шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

 

ГОЛЯВКИН, Виктор Владимирович (1929-2001), советский художник, прозаик, книжный график. Родился 31 августа 1929 года в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, были Т. Салахов и Т. Нариманбеков, впоследствии известные художники. Голявкин поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, он поступил в художественное училище в Сталинабаде, которое окончил с отличием в 1953 году. После годичной учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) Голявкин поступил в этот институт и окончил его в 1960 году с дипломом театрального художника.

В Ленинграде он стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений того периода опубликованы лишь в 1999-2000 годах).

Для голявкинских рассказов характерна причудливая игра со словом, когда разнообразные манипуляции, вплоть до смещения ударений (как в рассказе «Каково»), придают словам необычную пластику, они как бы текут, и такое «перетекание» зачастую и составляет весь сюжет. Его проза графична, в связи с ней уместно вспомнить о графике С.М. Эйзенштейна, который рисовал замкнутым контуром, и выдвинутом им в связи с этим понятием «омнипотентность».

Вышедшую наконец книгу рассказов для взрослых «Привет вам, птицы» (1968) и адресованный взрослым роман «Арфа и бокс» (1969) ждала одинаковая судьба, они были хорошо приняты читателями и не замечены критикой. О взрослой прозе Голявкина писали на редкость мало.

Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, увенчивается чаще всего парадоксальной острой концовкой. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 год рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика : именно как детского писателя уже в 1961 году Голявкина приняли в Союз писателей СССР.

О детях и для детей Голявкиным написано несколько книг. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать : «еще тот») . Современности посвящена и книга путевых заметок «Города и дети» (1967), которая стоит в творчестве писателя несколько особняком. Своеобразный цикл составили и произведения, рассказывающие о прошлом. Вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность этого человека особым образом : он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг – вовсе не героизм, а обязательное условие, «духовная необходимость» для такого рода людей. Повествование ведется от лица сына погибшего музыканта, который понимает, что отец его не как все. Повесть «Полосы на окнах» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, – герой взрослеет. Примерно об этом времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 году был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Голявкин – русский «сезанист»: уроки импрессионистов уже восприняты и по-своему использованы мастерами «Бубнового валета», его излюбленные теплые и звучные тона (среди красок преобладают кармин и охра) напоминают не столько о французских первоисточниках, сколько о южной школе живописи, например о творчестве раннего М.Сарьяна. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 году прошла персональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода приобретены Государственным Русским музеем.

Умер Голявкин 27 июля 2001 года в Петербурге.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Голявкин В. Тетрадки под дождем. Л., 1959

Голявкин В. Привет вам, птицы! Л., 1968

Шушковская Ф. Виктор Голявкин. Очерк творчества. – В кн.: О литературе для детей, вып. 23. Л., 1979

Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ… – В кн.: Голявкин В. Я жду вас всегда с интересом. М., 1980

Голявкин В. Большие скорости. Л., 1988

Голявкин В. Разрешите пройти. Л., 1992

Голявкин В. Болтуны. М., 1999

Перемышлев Е. Если следовать моему примеру, то начинать надо с бокса. Что-то вроде интервью с Виктором Голявкиным. – В кн.: Голявкин В. Знакомое лицо. СПб, 2000

 

Евг. Перемышлев

 

Виктор Голявкин о себе

 

Использована фотография В. Голявкина работы М. Красновой и рисунки В. Голявкина

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс