[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Достоевский бессмертен! И Булгаков тоже!
Было время литераторские дневники и письма пылились на антресолях, сиротливо поджидая встречи с каким-нибудь охочим до старых бумаг доцентом. Было, да сплыло. Так, к счастью, при светлом солнце прогресса и свободы сходит на нет любая косная дурь, до поры прикрывавшаяся пышными словесами, вроде культурной традиции, вкуса или чего только не придумывали замшелые мракобесы! стыда. Не вместно большому (других нет!) современному художнику ждать каких-то там публикаторов-комментаторов! Плоха надежда. Вот письма Фета (был такой поэт то ли второго, то ли третьего ряда) сто с лишком лет в архивах пролежали. Теперь их зачем-то на свет извлекли. (Находят же себе крохоборы-доценты любые дела только бы мной, волшебным, не заниматься!). И кто, скажите на милость, читать их будет? Кому и стихи-то ихнего Фета нужны после Мандельштама, Бродского и в моем присутствии? Нет уж, дудки. Сам себя не похвалишь (не истолкуешь, не пропиаришь) ходишь, как оплеванный. Получите «Дневник писателя» и «Выбранные места из переписки с друзьями» в одном флаконе.
Пришел ответ X. Я в своем письме, среди прочего, упомянул немецкую аспирантку, которой писать обо мне показалось слишком сложно: я лучше напишу о Достоевском. «О Достоевском и вправду легче он, как ни смешно это звучит, куда как наивней, чем Ваша проза, знающая о многом, о чем Достоевский не догадывался», ответил X
Относясь с уважением и приязнью к фигурантам этого сюжета, опускаю имена (писательское на титуле книги, выпущенной самым интеллектуальным нашим издательством; фамилию филолога-утешителя его корреспондент называет). Но и проигнорировать эту жутковатую комедию мочи нет. Уж больно выразительно характеризует она наши новые литературные нравы, прочно укорененные в недавнем прошлом.
Конечно, кичливое (и наивное вот здесь это слово к месту) упоение величием своей «современности» присуще всем эпохам. Но золотая его пора советчина. На любой ее стадии, включая позднюю, когда «все» (далеко не все, но это другая увлекательная история!) классики были дозволены и в «правильном виде» возведены на пьедесталы. Их издавали, «проходили» в школах, изучали в академических институтах и на университетских кафедрах, истолковывали не токмо в ученых трудах, но и в популярных книгах, статьях, брошюрах. Где неизменно указывалось, что Толстой того-то и сего-то не понял, Тургенев был тем-то и сем-то ограничен, Некрасов (Гончаров, Лесков, Тютчев и прочие Сухово-Кобылины) там-то и сям-то колебались, а уж Гоголь с Достоевским при всем нашем безмерном ими восхищении, конечно! были вообще как бы это сказать ну, ошибались они непростительно хотя мы, великодушные, их все-таки прощаем. И никто из них (даже Пушкин, предъявлять претензии к которому с определенного момента стало не положено) не овладел единственно верным творческим методом, предполагающим, знамо дело, живейшее разнообразие стилей, жанров и приемов Имя этому всепобеждающему методу нет, не постмодернизм (как вы подумали), а социалистический реализм. А потому заниматься надо Горьким, Леоновым, Фединым и их законными наследниками, чьи творения знают о многом, о чем Достоевский наивный, ограниченный, не читавший «Материализм и эмпириокритицизм» не догадывался.
Если б так мыслили только холуи совписовского генералитета! Но, увы, сходные верования владели тогдашними прогрессистами. Нет, они не Маркова с Сартаковым (помните таких тружеников пера?) на лире воспевали. Они вдохновенно, культурно, научно (когда «ученость» в виде ссылок на Бахтина и Лотмана стала привлекать интеллигентную публику) объясняли, как много знает проза Окуджавы и Распутина, Битова и Шукшина, Трифонова и Аксенова (пока тот не оказался за пределами социалистического реализма то есть советской территории). Ну, и Бондарева тоже. Надо же кость бросить, а Бондарев все не Анатолий Иванов. Они про сказ сказки рассказывали, мифотворчество мифологизировали, орнаменты на орнаментальной прозе вышивали, в национальные мирообразы вникали, кто пришел, смотрели Гордо зная, что современная литература самое хлебное дело. Или самое актуальное, перспективное, социально значимое, рискованное. На линии огня. Не то что «классические» тылы.
Если кто-то вычитает здесь неприязнь к изучению русской словесности второй половины ХХ начала XXI веков, то пусть успокоится. Дело важное сам им по мере сил занимаюсь. Только Достоевский (плохую диссертацию о котором, действительно, написать просто компилируй на здоровье!) тут не при чем. Знал он, конечно, не все (как и Толстой, Пушкин, Шекспир), но побольше наших мастеров эпистолярного жанра. Коим стоило бы перечесть диалог Коровьева с гражданкой в белых носочках, случившийся на пороге писательского ресторана.
Андрей Немзер
25/11/11