Илья Александрович Голосов (1883-1945), русский советский архитектор. После окончания Строгановского художественно-промышленного училища поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1912 г., получив звание архитектора. Еще во время учебы И. Голосов работал в мастерских таких известных мастеров как Л. Брайловский, А. Щусев, И. Грабарь и др. Его работы тех лет отличаются большим стилевым разнообразием.
С 1914 по 1917 г. И. Голосов, который был призван в армию, занимался строительством сооружений для тыловых частей. В 1918 г. И. Голосов поступил в архитектурную мастерскую Моссовета, которой в то время руководил И. Жолтовский – один из крупнейших представителей архитектурного неоклассицизма. Под его влиянием И. Голосов увлекся вопросами формообразования в архитектуре.
В этот период, работая в рамках классических канонов, И. Голосов широко использует ордерные формы, однако стремится предельно упростить их, избавляясь от деталей, служащих только для украшения, и пытаясь выявить те, что держат на себе архитектурную композицию. Архитектора все больше интересуют крупные объемы с простой геометрией, их сочетание и взаимодействие друг с другом.
И. Голосов полагал, что архитектурное сооружение непременно должно иметь некую доминанту – своеобразное композиционное ядро, вокруг которого концентрируется и которому подчиняется архитектурная масса, в свою очередь, организованная в соответствии с определенным четко заданным ритмом. Этот ритм, по мысли архитектора, представляет собой чередование масс и элементов различной ценности. Немалое значение, как считал И. Голосова, имеет и то, что монументальное сооружение непременно должно отражать дух эпохи, поэтому архитектура начала XX века должна обладать подчеркнутой динамикой, с легкостью воспринимаемой зрителем.
Свои идеи И. Голосов воплотил в конкурсном проекте Дворца труда (1922-1923), представляющем собой комплекс из нескольких зданий различного объема и формы, над которыми поднимается ступенчатый свод большого зала Дворца. Направление движения в ансамбле четко прослеживается.
Интерес к формообразованию в архитектуре, а также стремление уйти от избыточных деталей, выявить структуру здания привели И. Голосова к конструктивизму. С середины 1920-х гг. он создает множество проектов, выполненных в конструктивистском стиле. И. Голосов участвует в архитектурных конкурсах, неоднократно завоевывая первые премии. В своих проектах он сплавляет в единое целое крупные формы с простой геометрией (куб, параллелепипед и цилиндр), длинные плоскости фасадов разбивает переплетами окон, придавая зданиям легкость и элегантность. В духе конструктивизма И. Голосов создает проекты Дома текстилей (1925, совместно с Б. Улиничем), Русгерторга (1926), Электробанка (1926).
Помимо проектов деловых и промышленных зданий И. Голосов работает над большим числом проектов жилых и общественных сооружений нового социалистического типа, предназначенных для максимального освобождения рабочих от тягот быта. В частности, он, как и многие другие архитекторы, разрабатывал проекты жилкомбинатов, в которых, помещения, несущие бытовые (столовые, детские сады) и социальные функции (клубы, детские площадки) располагались отдельно от жилых корпусов, однако сообщались с ними системой переходов. Один из таких проектов – жилой комплекс в Иваново-Вознесенске (1929-1931), где пять четырехэтажных жилых корпусов соединены между собой и коммунальными корпусами крытыми переходами. В коммунальных корпусах располагаются клуб, столовая, детские сады. В проекте предусмотрены также стадион и спортивные площадки. Проект не был воплощен до конца, так, отсутствуют в нем вынесенные на фасад архитектором переходы, которые связывали бы жилые корпуса.
Другой проект жилого комбината И. Голосов подал на конкурс типового проекта жилкомбината в Сталинграде. В этом проекте жилкомбинат состоит из трех зданий – общественного центра, детского сектора и протяженного жилого корпуса, в котором вдоль остекленного коридора располагаются жилые ячейки площадью 5 и 10 м 2 , оснащенные умывальником и встроенным шкафом. Санитарные узлы вынесены в цилиндрические объемы, расположенные у лестничных клеток, идущих вдоль коридора через равные промежутки.
Среди других общественных зданий, спроектированных И. Голосовым, можно отметить так и не построенный Дом Советов в Алма-Ате (1927), проект массового театра в Ивано-Вознесенске (1931), синтетического театра в Свердловске (1932). Одним из лучших сооружений, разработанных И. Голосовым в стиле конструктивизма, по праву считается рабочий клуб им. Зуева, возведенный в Москве в 1928 г. Здесь архитектор использует излюбленное им сочетание крупных геометрических форм: стеклянный угловой цилиндр выступает из параллелепипеда – корпуса здания, насыщенного крупными, членящими его деталями – балконами, лоджиями, окнами и остекленными галереями.
В 1930-х гг. И. Голосов начинает ощущать недостаточность выразительных средств современной архитектуры. Он обвиняет конструктивистов в том, что, забывая о необходимости сочетать объемное и плановое решение с функциональными и социально-художественными качествами, не умея владеть крупной формой, они загромождают ее ненужными и случайными деталями. И. Голосов решительно порывает с конструктивизмом, вновь обращаясь к неоклассицизму. И хотя он по-прежнему использует крупные, монументальные формы, обладающие четко организованными конструктивными элементами, его композиционные построения становятся более симметричными и уравновешенными.
В этот период архитектор стремится работать на основе принципов классической архитектуры, формирующих массив здания, однако он отказывается от использования специфических ордеров и деталей. В соответствии с этими концепциями И. Голосовым спроектирован жилой дом на Яузском бульваре в Москве. Это массивное сооружение с подчеркнутым горизонтальным членением фасада несет множество деталей, характерных для классической архитектуры – пилястры, консоли, карнизы, тем не менее, специально отличающиеся от своих классических прототипов. В срезанной угловой части здания находится высокая арка, по бокам которой располагаются выступы со скульптурами (скульптор А. Зеленский). Нижний цокольный этаж предназначен для магазинов и столовой, прочие этажи, которые завершаются мощным карнизом, жилые.
И. Голосов входил в Объединение современных архитекторов (ОСА), членами которого были также архитекторы-конструктивисты М. Гинзбург, братья Веснины и др. С 1919 по 1945 гг. он преподавал архитектуру в различных учебных заведениях, в том числе, во Вхутемасе-Вхутеине и в Московском архитектурном институте.
Обильное научно-теоретическое наследие, оставшееся после смерти мастера, до сих пор не освоено и по большей части не издано.
Л. Страхова
Галерея работ И. Голосова >>
|