А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЛУКЬЯНОВ, Сергей Владимирович (1910-1965), актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1952). Лауреат Государственных премий СССР за 1951 и 1952 гг.
Родился 27 сентября 1910 года в селе Нижнем Донецкой области (ныне – Украина). Рос в шахтерской семье, сам учился в горнорудном училище и девять лет работал шахтером, одновременно занимался в кружке театральной самодеятельности. Талант самодеятельного артиста был настолько очевиден, что в 1929 г. после одного из спектаклей Лукьянову предложили попробовать себя на профессиональной сцене. В 1929-1931 гг. Лукьянов учился в студии при Харьковском театре им. Т.Г. Шевченко, в разные годы был актером Вседонецкого украинского (1929), Харьковского Краснозаводского театра (1929-1931), Архангельского областного им. М.В. Ломоносова и Омского ТЮЗа (1931-1942), Театра имени Евг. Вахтангова (1942-1955), Театра имени Маяковского (1955-1956), МХАТа имени М. Горького (1956-1963), Театра имени Евг. Вахтангова (1963-1965).
Человек легендарного темперамента, поразительно азартный, умудрявшийся любым делом заниматься с полной самоотдачей (даже на бильярде он играл до сердечных приступов), Лукьянов прославился своими ролями в театре, хотя за театральную работу – образ Егора Булычова в пьесе М. Горького – получил Государственную премию СССР уже после того, как был награжден Государственной премией за фильм «Кубанские казаки».
С роли председателя колхоза-миллионера Гордея Ворона, человека искреннего и пылкого, неспособного иногда сдерживать свои порывы и страсти, и началась слава Лукьянова-киноактера. Он замечательно вписался в стиль, который было бы вернее назвать не «соцреализмом» в кино, а «пырьевским реализмом». Здесь на фоне преувеличенно роскошных утопических декораций (один из художников фильма Ю. Пименов, как все бывшие «остовцы», тяготевший к декоративизму в живописи) разыгрывались страсти, может быть, и мелодраматически преувеличенные, но вполне вероятные, если вспомнить, что чувства копились все долгие годы войны, а послепобедная эйфория отразилась в различных областях жизни. В кубанке, в сапогах, в полувоенной одежде, с наборным кавказским ремешком, персонаж Лукьянова, заполнявший собой кадр, воплощал надежду на счастье – с такими людьми отстроится жизнь, вновь возникнут семьи, только такого может полюбить вдова, хранящая память о муже, не вернувшемся с фронта.
Совсем иной персонаж Бортников из фильма В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова», ему лишь предстоит медленное и мучительное вживание в жизнь. Этот человек, вышедший из госпиталя, словно закопченный, изможденный войной, опять должен собрать силы, чтобы бороться. Еще на просмотре кинопроб, во времена малокартинья мероприятии официальном, режиссер, очень высоко ценивший талант Лукьянова, заявил: хотя пробы явно неудачные, актер для главной роли есть.
В фильме И. Хейфица «Большая семья», где актер играет главу рабочей династии кораблестроителей, то есть роль возрастную, Лукьянов поражает искусством перевоплощения. Матвей Журбин – человек старый, однако не дряхлый, голос его подрагивает не от возраста, а от драматического разлада с самим собой, он уже не может работать разметчиком, не те глаза и не те руки. Но вот что поразительно – это и вправду руки старого человека, они уменьшились, как бы ужались, это не огромные кисти силача Гордея Ворона, это пальцы человека, привыкшего к заводским инструментам. В фильме И. Хейфица, отмеченном замечательными актерскими работами, масштаб игры Лукьянова совпадал с масштабом игры других, но там, где масштаб таланта или темперамент партнеров был несоизмерим с талантом и темпераментом Лукьянова, он попросту разрывал ткань повествования. Так получилось с фильмом «Капитанская дочка», где актер сыграл Пугачева. Гринев, герой О. Стриженова, не только по возрасту младше знаменитого бунтовщика, и опыт его много меньше, он суше по-человечески, куда неинтересней своего покровителя-душегуба. Школа чистой романтической игры, в которой воспитывался Стриженов, оказалась куда беднее актерской школы Лукьянова, смешивавшего разные психологические краски и переходившего из одного регистра игры в другой.
Каждый по-своему живы и убедительны полковник Афанасьев, все никак не могущий бросить курить, этот абсолютно положительный герой из фильма «Дело Румянцева», и оборотень Золотницкий, затаившийся со времен войны предатель, из фильма «Государственный преступник». Актер продемонстрировал здесь необычайно тонкую психологически игру: когда Золотницкого, маскировавшегося под честного человека, разоблачают, его скрытый облик вдруг проявляется через перемену легчайших теней на лице, мускулы затвердевают в маску. Это последняя роль, сыгранная актером в кино. Жизнь его оборвалась внезапно и неожиданно для всех. Он собирался репетировать роль Диона в пьесе Л. Зорина, постановки которой с таким трудом добился Театр имени Евг. Вахтангова. Уход актера предрешил и судьбу спектакля.
С.В. Лукьянов умер 1 марта 1965 года в Москве.
Евг. Перемышлев
Избранная фильмография
Поединок (1945)
Мальчик с окраины (1947)
Кубанские казаки (1950)
Донецкие шахтеры (1950)
Незабываемый 1919-й (1951)
Возвращение Василия Бортникова (1953)
Егор Булычов и другие, фильм-спектакль (1953)
Большая семья (1954)
Двенадцатая ночь (1955)
Дело Румянцева (1956)
Вихри враждебные (1956)
К Черному морю (1957)
Капитанская дочка (1958)
Олеко Дундич (1958)
Страницы рассказа (1958)
Фома Гордеев (1959)
Повесть пламенных лет (1960)
Мелодии Дунаевского (1963)
Государственный преступник (1964)
Литература
О. Айзенштат. Человек из народа. – «Театр», 1950, № 11.
А. Мацкин. «Егор Булычов» в театре им. Евг. Вахтангова. – «Театр», 1952, № 4.
Е. Ясколько. Дорогой современника. – «Театральная жизнь», 1962, № 10.
С. Дунина. С. Лукьянов. М., 1963.
Актеры советского кино. Выпуск 12. М., 1976.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
|