Осип Брик
В ПРОИЗВОДСТВО!
Родченко был беспредметником. Стал конструктивистом и производственником. Не на словах, а на деле.
Есть художники – они быстро усвоили модный жаргон конструктивизма. Вместо «композиция» говорят «конструкция»; вместо «писать» – «оформлять»; вместо «творить» – «строить». Но делают все то же: картинки, пейзажики, портретики.
Есть другие – эти не пишут картинок, работают в производстве, тоже толкуют о матерьяле, о фактуре, о конструкции, но выходит опять-таки стародавнее украшательство, прикладничество, петушки и цветочки или кружки и черточки.
И еще есть – они и картинок не пишут, и в производстве не работают, они «творчески познают» «вечные законы» цвета и формы. Для них реальный мир вещей не существует, им нет до него никакого дела. С высоты своих мистических прозрений они презрительно глядят на всякого, кто профанирует «святые догмы» художества работой в производстве или другой области материальной культуры.
Родченко – не таков. Родченко понимает, что не в абстрактном познавании цвета и формы задача художника, а в уменье практически разрешить любое заданье на оформленье конкретной вещи. Родченко знает, что нет раз навсегда данных законов конструирования, а что каждое новое заданье надо решать по-новому, исходя из условий вот этого индивидуального случая.
Родченко знает, что, сидя у себя в мастерской, ничего не сделаешь, что надо идти в реальную работу, нести свой организаторский дар туда, где он нужен, – в производство.
Многие, взглянув на работу Родченко, скажут: «Какой же тут конструктивизм? Чем он отличается от прикладничества»? На это отвечу: прикладник украшает вещь, Родченко ее оформляет. Прикладник рассматривает вещь, как точку приложения своей орнаментальной композиции. Родченко видит в вещи подлежащий оформлению материал. Прикладнику нечего делать, если нельзя вещь украсить, – для Родченки полное отсутствие украшательства необходимое условие целесообразного построения вещи.
Не эстетические соображенья, а назначенье вещи определяет организацию ее цвета и формы.
Трудно приходится сейчас конструктивисту-производственнику.
Художники от него отворачиваются. Хозяйственники досадливо отмахиваются. Обыватель таращит глаза и испуганно шепчет: «футурист!»
Много надо выдержки и силы воли, чтобы не вернуться в тихое лоно канонизированного художества, не начать «творить», как художники «чистовики», или стряпать орнаменты для чашек и платков, или малевать картинки для уютных столовых и спален.
Родченко с пути не собьется. Ему плевать на художников и обывателей, а хозяйственников он прошибет и докажет им, что только производственно-конструктивный подход к вещи дает высшую квалификацию производству.
Конечно, это будет не скоро. Это будет тогда, когда на первый план выдвинется вопрос о «качестве»; а теперь, когда все сосредоточено на «количестве», о какой квалификации может быть речь!
Родченко терпелив. Он подождет, – пока он делает, что может: революционизирует вкус, расчищает почву для будущей не эстетической, а целесообразной материальной культуры.
Родченко прав. Всякому зрячему видно, что нет другого пути художеству, как в производство.
Пусть посмеиваются господа «чистовики», всучивая эстетствующим мещанам свои размалеванные холсты.
Пусть радуются «прикладнички», сбывая фабрикам и заводам «стильные орнаменты».
Пусть отплевывается обыватель от железной конструктивности родченковских построений.
Есть потребитель, которому не нужны ни картинки, ни орнаменты, который не боится железа и стали.
Этот потребитель – пролетариат. С его победой победит и конструктивизм.
ЛЕФ № , с. 105-108
В оформлении статьи использованы коллажи Е. Перемышлева, выполненные на основе работы А. Родченко «Портрет Лили Брик» и варианта обложки журнала «ЛЕФ» (шарж на О. Брика), оформленной А. Родченко, 1924
|