[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Трудно первые сто лет
«Русский Букер» открыл новый сезон. Выдержав обусловленную экономическими трудностями годовую паузу, наша старейшая независимая литературная премия вступает в третье десятилетие. Это много важнее, чем гадательные результаты очередного ристалища романистов и те нелицеприятные суждения о литературном сегодня, перспективах старомодного жанра, нравах культурного сообщества и, конечно же, несправедливом (иначе быть не может!) выборе жюри, которыми будет оркестрирован новый виток букеровской истории. По новейшим российским меркам длинной. Это и существенно.
Премия меняла спонсоров, организаторов (в Букеровском комитете, кажется, не осталось никого из его членов первого призыва), некоторые процедурные правила (например, порядок номинирования, временные рамки премиальных сезонов). Прирастала параллельными наградами (существовала с 1992 по 2000 год Малая Букеровская премия, измысленная анонимным спонсором, как выяснилось при ее конце Френсисом Грином; с 2004 года функционирует «Студенческий Букер»). Плодила конкурентов (не только блаженной памяти «Антибукер», но и многие иные здравствующие и сгинувшие литературные премии моделировали и позиционировали себя в полемике со «старшим братом»). Не говорю уж о судьях (изначально в жюри можно было угодить лишь однажды; несколько лет назад ввели поправку, дозволяющую бывшему «рядовому» арбитру вновь помотать себе нервы в председательском кресле) и лауреатах (дважды букеровских лавров пока никто не стяжал, хотя писаного запрета на то нет). Букер мутировал и оставался собой. Начало весны представление жюри. Рубеж июня-июля оглашение длинного списка (в первый год он оставался тайной, потом довольно долго состоял из всех номинантов, в последнее время ограничен 24 сочинениями). Октябрь список короткий («шестерка», хотя правила дозволяют обойтись даже «тройкой», но такое случилось лишь однажды, в 1995-м, когда бесспорному лидеру, автору «Генерала и его армии» Георгию Владимову надо было подыскать условных «соперников», а денежное поощрение соискателей еще не практиковалось). Начало декабря (под приятный шум книжной ярмарки non/fiction) финал. С непременным яростным разбором полета, как правило, заглушающим рукоплескания сочувственников свежего лауреата.
За двадцать лет на премию, давным-давно изобретенную англичанинами-мудрецами (чтоб работе помочь! чтоб люди книги читали!) и пересаженную в 1991 году на русскую почву незабвенным сэром Майклом Кейном, было выплеснуто великое множество укоризн. Справедливых и абсурдных. Корректных и вздорных. Полезных (кое-какие выкрики из зала букеровскими кураторами учитывались) и вредных. Основанных на вполне конкретных реальных фактах и высосанных конспирологами-затейниками из собственных пальцев. Временами повторяющихся и счастливо всеми забытых. Сам по этой части отметился далеко не раз. И не зарекаюсь, что больше никогда браниться не буду. (Уже пробовал увы, ничего не вышло. Характер менять поздно, а профессию почему-то тоже не получается.) А вот сейчас каркать совсем не тянет. Во-первых, вдруг повзрослевший Букер явит невиданную доселе объективность. (Иначе говоря: судьи начнут год за годом возводить на пьедестал исключительно тех романистов, что любезны моему сердцу.) Во-вторых же, отнюдь не забыв многочисленные букеровские пригорки и ручейки, всякий раз, стоит задуматься о нашей романной премии, как всплывает название чудесной книги (1963) выдающегося лингвиста М. В. Панова «И все-таки она хорошая». Это о запутанной, издевательской, с трудом дающейся не токмо чужестранцам, но и очень многим из нас (и наших детей) русской орфографии. Все равно хорошая. Русская букеровская премия почти такая же.
Потому что не забыть радости от ее появления. Все вокруг пасмурно твердят (заливисто кричат), что живая литература больше никому не нужна, а тут премия! Большая! С почтенной родословной! Приохотившая англоязычную публику к чтению! И выбирать (а не назначать!) лауреата будут не унылые чиновники (союзписательские начальники), а эксперты, знатоки, люди, любящие словесность! То-то заживем! И другие радости отлично помнятся. Победа в первый букеровский год Марка Харитонова («Линии судьбы, или Сундучок Милашевича»), превзошедшего именитых Людмилу Петрушевскую, Фридриха Горенштейна, Владимира Маканина, Владимира Сорокина, и ошеломленная реплика модной о ту пору сочинительницы Он из какой тусовки?, на которую можно было гордо и честно ответить: не из какой! Торжество великого романа «Генерал и его армия». Первый прорыв к букеровским высотам «молодого» прозаика в 1999 году автору взявшего лавры романа «Свобода» (по-моему, прекрасного, и сейчас достойного читательского внимания!) Михаилу Бутову было всего 35 лет! А идеальный выбор двух «Букеров десятилетия» Владимов и Александр Чудаков («Ложится мгла на старые ступени»)! А безукоризненность всех присуждений Малой Букеровской премии! Остановлюсь, хотя мог бы и еще несколько бодрящих сюжетов назвать. То ли еще будет! Анекдот про английский газон помните? Трудно первые сто лет, а «Русскому Букеру» всего двадцать.
P. S. Новым спонсором премии стал банк «Глобэкс». Увеличен призовой фонд: победитель получит полтора миллиона рублей, финалисты по 150 тысяч. Букеровский комитет возглавил британский дипломат Дэвид Гауэн, в 20002003 гг. министр (заместитель посла) Соединенного королевства в Москве. Нелегкое бремя председателя жюри 2012 года понесет критик Самуил Лурье (СПб.), вместе с ним будут выявлять лучший роман генеральный директор фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик и режиссер Павел Санаев, прозаик Роман Сенчин.
Андрей Немзер
16/03/12