Л. Страхова
Единичность и множественность в дизайне
Когда дело касается дизайна, то проявляется странная закономерность – здесь имеет место не арифметическое, а иное соотношение единицы и множества. То, что существует в единичном виде, совершенно иначе смотрится в группе или при большом исчислении, хотя и предназначено для неединичного существования. Подобное бытование вещей или предметов наиболее остро ощущается, когда их используют в качестве составных частей при создании художественных объектов, в том числе и методом «реди мейд».
Конкретный пример, который следует рассмотреть в данном случае, – конфета «Аленка», фантик которой украшен изображением детской головы в платочке, появившимся еще в советскую эпоху на плитке шоколада с таким же названием. Но прямоугольная плитка и рисунок на обертке воспринимались вполне естественно. Иное дело – конфета.
И выпуклая форма круглой конфеты, и обертка ее, и расположение обертки на конфете неплохо задуманы. На поверхности стола или на каком-то ином свободном поле, такая конфета имеет вполне условный вид – это кондитерское изделие либо декоративная вещица (в данном случае разницы нет). Но, приумноженная количественно, во множестве выложенная конфета «Аленка» приобретает иной вид. Ни вкусовые свойства, ни единичный дизайн, ни какие-либо иные положительные качества этого материального объекта не играют роли, потому что главное и единственное, что в таком случае приковывает внимание – внешний вид.
Об эстетике или о желанности такой конфеты – привлекательности ее – говорить не приходится. Перед нами визуальный объект с потенциально высоким уровнем иронизма. Это уже кич.
Характерно, что то же изображение на фантиках конфет прямоугольной формы (два варианта разной величины) такого впечатления не производит.
Иными словами, условная форма упаковки либо изделия при мультиплицировании и соположении подчеркивается. Приумножение вообще усиливает декоративный элемент.
Тут можно вспомнить ритуальные сладости, столь популярные у них на родине в Мексике – сахарные черепа, скелеты и т.д.
Почему сходные, как будто, объекты воспринимаются столь различно? Череп – условный знак, символ, который при умножении еще сильнее символизируется, вплоть до того, что преодолевает свое символическое значение, предельно остранняется. Лицо, пусть представленное и в очень условном виде, наоборот, теряя декоративизм, становится натуралистичным. Перед любителем сладкого уже не конфеты, а выложенные рядами головы, приготовленные к употреблению.
Техническая эстетика и промышленный дизайн, № 4, 2006
|