шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ИВАНОВ Всеволод Вячеславович (12 (24). II .1895, по другим источникам – 1892, поселок Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губернии – 15. VIII .1963, Москва) – советский прозаик, драматург.

Родился в семье сельского учителя. После обучения в начальной школе недолго посещал сельскохозяйственное училище, однако прервал учебу и отправился странствовать. Бродил по Сибири, Средней Азии, Уралу, сменил много занятий, в том числе был кассиром в балагане, сортировщиком на изумрудных копях, землекопом, цирковым актером, наборщиком, в период Гражданской войны Вс. Иванов служил в Красной гвардии, партизанил. Впрочем, многие сведения, почерпнутые из беллетризованных автобиографий, а также из художественной прозы, где жизнь и судьба Вс. Иванова намеренно мифологизированы, следует принимать с осторожностью – писатель впоследствии признавался, что сам не знает, где кончается действительность и начинается вымысел.

Пробы в области беллетристики и первые публикации относятся к 1915 г. Работая в походной типографии газеты «Вперед», издаваемой штабом верховного главнокомандующего А. В. Колчака, куда он поступил наборщиком, спасаясь от мобилизации, Вс. Иванов набрал и собственноручно отпечатал 30 экземпляров сборник «Рогульки» (1919), составленного из восьми наиболее удачных, по мнению автора, рассказов.

После возобновления начатой в 1916 г. и прерванной революцией и войнами переписки с А. М. Горьким, в 1921 г. Вс. Иванов по его личному вызову отправляется в Петроград, где, пользуясь горьковской поддержкой, входит в культурную среду и становится членом литературной группы «Серапионовы братья», предпочтя их пролеткультовцам, с которыми также сблизился. В этот период Вс. Иванов чрезвычайно много пишет и печатается, заняв лидирующие позиции в формирующейся советской литературе, так, самый первый номер журнала «Красная новь» открывался повестью «Партизаны» (1921), составившей вместе с повестями «Бронепоезд 14-69» и «Цветные ветра» (обе – 1922) сборник «Сопки. Партизанские повести» (1923), одну из первых книг, посвященных Гражданской войне. Для произведений этого периода, написанных в традициях орнаментальной прозы, характерны яркие краски, густое письмо с имитацией – вплоть до фонетики – народной речи, острые конфликты и психологическое напряжение, отдельные фрагменты близки верлибру, ритмизованной прозе.

Однако поиски выразительности, ведутся Вс. Ивановым, как правило, по нескольким направлениям. Так, в рассказе «Дитё» (1922) использован опыт европейской и американской новеллистики, сюжет строится на парадоксе: партизаны выхаживают ребенка, родителей которого, воевавших на стороне белых, они убили, а в качестве кормилицы берут киргизку, чьего собственного ребенка они уничтожили, чтобы молока хватило их питомцу. Повесть «Возвращение Будды» (опубл. – 1923) относится к области авантюрно-метафизической прозы, разрабатываемой Вс. Ивановым на протяжении всей жизни. Произведение предвосхитило мифологический роман второй половины XX в.: динамичный сюжет отступает на второй план, перипетии постепенного уничтожения статуи, национальной реликвии, которую везут, чтобы вернуть монголам, вырастают до масштабов развернутой символической картины. Повесть «Чудесные похождения портного Фокина» (1924), созданная в традициях «пикарескного романа», обращена к современности, иронические пассажи, рисующие недавних соратников по литературе, демонстрируют изменение авторской позиции. Написанный совместно с В. Б. Шкловским авантюрный роман «Иприт» (1925), выходивший отдельными выпусками, оказался неудачной попыткой выполнить социальный заказ на создание «красного Пинкертона».

Сборники «Гафир и Мариам», «Пустыня Тууб-Коя» (оба – 1926), «Дыхание пустыни» (1927) и др., объединили рассказы Вс. Иванова, где центральное место занимает восточная экзотика. Цикл «Тайное тайных» (1927), не полностью совпадающий с одноименным сборником, увидевшим свет в 1927 г., отметил очередную перемену в творчестве Вс. Иванова. Рассказы, выполненные в строгом и сдержанном стиле, открывают внутренний мир человека, где чувства и мысли еще не нашли оформления, отчего души героев темны, а поступки зачастую жестоки. Критики обвиняли писателя в иррационализме, следовании теориям А. Бергсона и З. Фрейда. За воспевание собственничества и мещанства разгрому подверглась и повесть «Особняк» (1928). Желанием защититься от критики и найти положительные примеры в социальной действительности отчасти продиктованы поездки Вс. Иванова по Закавказью и Туркмении, на основании впечатлений о которых созданы «Повести бригадира М. Н. Синицына, рассказанные им в дни первой пятилетки» и повесть «Путешествие в страну, которой еще нет» (обе – 1930).

