[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
История, отраженная в человеке
Завершено собрание сочинений Ю. М. Лотмана
Летом 1994 года издательство «Искусство СПб.» выпустило «Беседы о русской культуре» последнюю книгу Юрия Михайловича Лотмана. Сам великий ученый издания не дождался он умер 28 октября 1993 года. Над «Беседами », сложившимися на основе телевизионных лекций Ю. М. и его классических работ, Лотман работал, борясь с тяжелым недугом ему было важно завершить этот труд, при всем богатстве материала и ошеломляющей концептуальной энергии обращенный к самым широким читательским кругам. «Беседы » заканчиваются очень «лотмановским» признанием: «История, отраженная в одном человеке, в его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества. Они отражаются друг в друге и познаются друг через друга. Если настоящая книга внушит читателю хотя бы малую степень этого чувства, автор будет считать свою работу не напрасной».
Мы слышим здесь живой человеческий голос. Кому-то памятный по счастливому времени личного общения с Ю. М., кому-то по телевизионным «Беседам ». Однако я уверен, что расслышит его и человек, не видавший Лотмана даже на экране. Дело тут не в «популярном жанре» скорее напротив, именно потому, что всякая работа Ю. М. полнилась серьезным и интимным чувством, строящим и окрашивающим его гибкую, яркую и свободную интонацию, он со зримым удовольствием занимался тем, что называют «популяризаторством». Или просвещением. Или «Воспитанием души».
Так называется новый том, которым издательство «Искусство СПб.» завершило весьма проблематичную девять лет назад, но все же состоявшуюся серию трудов Лотмана: за «Беседами » последовали «Пушкин» (1995), «О поэтах и поэзии» (1996), «Карамзин» (1997), «О русской литературе» (1997), «Об искусстве» (1998), «Семиосфера» (2000), «История и типология русской культуры» (2002). Нынешняя книга девятая. В нее вошли воспоминания Ю. М (или, по его самоироничному определению, «не-мемуары»), газетные статьи, ответы на анкеты, интервью, сценарий несостоявшегося телевизионного фильма «В мире пушкинской поэзии. Изобразительные искусства глазами Пушкина», заявка на сценарий фильма о (по) «Капитанской дочке (как же грустно, что никогда и никто не встретится с этим «художественно-методическим экспериментом»! заявку Ю. М. писал в 1983 году вотще) и первоначальный вариант «Бесед » ставшая теперь письменной импровизационная речь Лотмана. «Кольцевая» композиция собрания сочинений (впрочем, без соответствующего титула и нумерации томов) сложилась, разумеется, в достаточной мере случайно, но в ней есть большой смысл. Отдавший всю жизнь преподаванию, создавший неповторимую научно-педагогическую школу (речь идет о здравствующей кафедре русской литературы Тартуского университета), обретавший и оттачивающий, по его собственному признанию, научные идеи, в первую очередь, на лекциях и семинарах, Ю. М. был учителем не в меньшей степени, чем ученым. Недаром он много раз повторял, что работать в «популярном» ключе имеют право только настоящие мастера. Недаром тревога о снижающемся уровне как школьного, так и университетского преподавания гуманитарных дисциплин лейтмотив того, что можно назвать «публицистикой» Лотмана. Недаром с такой любовью вспоминал Ю. М. в «Не-мемуарах» и статье «Двойной портрет» своих великих наставников Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Г. А. Гуковского, В. Я. Проппа, М. К. Азадовского. Недаром одна из самых глубоких его работ статья «Николай Иванович Мордовченко. Заметки о творческой индивидуальности ученого». Короткая перенасыщенная мыслью работа, посвященная Н. И. Мордовченко, учителю Ю. М., скончавшемуся молодым и свершившему, увы, далеко не все, к чему был предназначен, опубликована тридцать лет назад в специальном издании (саратовский «Историографический сборник») и с тех пор не переиздавалась. Новая книга исправляет печальную оплошность, и уже за одно это достойна многих хвал. Не от одних «историков филологической науки», но от всех, для кого слова «традиция» и «культура» не стали пустым звуком.
В газетной заметке нет возможности даже эскизно охарактеризовать то интеллектуальное богатство, что можно извлечь из «Воспитания души». Наверно, в этом и нужды нет. Достаточно напомнить о том, что у Лотмана в самом что ни на есть «сиюминутном» публицистическом тексте (вроде напутствия новому набору тартуских студентов) скрыто клокочут большие теоретические идеи, а сверхакадемичные труды полнятся гражданским и человеческим содержанием. Разумеется, доступно это при соответствующем настрое «воспитуемой души». Учение есть со-творчество. Великие учителя отнюдь не застрахованы от квазиучеников, будь то эпигонствующие попугаи или закомплексованные и мстительные борцы с «устаревшим каноном».
В далеком 1967 году (советская власть кичливо юбилеилась, коллекционируя «свои достижения»), Ю. М., отвечая на вопрос казенной анкеты, писал о необходимости издания «достаточно обширных собраний сочинений наиболее выдающихся из ушедших уже советских литературоведов» «это необходимо и для оздоровления нравственной атмосферы в науке, для отделения книг-однодневок от подлинных исследований». За миновавшие три с половиной десятилетия сделано в этой области не так уж мало, но далеко не все, что нужно. Скажем, работы Н. И. Мордовченко так и не переизданы, труды иных замечательных филологов републикованы в недостаточном объеме, а в некоторых случаях (к сожалению, это характерно для наших дней) «подготовлены» просто халтурно. Комментированные же издания можно буквально счесть на пальцах. Несвободен от огрехов и наш девятитомник (комментария нет вовсе; есть библиографические погрешности, а в некоторых книгах опущены сведения о первых публикациях; спорны композиционные принципы). И все же огромный массив текстов Лотмана собран и доступен, тома сопровождаются значимыми статьями серьезных ученых, проведена текстологическая работа, особенно трудная в отношении поздних работ, записанных под диктовку Ю. М., и его устных выступлений (телеверсия «Бесед »). Издание вряд ли состоялось бы без деятельного участия наследников Ю. М., его ближайшего друга и первого биографа профессора Б. Ф. Егорова, тартуских учеников Лотмана и их учеников. Последний том здесь особенно показателен: подготовкой текста занимались тартуанцы Татьяна Кузовкина и Роман Войтехович, научный редактор книги профессор Любовь Киселева, ныне возглавляющая «кафедру Лотмана». Ее тонкой и проникновенной статьей «Ю. М. Лотман собеседник: общение как воспитание» завершается книга, а с ней и собрание, подготовка которого (как и сохранение памяти и традиций Ю. М. вообще) много лет была жизненно важным делом замечательного историка литературы, лектора, организатора научной жизни настоящей ученицы Лотмана.
А вообще-то ничего не кончилось. В конце сентября в Тарту пройдут очередные Пушкинские чтения, возникшие по мысли Ю. М. Да и комментированный Лотман, равно как и научная биография великого ученого, рано или поздно появится.
29/08/03
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]