[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Баку против Питера
Объявлен короткий список соискателей премии «Букер Открытая Россия»
Оглашение шорт-листа премии за русский «роман года» началось с печальной ноты. Председатель жюри прозаик, историк, соредактор журнала «Звезда» сообщил, что две недели назад скончался Михаил Панин, чей роман «Камикадзе» виделся многим (в том числе и вашему обозревателю см. «Время новостей» от 3 июля) одним из самых достойных претендентов на букеровские лавры. На фоне смерти толки о литературных наградах кажутся невыносимой пошлостью, но все же безвременный уход замечательного и отнюдь не избалованного критикой прозаика, как раз в тот момент, когда ему наконец-то улыбнулась фортуна, отзывается особой печалью. Гордин напомнил известную сентенцию «Покойные государи российские воли не имеют» по уставу премии, не имеют букеровских прав и умершие писатели. Тем больше хочется, чтобы остроумные, человечные и внутренне свободные романы Панина «Труп твоего врага» и «Камикадзе» нашли себе издателей. Уверен, что за читателями дело не станет.
Итак, Панин в шорт-лист не вошел. Не сбылись и некоторые иные предположения, выдвигавшиеся после объявления длинного списка. В итоге борьбу за Букера продолжат: Наталья Галкина («Вилла Рено» «Нева», 2003, №№ 13), Рубен Давид Гонсалес Гальего («Белое на черном» СПб, «Лимбус Пресс», 2003), Леонид Зорин («Юпитер» «Знамя», 2002, № 12), Афанасий Мамедов («Фрау Шрам» «Дружба народов», 2002, №№ 89), Елена Чижова («Лавра» «Звезда», 2002, №№ 79), Леонид Юзефович («Казороза» М., «ЗебраЕ», 2003).
Отметим специфические черты списка как целого. Члены жюри (критики Ирина Роднянская и Николай Александров, поэт и издатель Максим Амелин, пианист Николай Петров) четко проговорили свои приоритеты: роман должен быть серьезным (что вовсе не означает «занудным» или «публицистическим»). Позиция привлекает и по существу, и той отчетливостью, с которой она была сформулирована (в моде сейчас совсем иные песни, и члены судейской бригады сознательно вызвали огонь на себя). Беда, однако, в том, что серьезность (равно как и художественность) материя гадательная. Так, совсем неплохо относясь к радикально переработанному варианту «Казорозы» (первая версия появилась много лет назад), я никак не могу усмотреть в нем какой-либо проблемности, философичности или экзистенциальности.
Судьи констатировали, что в нынешнем шорт-листе журнальные публикации превалируют над книжными (четыре против двух). По-моему, это не значит ровным счетом ничего, кроме желания отмстить неразумным хазарам, то есть оголтелым журналоборцам, хоронящим повременные издания по всякому поводу и без оного. Лучшие журнальные публикации теперь все чаще быстро обретают книжное обличье это замечательно. Какие-то опусы приходят к читателю, минуя журнальное сито тоже хорошо. Могу ли я представить себе «Казорозу» Юзефовича и «Белое на черном» Гонсалеса Гальего в «Знамени» или «Новом мире»? Вполне. Так о чем речь?
Занятнее другая статистика: решительный рывок питерцев (три позиции из шести), что, наверно, будет увязано с пропиской председателя жюри. (Между прочим, когда в 1999 году судейскую коллегию возглавлял петербургский филолог Константин Азадовский, ничего подобного не было.) Дабы не возлетать на политические высоты (то есть не проваливаться в болото доморощенной конспирологии), укажем на куда более занятный географический мотив: в шорт-лист попали два бакинца давным-давно покинувший свою малую родину Леонид Зорин и перебравшийся в Москву в новейшие времена сравнительно молодой Афанасий Мамедов, смысловым центром всей прозы которого (включая роман «Фрау Шрам») является Баку, бакинские традиции, парадоксы, конфликты страшная бакинская боль. Между прочим именно эти романы, на мой взгляд, и являются настоящими претендентами на премию. (Специально для искателей подтекстов: в Баку я, увы, никогда не был.)
Что же до остальных соискателей, то их прорыв мне не слишком понятен. Страшная автобиографическая книга Гонсалеса Гальего мощный образчик литературы non fiction (речь в ней идет о мытарствах тяжело больного ребенка), но числить ее романом можно лишь с очень большой натяжкой. (Сходная история случилась в 1998 году, когда в шорт-лист попала исповедь неискушенной в словесных тонкостях Александры Чистяковой.) Оценивая шансы Елены Чижовой, я предполагал, что внимание члена жюри Ирины Роднянской к проблематике «Лавры» (судьба церковной неофитки) недостаточное основание для какого-либо премирования. Я ошибся, но остаюсь при своем мнении: новомирская рецензия Роднянской кажется куда более крупным духовным явлением, чем пухлый роман Чижовой. Да и написана она лучше. Удержусь от каких-либо суждений о «Вилле Рено» Натальи Галкиной, но, если премируют этот роман, сильно удивлюсь. (Думаю, именно здесь сыграл «питерский» фактор: редактору «Звезды» было неловко не расшаркнуться перед конкурирующей фирмой, то есть «Невой».) О «Казарозе» сказано выше.
Некоторые лакуны по-своему интереснее, чем список. Конечно, будет много шума в связи с пролетом «Орфографии» Дмитрия Быкова. Не являясь поклонником этого романа (см. «Время новостей» от 17 апреля), я все же предполагал положительное решение жюри. Что ж, могу понять и тех, кто Быкова защищал (не надо быть ясновидцем, чтобы представить, как спорили об «Орфографии» в совещательной комнате), и тех, кто счел его увесистый роман легковесным и удивительно безответственным. Есть в этом решении элемент политики? Есть. Но не постоянно играющему в политические игры Быкову на такой поворот событий жаловаться. Мне досадно, что вне букериады оказался роман С. Витицкого (Бориса Стругацкого) «Бессильные мира сего» (см. «Время новостей» от 25 апреля) и особенно «Год обмана» Андрея Геласимова (см. «Время новостей» от 19 февраля). Должно быть, на Стругацком лопнула «питерская квота», а Геласимов был сочтен излишне заласканным в прошлом году (повесть «Жажда» вошла в шорт-листы премий Белкина и Аполлона Григорьева). Недоброжелателей у элегантного и умного прозаика больше чем достаточно. (Например, упомянутый выше Дмитрий Быков, что клеймил прозу Геласимова в «Новом мире» с истерическим захлебом, являющим беспримесную ненависть.) Ничего, автора «Года обмана» с ног не собьешь в «Октябре» (№ 9) опубликован его новый (и не похожий на прежние) роман «Рахиль», который без внимания точно не останется.
Итак, из шести претендентов мне по сердцу двое. Это не мало треть. И главное: «Юпитер» Зорина и «Фрау Шрам» Мамедова действительно серьезные, благородные и великолепно выстроенные романы. Кто победит патриарх или «молодой»? История актера, слившегося с одним из самых зловещих фигурантов мировой истории и провалившимся в небытие, или трагедия чудесного и обезображенного города, слитая с трагедией беглеца и изгоя? Не знаю. И допускаю любые странности. Но в поединке Баку и Питера я ставлю на Баку.
03/10/03
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]