ПЕРСОНАЛИИ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ – общий псевдоним однофамильцев Георгия Николаевича Васильева и Сергея Дмитриевича Васильева, советских режиссеров и сценаристов. Псевдоним родился после того, как это словосочетание иронически употребил в одной из статей 1928 г. критик В.Б. Шкловский. Сами режиссеры впервые выступили под этим псевдонимом в 1932 г., поставив его в титрах фильма «Личное дело».
Учившиеся на перемонтаже чужого материала, подобно многим советским кинематографистам, среди которых такие мастера как Э. Шуб и С. Эйзенштейн, Васильевы вскоре стали профессионалами высочайшего класса, стоит вспомнить хотя бы, что картина «Турбина № 3» режиссера С. Тимошенко, которую хвалят за образцовый монтаж, была перемонтирована ими, когда первоначальный вариант был признан неудовлетворительным.
Отлично принят был и смонтированный Васильевыми из фрагментов хроники фильм «Подвиг во льдах», посвященный спасению советскими ледоколами итальянской экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию. Лента сохранилась не полностью – отдельные фрагменты были вырезаны и использованы в других картинах, а то, что осталось, было разрушено при восстановлении картины – изменен монтаж, графика надписей, а также добавлены кинокадры и фотографии, сделанные после того, как картина Васильевых прошла по экранам.
Две следующие картины «Спящая красавица» и «Личное дело» не стали событием. Но поистине триумфальным стал успех картины «Чапаев» (Первая премия «Серебряный кубок» на МКФ в Москве, 1935 г.; Гран-при и диплом на Международной выставке в Париже, 1937 г.; Государственная премия СССР, 1941 г.; Бронзовая медаль на МКФ в Венеции, 1946 г.). Первоисточники – книга Д. Фурманова и сценарные разработки, сделанные на основе книги его женой А. Фурмановой, – хотя и упоминались как режиссерами, так и теми, кто писал о фильме, в действительности мало что значили, точно так же мало что значил реальный В.И. Чапаев, герой Гражданской войны. Васильевы создали новый художественный тип и сделали его центральным героем киноповествования, осуществленного всеми возможными средствами звукового кинематографа. Это и точный монтаж, и тонко построенные мизансцены, и сложная психология персонажей, и динамика рассказа, и трагический финал, придавший фильму смысловую завершенность. Балаганная, почти лубочная атмосфера многих сцен (таковы рассуждения о том, где должен находиться командир, и выстраивание диспозиции на столе при помощи картофелин) уравновешена драматизмом других (эпизод психической атаки каппелевцев), картина очень пропорциональна, почему столь весом и финал. Именно органичность образов Чапаева, Петьки, Анки и даже Фурманова позволила впоследствии существовать им самостоятельно, выйти за пределы картины, сделавшись героями целой серии анекдотов.
Тут счастливо совпали и свойства материала, и свойства времени, однако на примере творчества братьев Васильевых можно увидеть неразрешимую проблему, которая встала перед советским кинематографом тех лет. Столкнувшиеся с невозможностью продолжать формальные поиски, характерные для 20-х годов, они были вынуждены, чтобы самореализоваться, идти по экстенсивному пути, расширять тематику, ею мотивируя новые повествовательные формы, но этому мешало то, что сам кинематограф постоянно беднел – уменьшалось количество режиссеров, которым давали постановки, уменьшалось количество самих фильмов.
Картина «Волочаевские дни», посвященная борьбе с японцами на Дальнем Востоке, за исключением нескольких замечательных эксцентричных сцен (например, мытье в огромном котле полковника Усижимы, великолепно сыгранного Л. Свердлиным) невыразительна. Бесцветен и созданный по косвенно сформулированному социальному заказу следующий фильм, судьба которого достаточно показательна: он задумывался в двух сериях, первая должна была называться «Поход Ворошилова», вторая «Оборона Царицына», обе серии снимались одновременно и одновременно были закончены. Первая серия, уже под названием «Оборона Царицына», вышла на экраны и получила Государственную премию СССР за 1941 г., вторая на экраны так и не вышла. Не стал открытием и фильм «Фронт», снятый по пьесе А. Корнейчука.
Считается, что это последний фильм, сделанный братьями Васильевыми, однако вернее сказать, что последним фильмом должна была стать лента «Пиковая дама», у которой долгая и запутанная предыстория. Одноименный сценарий написан братьями Васильевыми вместе с режиссером П. Вейсбремом еще в 1933 г., и в том же году П. Вейсбрем приступил к экранизации, но работа была прервана. В 1945 г. сценарий доработали сами братья Васильевы и приступили к его реализации, однако смерть Г. Васильева помешала реализации замысла и на этот раз. Фильм по вновь переделанному сценарию поставлен режиссером Р. Тихомировым, когда Васильевых уже не было в живых.
Хотя после фильма «Чапаев» у Васильевых не было крупных творческих удач, а поставленные одним С. Васильевым картины «Герои Шипки» (приз за режиссуру на МКФ в Канне, 1955 г.) и «В дни Октября» стали воплощением все того же – экстенсивного – направления в кинематографе, заслуги режиссеров бесспорны. И совершенно справедливо, что присуждавшиеся с 1965 г. ежегодные Государственные премии РСФСР по киноискусству названы именем братьев Васильевых.
Евг. Перемышлев
Избранные сочинения
Братья Васильевы. Собрание сочинений в трех томах. М., 1981-1983.
Сергей Васильев. «…стимула по существу нет на фабрике». – «Искусство кино», 1991, № 2.
«Чапаев». М.-Л., 1934.
Литература
«Чапаев». Сборник статей М., 1936.
Шкловский Виктор. Сергей Эйзенштейн и братья Васильевы. (Страницы из дневника). – «Московская правда», 1963, 10 февраля.
«Чапаев». М., 1966.
Писаревский Д. С. Братья Васильевы М., 1981.
Козинцев Г. О режиссерском сценарии «Освобождении Болгарии от турецкой неволи». – В кн.: Козинцев Григорий. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. Л., 1983.
Шкловский В. Тише! Чапай думать будет! – В кн.: Виктор Шкловский. За 60 лет. М., 1985.
|