупик», «русский неотрадиционализм», антисемитизм, кризис образования и т. п.), идеологическая ангажированность видна невооруженным глазом, а многие точные и жесткие диагнозы в конечном счете работают на укрепление той самой «негативной идентичности», которую автор справедливо считает одной из главных бед России и современной русской культуры. Поэтому соседство гудковских инвектив и шапкозакидательской поэтической антологии, как говорится, «производит глубокое ».
О главных удачах «НЛО» в работе с живой современной словесностью романе Марины Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» («Сказки НЛО») и сборнике прозы Евгения Шкловского «Фата-моргана» будет говорено особо.
22/06/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]