win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Не вчера, так завтра

Названы соискатели «яснополянских» наград

Существующая второй год премия «Ясная Поляна» (спонсор — компания Samsung Electronics) верна себе. О причудливом (мягко говоря) списке соискателей наград в 20 000 и 10 000 долларов (соответственно за «Выдающееся художественное произведение русской литературы» и «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы»), где давным-давно написанные и широко известные сочинения соседствуют с абсолютно таинственными опытами мало кому ведомых авторов, уже было рассказано (см. «Время новостей» от 31 мая). Теперь неизменное жюри под председательством прозаика Анатолия Кима (директор яснополянского музея-заповедника Владимир Толстой, критики Лев Аннинский и Игорь Золотусский) сделало выбор. Несколько припозднившись — к 9 сентября обещали назвать лауреатов, а получили мы пока только шорт-листы (определение и награждение победителей отодвинулось на 21 сентября). Но о сроках ли толковать при той мутной неразберихе, что сопровождает корейско-толстовскую награду с момента ее рождения?

Из 19 неизвестно кем и по каким принципам номинированных произведений, что боролись за «большую» премию, жюри выделило четыре: «Афганские рассказы» Олега Ермакова (в прошлом году шорт-лист украшал лишь один из них), «Золотые притчи Ходжи Насреддина» Тимура Зульфикарова, роман Александра Кузнецова-Тулянина «Язычник» (единственная свежая вещь, что попала в поле зрения судей) и книгу Бориса Тарасова «Паскаль». Почти уверен, что награжден будет Ермаков — писатель, подававший большие надежды на рубеже 80–90-х и не слишком радовавший в последние годы тех, кто его некогда высоко ценил (я из их числа). Что такая награда похожа на милостыню и, по сути, унижает художника, членам жюри в голову не приходит. Ну да, в прошлом году они отметили Виктора Лихоносова за сочинение с еще более почтенным стажем.

Соискателей-«дебютантов» тоже четверо (было девять), и история здесь похожая. Правда, некоторую интригу в сюжет вносят имена Рустама Гусейнова (роман «Ибо прежнее прошло») и Елены Крюковой (роман «Блаженная»). Не хочется думать, что эти неизвестно откуда возникшие литераторы (может, и даровитые, но так тщательно скрывшие свои книги, что их никто, кроме жюри, не заметил) оказались востребованными лишь для заполнения «национальной» и «женской» квот. Соблазн, однако, велик. Особенно если рядом с ними видишь Антона Уткина, чей роман «Хоровод» был написан в 1996 году, энергично и приязненно обсуждался критиками, вошел в букеровский шорт-лист и неплохо по сей день помнится. В прошлом году «Хоровод» уже выдвигался на яснополянский приз — видимо, за год он получшал. (Такое обычно случается с коньяками, а не с романами.) Ситуация ровно та же, что с Ермаковым. Если, конечно, Уткина не вытеснит автор цикла рассказов «Осенняя женщина» Александр Яковлев, весьма амбициозный, обидчивый и скучный правдолюбец из «Литературной газеты», которого вот уж лет десять стараются выдать за значительного писателя.

Глядя на соискательские списки «Ясной Поляны» (хоть длинные, хоть короткие), можно сделать лишь один вывод: любовь свободна — рано или поздно все претенденты будут награждены. Если, конечно, Samsung Electronics не найдет своим деньгам другого применения.

10/09/04


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]