[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Не последняя рубашка
Издательство «Время» выпустило первый роман Евгения Гришковца
Кто не слышал Евгения Гришковца (не видел его на театральных подмостках), наверняка хоть что-то о Гришковце слышал. Еще бы. Новая сказка о Золушке. Был тихий провинциал. Жил то ли в Сибири, то ли в Калининграде. Что-то писал, что-то произносил со сцены. И вдруг выяснилось, что без него такого обычного и такого обаятельного не могут обойтись задымленные клубы и чопорные фестивали. Что негромким историям о заурядных с каждым может случиться событиях мягко улыбаются решившие оттянуться вечерком клерки и закормленные зубры театральной критики, студенты в рваных джинсах и солидные господа с сигарами. Причем кто-то слезу ненароком смахивает, а кто-то своего умиления и не прячет. Что все билеты проданы. Что дело не в премиях, приглашениях, ученых суждениях знатоков и щебете легкокрылых поклонниц (хотя все это имеют место), не в заслуженной награде, а в самой истории. Вернее, многих одновременных историях, где рассказчик важнее событий, а интонация дороже самых что ни на есть «натуральных» (Петрушевская обзавидуется) речевых находок. Расскажи еще что-нибудь и Гришковец рассказывает.
Теперь вот роман написал. Или давно написал, а сейчас просто из тумбочки вынул. Вынул, отнес в издательство «Время» (поскольку издательство «Одновременно» пока не просматривается), получил тираж. Презентация в «Москве» самом деловитом и оборотистом столичном книжном магазине. Презентация в «Билингве» милом, забубенном притоне умников. Книжку будут читать, потому что ее рассказал Гришковец. Называется она «Рубашка». Могла бы называться «Счастье». Или «Призрак счастья». Но оба гипотетических варианта заглавья слишком высокопарны и категоричны. Со счастьем всегда вопросы. С рубашками (любимой белой в начале истории, розовой под занавес, на завтрашний день), впрочем, тоже.
Вроде бы ничего не происходит. Да и как что-то может случиться, если свалилась на человека любовь. Если надо позвонить Ей у Прекрасной Дамы нет и не может быть имени. Услышать голос, добиться встречи, сказать (не сказать) самое главное. А тут дела. Друг из Родного города приезжает (у друга есть имя Максим, Макс, но лучше, наверно, звать его просто Другом). На объекте какие-то дурацкие накладки. (Наш герой, чтоб вы знали, архитектор. Помните, как Бунин рычал на молодого Катаева: «Когда же ваш декоратор расписывает декорации?» Так вот у Гришковца профессиональные мотивы отработаны заедет герой на объект, утихомирит рабочих, пожурит помощника, а потом осчастливит его одобряющим телефонным звонком.) Постричься среди бела дня приспичило. Да к тому же за героем (помните: это не артист-писатель Гришковец, а архитектор Саша) неуклонно движется таинственный «Мерседес». Даже когда герой бросает машину (колесо проколол) и ныряет в метро, преследователь не отстает. Детектив. А вы говорите, что ничего не происходит. А рестораны, бары, кафе? А телефонные перепалки и взаимоспасительные беседы с другом? А достойная Голливуда авария, едва не оборвавшая все сюжетные нити? А новые и новые звонки Ей, сорвавшееся свидание и кто бы мог подумать свидание, отложенное самим архитектором? Пожалуй, что многовато событий для одного дня, хотя ничего так и не произошло. Или произошло?
Временами героя одолевает дремота, и он проваливается в иные реальности. Ведет кораблик сквозь арктические льды идет выручать затерявшееся судно, где капитаном лучший друг из Родного города, Макс. Он будет спасен. А на неизвестной войне Саша и Макс, дав команду солдатам отступать, остаются у флага. «Наступающие стали стрелять. Пули засвистели. Какие-то впивались в мешки с песком, какие-то пролетали совсем близко Мы стреляли Макс редко, прицельно и точно, я короткими очередями »
Тинейджерские сны грустного удачника, добивающего сороковник? Но тогда, быть может, и печальный осанистый преследователь из «Мерседеса», Ее былой спутник, решивший следить за нежданным невзрачным соперником, тоже приснился? Может, и Макс не приезжал, и жена его не бросила, и намерением перебраться в Москву друг из Родного города с Сашей не делился? И все говорливые бармены, сварливые водилы, упертые работяги суть только миражи большого города. Когда-то пугающего и спорого на обиды, теперь обжитого, бестолкового и уютного, как своя квартира, где ждет тебя рубашка на завтрашний день. Последняя из стираных-глаженых, но розовая. Хуже белой, но к твидовому пиджаку пойдет. И к встрече с Ней тоже.
А Она-то есть? Или привиделась вместе с ледовой ночью, последним боем, автомобильной катастрофой, расколотым фонариком и роскошным портфелем, который Макс повсюду забывал, чтобы в итоге выбросить? Или вся история этой невероятной любви была очередным туром игры в «Эрнестов» частого развлечения Саши и Макса? Знакомство в баре (клубе) с элегантной дамой (дамами), доверительная беседа, скрытая теплота, зримая борьба с растущим соблазном, расставание (лучше под дождем и снегом). И у той, что отбывает на такси в хмурую обыденность, «должно остаться ощущение каких-то нереализованных возможностей и мысль: «Вот ведь, оказывается, как бывает! Вот, оказывается, какие бывают мужчины». Держащие последний рубеж, идущие на SOS, раненные жизнью, но рожденные в рубашке. И твидовом пиджаке.
Подобно обычным тинэйджерам, тинэйджеры, которым под (за) сорок, делятся на две группы. Одни (здесь всех представительней Виктор Пелевин) точно знают, что мир это большая лажа, что тебя непременно кинут, что все удачи, во-первых, дурно пахнут, а во-вторых, рано или поздно обнаруживают свою фантомальность, и единственное спасение рывок в блаженную пустоту. Другие, не хуже первых зная цену шершавости, колючести и нервности земного бытия (ох, не стоит стричься, коли не можешь сразу же принять душ!), ловят свой кайф от прелестных мелочей (кола со льдом и лимоном, сигара, шейный платок, коктейль), рады обманываться, с удовольствием смотрят цветные сны и верят, что ледяные громады, вражеские полчища, богатые соперники и рабочие неурядицы не так страшны, как их малюют. Друг добрался до родичей и спит без задних ног, помощник облагодетельствован, соперника немного жаль, Она ждет завтрашнего (уже сегодняшнего) звонка, а розовая рубашка грядущих приключений.
Все будет. И не важно, в каком из Родных городов ты сейчас обитаешь, когда отправишься покорять Москву (совсем не страшную), сколько у тебя денег, архитектор ты, клерк или врач скорой помощи. Все будет. Фестивали, премьеры, автографы, гастроли, презентации в «Москве» и «Билингве» Ведь у Гришковца такого же, как все мы получилось. А если что не так, то выпрыгнуть из этой лажи успеем.
28/04/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]