[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Лавры для воительницы
«Рассказчиком года» признана Ирина Полянская
Шестерка финалистов четвертой премии Юрия Казакова выглядела весьма достойно угадать лауреата в таком случае трудно. На награду обоснованно претендовали Афанасий Мамедов («Письмо от Ларисы В.» «Дружба народов» № 9), Сергей Солоух («Метаморфозы» «Знамя» № 12), Юрий Горюхин («Канцелярский клей Августа Мебиуса» «Бельские просторы» № 11), Дмитрий Притула («Счастливый день» «Нева» № 9). И хотя рассказ маститого Владимира Маканина «Могут ли демократы написать гимн» («Новый мир» № 10) мне лично решительно не нравится (как и все прочие опусы, составившие сенильно-эротический цикл «Высокая-высокая луна»), должно признать, что и у этого сочинения есть поклонники. (Искренние или нет вопрос отдельный.) Получила, однако, премию Ирина Полянская («Утюжок и мороженое» «Знамя» № 1), а решение жюри было встречено литературной публикой, собравшейся на церемонию в музее Цветаевой, с нескрываемым энтузиазмом. Что бывает не так уж часто.
«Утюжок и мороженое» рассказ очень «полянский». Жестко (а если честно безжалостно) прописанная психология героев-мучеников, осязаемость деталей (хоть игрушечного утюжка, из-за которого рухнул «уютный» детский мир, хоть мороженого, которое так и не досталось бабушке, зря выпрашивавшей денежку у не раз преданной ею внучки-героини-рассказчицы), энергия экономно выстроенного, но при этом многоходового сюжета, открытость для разных символических прочтений И глубокое, властно подчиняющее себе читателя чувство обиды. Обиды, формально говоря, «по мелкому поводу» (у кого же семья идеальная? у кого же детство счастливое?), а в сущности на злую ущербность всей этой жизни, которая изо всех сил претворяется прекрасной. А на самом деле А на самом деле невыносима, лжива, безжалостна. Чем спокойнее и красивее ведется повествование (а Полянская пишет именно с такой установкой), тем сильнее неизживаемая обида. Чем мучительнее боль, тем ощутимей гармоническая точность композиции и кристальная ясность слога. Красота не спасает, но позволяет держаться битве с черным мороком бытия битве, которую много лет ведет Ирина Полянская.
Так было всегда. В ранних работах. В романах последнего десятилетия «музыкальном» («Прохождение тени»), кинематографическом («Читающая вода») и «историческом» («Горизонт событий»). В книге рассказов «Путь стрелы» (М., «МК-Периодика», 2003; серия «Современная библиотека для чтения»), где немало рассказов не менее горьких и красивых, чем «Утюжок и мороженое».
Учрежденная четыре года назад журналом «Новый мир» и Благотворительным резервным фондом премия Юрия Казакова должна увенчивать автора лучшего рассказа года. Трудно сказать, насколько «Утюжок и мороженое» лучше «Метаморфоз» Солоуха или «Письма Ларисы В.» Мамедова, прочих рассказов Полянской («Условность», «Жизель», «Снимок», «Дикий виноград» и так далее, по «пути стрелы»), работ, не попавших в шорт-лист «казаковки» (главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский сетовал, что жюри обошло Антона Уткина но обошло оно еще и Марину Вишневецкую, Нину Горланову, Александра Хургина, Евгения Шкловского ). Всякий выбор одного текста спорен. Бесспорно другое: Ирина Полянская сильный, бесстрашный и верный себе писатель, давно и прочно завоевавший признательность читательского сообщества. Ее умную и безжалостную прозу можно не любить нельзя отрицать мужество и мастерство автора. Поэтому награждение Полянской не только закономерно, но и радостно. Жюри, возглавляемое Русланом Киреевым (литераторы Михаил Бутов, Дмитрий Быков, Михаил Эдельштейн, банкир Александр Лебедев), могло принять другие достойные решения и все же сделало лучший выбор. Потому что тексты текстами (если, конечно, это не муляжи), а есть еще личность, судьба, путь писателя. Без которых, впрочем, не было бы прозы Полянской в том числе рассказа «Утюжок и мороженое».
19/01/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]