[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Памяти А. И. Журавлевой
После тяжелой болезни, не дожив нескольких дней до 71 года, умерла Анна Ивановна Журавлева, профессор филологического факультета МГУ, незаурядный истолкователь русской литературы XIX века, человек, в котором органически сочетались глубокое и радостное понимание искусства, сердечная доброта и твердое благородство.
Более четырех десятилетий героем исследований А. И. оставался Лермонтов. Первая работа о нем «Лермонтов и Достоевский» увидела свет в 1964 году, последняя и по-настоящему итоговая книга «Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики», в 2002-м. Даже из двух этих названий видно, что А. И. стремилась увидеть и запечатлеть автора «Демона» и «Героя нашего времени» не изолированным гением, но одним из строителей того неповторимого космоса, что зовется русской классикой. Потому для нее были равно важны сюжеты, в которых союз «и» соединял Лермонтова с его современниками (Жуковским, Баратынским, Шевыревым, Хомяковым) и наследниками (Некрасовым, Достоевским, Тургеневым). Потому написанный А. И. Журавлевой в соавторстве с ее учителем В. Н. Турбиным лермонтовский «семинарий для заочников» (1967) выходил далеко за рамки вспомогательной «методички». Потому ее статья «Лермонтов и русская поэзия» заняла весьма важное место в сложном ансамбле «Лермонтовской энциклопедии» (1981). Потому «вместо послесловия» в книге о Лермонтове появилось емкое, концептуальное и отчетливо личное размышление «Русская классика как национальная мифология».
Другим избранником А. И. был создатель нашего национального театра. Ему посвящена прекрасная и, уверен, до сей поры непревзойденная монография «А. Н. Островский комедиограф» (1981). Идеи этого исследования получили развитие в дальнейших работах, в том числе в яркой и свободной «книге для учителя» «Театр А. Н. Островского» (1986; написана в соавторстве с мужем А. И., поэтом Вс. Н. Некрасовым). «Портретируя» многоцветные и многоплановые комедии Островского, аккуратно, но твердо отделяя великого художника от нацепленного на него мундира обличителя «темного царства», позволяя увидеть, как в театральном мире Островского преображаются мотивы и интонации народной словесности и высокой литературы, А. И. все время вела речь о той трезвой, но просветляющей правде, что надиктовала «Бедность не порок» и «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес» и «Горячее сердце» (глава об этой «народной сатирической комедии» написана в полном соответствии с ее духом, выраженным заглавьем). «Разумеется, и некоторые герои пьес Островского погибают < > И все-таки можно сказать, что дело героев Островского быт, быт как бытие, как способ жить, а не погибать в мире».
Занимаясь Островским, А. И. подготовила два бесспорно «прорывных» издания сочинений его литературных сопутников. В 1980-м году вышел том «Эстетики и критики» Аполлона Григорьева: его состав и вступительная статья освобождали «органическую критику» ненавистника любых схем и теорий от спрямляющих интерпретаций (как подтягивающих Григорьева к «революционным демократам», так и превращающих его живое, клокочущее, не равное себе «почвенничество» в апологию застоя). В 1984-м появилась антология «Русская драма эпохи А. Н. Островского» из-под спуда забвения и презрения были извлечены пьесы В. А. Соллогуба, А. А. Потехина, И. Е. Чернышева, Д. В. Аверкиева (в том числе стяжавшая в свою пору грандиозный успех «Каширская старина»), Н. Я. Соловьева, П. М. Невежина.
И последнее, но, кажется, самое важное. У Анны Ивановны, преподававшей в МГУ с 1970 года, всегда было много учеников. Кто-то занимался в ее семинарах действительно «журавлевскими» темами, кто-то коли судить формально, «сторонними»; кто-то писал под руководством А. И. курсовые и дипломы, кто-то (позднее) диссертации. По-разному складывались судьбы и карьеры «семинаристов», в разной мере научный почерк А. И. сказался на работах дипломников и аспирантов, но, кажется, чувство человеческой благодарности никого из них (из нас) не оставило и не оставит. Анна Ивановна была удивительно светлым человеком светлая ей память.
Андрей Немзер
10/06/09