Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

Борис Эйхенбаум. Мой временник. Маршрут в бессмертие. М., «Аграф», 2001.

 

Давным-давно не пишут культурологическую прозу. Не то, чтобы к ней потеряли вкус – мандельштамовскую интеллектуальную заумь «цитата – цикада» цитируют без пощады, однако сами так писать неспособны. Фраза же Мандельштама до сих пор не рухнула, потому что ее конструкция, пусть странная и непривычная, обладает запасом прочности. Она чем-то сродни конструкции телебашни Шухова на Шаболовке, ажурной, чуть клонящейся и незыблемой.

Да, случались попытки повторить этот способ не столько письма, сколько мышления. Но легко заметить, даже точно рассчитанная проза Ю. Тынянова, внешне похожая на культурологическую, в неком смысле подделка, муляж, если угодно, симулякр – ибо не постулирует мысль, а имитирует ее движение. У Тынянова движется вовсе не мысль, а метафора, образ, работает эффектный художественный механизм (впрочем, слабосильный и неэффективный).

А дальше – неподдельная бутафория, сознательный розыгрыш, провокация, столь излюбленная А. Синявским. Вот картина культуры: Пушкин «на тоненьких ножках стрекулиста», скажет Абрам Терц. «И активный педераст Зощенко», добавит Юз Алешковский. Это весело, это забавно. Только – это – другая проза.

Прозу культурологическую, может быть, пытался писать Пушкин. И его рассуждение из «Путешествия в Арзрум» на тему, что же лучше – штыки, покоряющие Кавказ, или самовары, Кавказ цивилизующие, пусть опровергнуто текущей историей, не исчезнет, как факт словесности. Зато, почувствовав тяжесть такой работы, и Пушкин сошел к тому же – к стилизации, к интеллектуальной провокации (см. повести Белкина, от которых бился и ржал Баратынский, и над которыми обычно засыпают читатели).

Итак, не в виде укора, не в качестве исторического парадокса, скажу: среди немногих, кому удавалась культурологическая проза – Мандельштам, Б. Лившиц, Н.П. Анциферов, чуть позднее Лидия Гинзбург – и Борис Михайлович Эйхенбаум. А попытка его в одиночку создать то ли журнал, то ли альманах, где есть и «словесность», и «наука», и «критика», и «смесь», это более чем литературный труд. Заступая место группы авторов, уравнивая отдельного человека с культурной средой, он в каком-то смысле моделировал древнее соотношение: индивид и вселенная, микрокосм и макрокосм. Возможно, так он неявно хотел указать на свой интерес к гностицизму, зря ли свой уникальный труд «Мой временник» он начинает с родословной, с пересказа биографии деда, отринувшего путь традиционной еврейской учености и очарованного словесностью, хотя созданная им аллегорическая поэма о шахматной игре – та же ученость, лишь относящаяся к иной традиции.

Читать прозу Эйхенбаума – удовольствие и вправду изысканное. Хотя соседство с чистой беллетристикой того же автора – соседство отнюдь не на пользу. Роман «Маршрут в бессмертие» ни хорош, ни плох, просто он тоже относится к другой прозе. Сопротивление материала там подменено мягкой упругостью папье-маше, что вовсе не характерно для Эйхенбаума, этого «железного кузнечика», как называл его Виктор Шкловский, еще один непревзойденный мастер прозы культурологической.

 

К. Рюхин
Журнал «Библиоглобус»

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс