[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
По военной дороге
К столетию Аркадия Гайдара
Посмертная судьба Аркадия Гайдара сложилась на загляденье счастливо. Его любили все. Для официоза Гайдар был образцовым советским писателем, мощным пропагандистским символом, олицетворением великого прошлого (и сам в пятнадцать лет командовал полком, и «тимуровцы» не чета нынешним были), водителем в те светлые времена, когда «не будет уже у нас рабочих и крестьян. Все и во всем будут равны. Но Красная Армия останется еще надолго. И только когда сметут волны революции все границы, а вместе с ними погибнет последний провокатор, последний шпион и враг счастливого народа, тогда и все песни будут ничьи, а просто и звонко человеческие» («Судьба барабанщика»).
Начальство начальством, но и либеральная интеллигенция Гайдара жаловала. Для тех, кто намеревался вернуться к настоящей украденной у народа сталинскими перерожденцами святой революции, пестовал легенды о мудром ленинском прищуре, горячем сердце железного Феликса и комиссарах прямых потомках Дон Кихота, чистоглазый мальчик из Арзамаса был, конечно, своим. Как Маяковский, Багрицкий, Бабель Их каннибальская свирепость частью игнорировалась, частью же прочитывалась как юношеский (взрослеть удел мещан и карьеристов) максимализм, порой перехлестывающий через край (что ж, время было такое), но в глубине своей неотделимый от самого что ни на есть расгуманного гуманизма. Их ранние смерти способствовали канонизации навеки молодых героев самоубийство, роковой недуг, репрессии, гибель в бою виделись вариациями одного сюжета. Их интернационализм мыслился предвестьем вселенской гармонии даже в первой половине 90-х, негодуя на «вдруг» повсеместно обнаружившуюся национальную озабоченность, люди, прекрасно знавшие цену советской фальши, ностальгировали по «стране Гайдара», где за «жидыхание» (пережиток прошлого или просто глупость) мигом давали в морду.
Но и те, кто от иллюзий отказывался, с Гайдаром расставаться не хотели. Нет, конечно, не образцово показательный Тимур, но чудесный веселый и строгий Алька «Военной тайны» (просто мальчик просто жалко), но гармония «Голубой чашки», но потешное обаяние Чука и Гека Не могла же советская власть полностью подчинить себе жизнь было, было что-то живое и доброе и в наших потемках! Да, Гайдар рассказывал сказки с большевистским прицелом, но учили-то они самому нужному мужеству, товариществу, честности, доброте. И потом мы ведь не какие-нибудь одержимые идеологи: искусство есть искусство, детство есть детство, приключения всегда приключения. Вот ведь какой саспенс в «Судьбе барабанщика» жуть берет.
Берет. Так берет, что кажется, будто за правильной советской историей о мальчишке, охмуренном ловкими негодяями, но сумевшем после многих ошибок выстоять в неравном поединке, прячется нечто совсем другое Ну да, не мог же Гайдар в 37-м году прямо писать о каждодневных исчезновениях людей, о сиротах, обреченных отрекаться от отцов, в одночасье ставших «врагами народа», о мучительном страхе, схватившем людские души. Прямо не мог написал косвенно: сюжет упаковка, благодушный финал жанровый бантик, нарастающий ужас суть. Гайдар, конечно, не антисоветчик и даже не потенциальный оппозиционер, но это даже лучше: бессознательно (что художественному эффекту только споспешествует) он воплотил саму «материю» всепроницающего кошмара, зловещей ночи, что неуклонно наступает на юного барабанщика. И на читателя, отождествляющего себя с героем, такого же растерянного, в чем-нибудь да виноватого, не соответствующего идеалам, а стало быть не достойного простой счастливой жизни.
Все пройдет. Мудрая советская власть простит и выручит. Сережа застрелит старого бандита лишь мгновением раньше, чем шагнут из засады уже во всем разобравшиеся слуги народа из НКВД. Отец-растратчик (зря у нас не сажают) искупит свою вину: оступившись случайно (поддавшись искусу «легкой мирной жизни»), он остался настоящим солдатом, а значит, его можно выпустить на волю досрочно. Пусть набедокурили Чук и Гек, будет им и папа, и таежная красавица-елка, и Новый год. Как будет Новый год для тех, кто защищал и штурмовал снежную крепость, в то время как ошибочно похороненный капитан Максимов, папа «генерала» Саши, даст могучий залп по врагам-белофиннам. (Не надо верить паникерским телеграммам; разберутся сообщат.) Как будет счастливый вечер у вернувшихся домой, к маме Марусе, героев «Голубой чашки», которые ее вовсе не разбивали. Все будет хорошо требования жанра совпадают с требованиями ЦК. Но музыка, танцы, шутки, смех (хоть в зимнем антураже, хоть в летнем) не смогут заглушить того скрипящего, шипящего, темного, муторного страха, что предшествовал временному празднику. И остался навсегда.
Война рядом. Не сегодня (хотя Гайдар пишет ясно: в Монголии, Польше, Финляндии идут настоящие бои), так завтра. Не война, так шпионы, диверсанты, вредители, недобитки. Из всех щелей, со всех сторон. Не спать. Не расслабляться. Жизнь «совсем хорошая» скоро кончится. Эй, вставайте! крикнул всадник. Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию. Так и будет. Вслед за полковником Александровым и капитаном Максимовым умирать пойдут Тимур и Саша Максимов. Они подтянут докторского внучка Колю Колокольчикова, собьют спесь с Гейки и дурь с девчонок, перевоспитают Квакина и даже Фигуру (который окажется своим в доску Васькой), но все равно найдется изменник Мальчиш-Плохиш. Он и сейчас где-то рядом в веселой толпе, шуршащей конфетными обертками и хрустящей яблоками. Как и старые бандиты, рвачи, жулики. Вроде бы тихая публика, но на любую гадость готова. Только зазевайся летит в агнца Альку тяжелый камень. И поставили над могилой большой красный флаг. Как в Алькиной сказке. А пройдут пионеры салют Мальчишу!
Чем шумней праздник, чем ласковей солнце, чем веселей дети разных народов, чем краше дворцы, вырастающие на месте взорванных часовен, чем уверенней голоса мудрых командиров и начальников, тем ближе час «военной тайны», тем острее тревога, тем крепче предчувствие неизбежной беды. Приснился Геку странный сон/ Как будто страшный Турворон/ Плюет слюной, как кипятком,/ Грозит железным кулаком. // Кругом пожар! В снегу следы!/ Идут солдатские ряды./ И волокут из дальних мест/ Кривой фашистский флаг и крест.
Гайдар, как и многие из «рожденных революцией», ждал войны. Последней. Единственной великой из тех, что знала история. Освобождающей от страха, в котором слились разные чувства надежда на самореализацию (должно же вновь прийти «веселое время», когда я по-настоящему пригожусь); давняя смутная вина (дневниковая запись: «Снились люди, убитые мною в детстве»), требующая оправдания «великим делом»; естественный испуг от царящего в стране террора; вера в то, что до вожделенного коммунизма можно дойти только по военной дороге; наконец, само изматывающее ожидание «последнего похода», усталость от страхов, жажда ясности.
В сентябре 41-го Гайдар остался в окруженном Киеве и вступил в партизанский отряд. Его смерть в бою (26 октября) невозможно счесть случайной. Те, кто находит особый смак в переживании кошмаров, рано или поздно приходят к формуле, лишь внешне противоречащей, их страсти: лучше любой конец, чем ужас без конца. Похоже, Гайдар еще долго будет оставаться актуальным (а то и модным) писателем.
22/01/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]