Фантасмагория, разворачивающаяся в романе «Кремль» (1929-1930, полностью опубл. – 1990) в провинциальном городке, где церковная жизнь, ограничена стенами старинного кремля и противопоставлена жизни за его пределами, обретает мифологическое звучание, одним из действующих лиц становится семиглавый дракон, персонаж легенд и преданий. Действие романа «У» (1931-1933, полностью опубл. – 1988) происходит в Москве в период сноса храма Христа Спасителя. Сюжет романа фантомен, поступки героев, по сути, являются лишь поводом для псевдонаучных, иронических, сатирических и т.д. авторских отступлений. Во многих эпизодах прочитываются конкретные исторические обстоятельства, а некоторые персонажи имеют реальных прототипов из художественной среды. Эмблемой, указывающей на сложность романной стилистики, является название, трактуемое и как буква алфавита, и как алгебраический знак, и как междометие. Роман «Похождения факира» (1934-1935) повествует о странствиях героя, носящего имя и фамилию автора, однако это не подлинная, а «духовная» автобиография. Сюжетные перипетии можно рассматривать как этапы «путешествия по морю житейскому», тогда как цирк, с которым связаны отдельные эпизоды, выступает и моделью мироздания, и его смысловым центром. Сходным образом в романе «Пархоменко» (отд. изд. – 1939), посвященном герою Гражданской войны, биографические сведения преображены и приумножены авторской фантазией.

Во время Великой Отечественной войны Вс. Иванов в качестве военного корреспондента регулярно бывал на фронте, результатом чего стали многочисленные статьи и очерки, опубликованные в периодике. Созданный на военном материале роман «При взятии Берлина» (1945-1946) окрашен ложной патетикой, коллизии произведения надуманные и умозрительные. В тот же период Вс. Иванов создает роман «Эдесская святыня» (1946), эпизоды которого, посвященные восточной сатрапии конца первого тысячелетия, проецируются на советскую действительность. В 1944 г. задуман цикл «фантастических» повестей, работа над которым продлилась до конца 1950-х гг. Произведения из этого цикла либо рождают ассоциации с современностью, например, «Сизиф, сын Эола» (1944), либо в них чудесным образом сопрягается прошлое и настоящее, например, «Агасфер» (1944-1956). Примыкает к циклу рассказ «Медная лампа», где фантастический элемент отсутствует, хотя сюжет является вариацией сюжета о лампе Аладдина (1944-1956).

Из послевоенных работ следует выделить цикл воспоминаний «Встречи с М. Горьким» (1946), объединивший как написанные в 1930-х гг., так и новые очерки о человеке, активно повлиявшем на личность и судьбу Вс. Иванова. Очерки о поездке в 1948 г. по Средней Азии и Казахстану, публиковались в периодике, а затем были объединены в книгу «По родным местам» (1952). Попытка осмыслить прошлое предпринята в серии мемуарных очерков «История моих книг» (1957-1958), очередной фантазии Вс. Иванова на тему собственой биографии, преображающей факты и реалии не только ради занимательности, но и для того, чтобы оправдать либо перетолковать сомнительные эпизоды своей жизни, в частности, подчеркнуть высокую сознательность и революционность членов группы «Серапионовы братья». Очерковая книга «Хмель, или Навстречу осенним птицам» (1962) рассказывает о путешествии по Сибири, предпринятом Вс. Ивановым незадолго до смерти. В романе «Вулкан» (1962, опубл. – 1966) пересекаются два повествовательных плана: идеологическая борьба вокруг архитектурного наследия и «ордерной» архитектуры (прочитываемая как конфликт И. В. Жолтовского и последователей конструктивизма), осложненная личными отношениями и любовной драмой, сопряжена с историей взаимоотношений не умерших античных богов, также существующих по законам высоких чувств – ненависти, любви, вражды.

Незавершенным остался роман «Сокровища Александра Македонского» (1940-1962), в различных вариантах которого меняется не только подход к повествованию (авантюрный, сатирический, философский), но и персонажи, а также то, что разумеется под словом «сокровища». Кроме того, в творчестве Вс. Иванова большое место занимают произведения, оцененные автором как неудача и либо уничтоженные – роман «Северосталь» (1925), либо оставшиеся неопубликованными – романы «Багровый закат» (1930-е), «Проспект Ильича» (1942-1943) и др. Следует также отметить, что Вс. Иванов многократно перерабатывал и редактировал свои произведения, вплоть до радикальной переделки, зачастую ухудшая их по требованию редакторов и конъюнктуры, так, роман «Мы идем в Индию» (1954-1956) является вольной переработкой романа «Похождения факира», где сюжетные линии и подбор персонажей продиктованы желанием максимально его социологизировать.

Важное место в творчестве Вс. Иванова занимают и пьесы, в том числе «Бронепоезд 14-69» (1927), «Блокада» (1928), «Двенадцать молодцев из табакерки» (опубл. – 1936) «Ломоносов» (опубл. – 1953).

Произведения Вс. Иванова переведены на европейские и восточные языки, неоднократно экранизировались.

 

Е. Перемышлев

 

Сочинения

 

Всеволод Иванов. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1979.

Всеволод Иванов. Пьесы. М., 1979.

Всеволод Иванов. Кремль. У. М., 1990.

Всеволод Иванов. Дневники. М., 2001.

 

Литература

 

Всеволод Иванов – писатель и человек. М., 1975.

Иванова Т. Мои современники, какими я их знала. М., 1987.

Гладковская Л. А. Жизнелюбивый талант. Творческий путь Вс. Иванова. Л., 1988.

 

 

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс